Формационное своеобразие культуры Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить своеобразие и отличительные черты культур востока.
Цель работы конкретизируется следующими задачами:
- выявить формационное своеобразие культуры Востока;
- изучить модели культуры цивилизаций Древнего Востока;
- охарактеризовать специфику развития культуры Востока: от древности к современности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формационное своеобразие культуры Востока……………………………...4
2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока………………………….6
3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности…10
4. Особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной»…..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Этого Европа ещё не знала. К Возрождению Восток опережал Запад в культурном развитии. Почему же намечается отставание? Его не объяснить ни географическими, природными факторами, ни научными, техническими.

Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с III тысячелетия до н. э. Во II-V в. н. э. происходили столкновения с «варварами» (римляне называли их «barbari», китайцы - «ху», «хужэнь»). Примерно в одно время начинает развиваться феодализм - I-VII вв. н. э. К VII-VIII вв. н. э. складываются могущественные государства-империи.

Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к «древнему» «гу вэнь» - в Китае, в Европе - Каролингское Возрождение». Но сам термин - «фугу» (возвращение к древности) появляется позднее, точно также как и термин «Ринашименто» у Джорджо Вазари (ХVI в.). Более того, за образец принимается не вся китайская древность, но только «классическая». В Китае мыслители апеллировали к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты: «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга истории»), сочинения Конфуция. Интересно, что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось, а на Англию. В восточной культуре - на Японию, на период Гэнроку (1688-1704), а не на Китай. Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например, Просвещения. В Японии появляется плеяда просветителей, происходит выдвижение на арену «просвещенных монархов»: Канси, Юн-чжен, Цян-Лун и др. В это время здесь появляются элементы культуры, аналогичные европейским. К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: «Ицзин», «Шицзин», «Шуцзин», «Чуньцю», «Лицзи». Они составляют канон, «утверждённый текст» - «диньбэнь». Затем были отобраны комментарии, которые Кун Ин-да счел «правильными» - «чжэньи», то есть происходит канонизация.

В литературе также происходит канонизация: появляется «избранное в литературе» - «Вэньсуань», следовательно образуется закрытая, догматическая система текстов, которые санкционируются политическими и религиозными авторитетами.

В Европе в это время издается «Сумма теологии» Фомы Аквината и прочие «Суммы...». Складывается и практика трактовки текстов, фраз, слов - она называется «сюньгу», на западе - экзегетика. Таким образом, средневековая культура имеет много общего:

1. догматизм как мировоззрение;

2. толкование текстов как метод  познания;

3. схоластика как форма псевдонауки. Складывается и стремление преодолеть  эти отжившие своё, феномены.

Накамура Тэкисай в предисловии к «Чзиньсы му» писал: «Считается, что в идейном мире конфуцианства с наступлением периода Сун (Х в., он служит датировкой новой эпохи) началась новая эра. ...Провозгласили учение в природе... Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований».

Но то же самое происходило и в Европе. Фрэнсис Бэкон писал, что нам даны две книги: Книга Писания, в которой вскрывается воля божья, и Книга природы, в которой раскрывается могущество Бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста, авторитета, веры, но шаг в сторону.

На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее. «Приобретение знания - самое первое, но не самое важное; самое важное - достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты», - считали философы сунской школы. Таким образом, знание и мораль - рассматриваются в единстве. Притом более высокой ценностью считается мораль.

Главное в культуре цивилизации Древнего Востока - это сохранение и восстановление - если что-то нарушено - порядка, организации, закона. [5, с. 427] Подданные должны поддерживать закон - они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон - ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги - это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.

Из необходимости сохранять утверждённый миропорядок родилась наука: если границы полей смыло наводнением, их надо восстановить в той же форме, в какой они существовали до разрушения. Если двор, хозяин, платит налог, то надо исчислить, правильно ли он его платит. Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны - цикличны. Надо познать закономерность этих циклов, а для этого нужна астрономия.

Но и искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок, космос. В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка. Если на архаической стадии искусство соединяло, сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира. Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь - это и божественное существо (как, например, египетский фараон - живой бог солнца Ра), и глава государства (империи), и обычный человек. Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он, как бы поддерживает с другими богами миропорядок). Фараон изображён на войне - он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте поражает из лука львов, в своём дворце - принимает иностранные посольства, в быту - отдыхает вместе с женой. Поскольку фараон имеет приближённых и слуг, а те в свою очередь, своих и т. д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила распространяется через священного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей - царицы, приближённых царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных. Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством - поддерживать миропорядок и закон, - способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции, предпочтение покоя перед движением, ритуальных поз перед обычными, естественными; разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе, самом крупном, а остальные, в соответствии с положением, во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения (толпа перед храмом). Последний момент и объясняет, почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения - все виды объединились вокруг главного.

Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации, придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.

 

 

 

 

 

 

4. Особенности «восточной» культуры  в её сопоставлении с «западной»

 

1. Основой письменной культуры  Запада является алфавит - совокупность  знаков, выражающих звуки. Для восточной  культуры характерен иероглиф, фиксирующий  значение.

Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

Европейские понятия, например, «человек» или «индивид» - воспринимается чисто атомарно. А вот японское понятие «НИНГЭН» (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида.

2. Употребление синонимов в Западной  культуре основано на понятийном  содержании слов безотносительно  к графической оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации.

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма.

3. В Западной культуре языку  отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной  культуре иероглиф не просто  передаёт смысл, а содержит его  в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

4. В западной культуре возможно, несовпадение «цели» и «средств». В восточной - средства понимаются  как развернувшееся содержание  цели.

5. В западной культуре на этом  основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей - неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

6. В западной культуре наука  направлена на преобразование  природы, отсюда природа воспринимается  как чуждая человеку сила. «Опыт» - метод науки нового времени, образован от слова «пытка». Человек  «пытает» природу, добиваясь от  неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.

7. Для европейской культуры «понять» - значит дать повторяющийся результат, то есть «воспроизвести». Отсюда  мы имеем специфический мир  порождённых нашей культурой превращенных форм - и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры «понять» - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример - «Сад камней». Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов - икебана.

8. Для западной культуры характерен  антропоцентризм, для восточной - природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы «природа - культура».

9. Для западной культуры характерен  «вещизм», «товарный фетишизм» - «покупать, покупать, покупать», инстинкт собственника. Для восточной - «минимизация» потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома.

10. Для Запада характерно признание  безличностного, анонимного восприятия  культуры: «все - потребители». Для восточной  культуры характерен личностный  характер формирования культуры: есть «Учитель». Это объясняется тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания. Например, «Коран» имеет семь слоёв комментариев.

11. Внетекстовое молчание означает  отсутствие смысла - в западной  культуре. В восточной культуре - молчание есть способ постижения  смысла.

12. В западной культуре цель  науки - истина. Она имеет практическую  отдачу. В восточной - цель знания - выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

13. В западной культуре познание  и нравственность разделены. Основной  вопрос науки: «истина - неистина». В  восточной культуре познание - средство  нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла.

14. В западной культуре постижение  всеобщего, законов - основная цель. Единичное невыразимо непосредственно  в языке, в науке. В восточной  культуре основное внимание уделяется  индивидуальности, единичному.

Например, европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина - наоборот, более сильна при воздействии на индивидуум, скажем, путём иглоукалывания.

15. Отличается на Востоке и  трактовка «гуманизма». Термин «гуманизм»  был введён в Италии Колюччо  Салютати и Леонардо Бруни. Они  заимствовали его у Цицерона. В Китае Хань Юй вводит термин  «ЖЭНЬ», отличая свой путь от  пути до него. Но содержание  этого термина («Пути») - иное. Конфуций проповедовал любовь к человеку, Хань Юй - любовь ко всему, к миру, понятому пантеистически и одухотворённо.

Таким образом, восточный гуманизм не был антропоцентричен. Чжан Мин-дао говорил: «Моя душа - то же, что и душа трав, деревьев, птиц, животных. Только человек рождается, приняв срединное Неба-Земли». Таким образом, это своеобразное экологическое мировоззрение, «природоцентризм».

Заключение

 

Культура Востока, несомненно, своеобразна и во многом отличается от классически противопоставляемой ей Западной культуры. Даже понятие «культуры » на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры  идёт от понятий «возделывание», изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово «пайдейя» (от слова «паис» - ребёнок), также означает «преобразование». А вот китайское слово (иероглиф) «вэнь», аналогичное понятию «культура», пиктографически восходит к начертанию символа «украшение»; «украшенный человек». Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. «Вэнь» противостоит «чжи» - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке  в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека «украшенными», «утончёнными» внутренне, «эстетически» украшенными.

В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток «снисходительно», сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток - «давал», Европа - «брала». Недаром появилось изречение: «Свет с Востока».

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гуревич П.Р. Культурология. Учебное пособие. – М.: Омега–Л, 2012.       432 с.
  2. Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология: Учебник для ВУЗов. – СПб .: Питер, 2011. – 384  с.
  3. Ермишина Н.А. Культурологи: Учебное пособие для вузов. Академический проект, 2010, 432 с.
  4. Культурология. Учебник для ВУЗов Солонин Ю.Н., Каган М.С., ред. Высшее образование. – 2009, 566 с.
  5. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособ. / И.Е. Ширшов [и др.]; под общ. ред. И.Е. Ширшова. – 2-е изд., испр. и перераб. – Мн.: Экоперспектива, 2010. – 543 с.
  6. Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. – М., «Центр» – 2011.        303 с.

Информация о работе Формационное своеобразие культуры Востока