Фольклор и профессиональная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Фольклор составляет длинную цепочку своих произведений. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, произведения видоизменялись, обретали новые формы существования, но народ их хранил и донёс до сегодняшнего дня. Произведения народного творчества не имеют ни авторства, ни какой-либо принадлежности, они являются бесценным достоянием каждой нации. Произведения фольклора - не создания отдельных личностей, а результат индивидуального и массового творчества, диалектически взаимосвязанных между собой.

Содержание

1. Фольклор и профессиональная культура 3
2. Развитие культуры в период первой промышленной революции (XVIII– первая половина XIX в.) 7
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология вариант№19.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

   Необходимо  напомнить, что западничество различного толка в России процветало из-за попустительства русских государей  – и тем самым создавалась  почва для оппозиции, т.к. буржуазные идеалы не совпадали с российской реальностью. Сама реформаторская деятельность монархов заставляла заново ее переосмыслить, искать собственные формы государственности и возрождать национальный менталитет. Пушкинская национальная струя культуры, возникшая в оппозиции дворцовой академической культуре французского толка, обрела защитника русской православной государственности в лице Н.В. Гоголя (западно-ориентированная разночинская литературная критика безуспешно пыталась причислить его к революционерам). Но если в первой половине XIX в. сохранилась некоторая оппозиционность лучших представителей национальной культуры центральной власти, то с середины XIX в. западной ориентации придерживалась уже не только духовная элита, но и значительная политизированная часть студенчества естественно-научных ориентаций, оторванная от национальной традиции.

   Разночинная интеллигенция, далекая от хозяйственной  жизни общества, привыкшая к бюрократическому произволу, стремилась воздействовать не на материальные основы жизни, о  которых она так много говорила, а на существенный государственный аппарат. Между там монархия в начале процесса капитализации выступала как необходимое условие организации общества во всех западных странах, что и отмечалось большинством буржуазных мыслителей XVIII в. Начало буржуазных перемен было положено еще Александром I. Уже в 1801г кружком приближенных к нему молодых людей был намечен план ликвидации крепостного права и начато его исполнение. Но самое главное, в 1812 г. частными лицами была разрешена разработка месторождений драгоценных металлов.

   Уже первый крупнейший реформатор XIX в. М.М. Сперанский вызывает к жизни одновременно древнюю категорию русской философии – «софию» (как организующее начало всего, находящегося вне Бога), взывает к традициям прежнего православия (внутренний пост, духовная молитва) и исповедует чисто протестантские взгляды (противопоставление, во всяком случае, «отличение» живого Божьего слова от Писания).

   Теоретические основы собственно национальной духовной культуры были заложены славянофилами  Аксаковым, Хомяковым, Киреевским. Ими  был создан принципиально новый  тип мировоззрения, который мы сегодня  называем «культурология». Если романтики только наметили способ восприятия общественных явлений через призму национально-культурной уникальности, то славянофилы создали для ее описания и осмысления развитый категориальный аппарат.

   Ф.М. Достоевский вскрыл глубинные психологические язвы революционного движения. Сам участник этого движения, прошедший через каторгу и ссылку, он указывал на внутреннюю безнравственность самого принципа насильственного «добра». Истоки революционности он видит в насаждении католической веры и соответствующей идеологии, в подмене свободы (выбора) – высшим, недоступным разуму авторитетом. Он проводит аналогию между революционером и великим инквизитором. Как бы предваряя аргументацию будущих революционных деятелей, Достоевский выступает и против вдохновителей кровопролития: Дмитрий Карамазов внутренне согласен с приговором, хотя непосредственно преступления и не совершал. Но главная заслуга Достоевского состоит в том, что, как отметил В.С. Соловьев, он распространил христианскую мораль на уровень общества в целом, за пределы семьи и внутренней жизни человека. Если протестантство подчинила и мораль экономическим отношениям, то Достоевский указал на необходимость морального воздействия на политику. За несколько лет до публикации основных произведений  Ф. Ницше, Достоевский выступил против возможных крайностей буржуазного индивидуализма, указал на их социальную опасность.

   Хотя  Достоевский знал истинных христиан, таких как Алеша Карамазов, из монастырей в мир, на реальную борьбу с социальным злом, он не отделял  православия от официальной церкви. В этом также проявилось его противостояние позднему нигилизму. Достоевский сумел воздействовать на современную ему молодежь и читающую публику. Беспрецедентным в истории культуры стало издание «Дневника писателя» (1873-1877 гг.), в котором Достоевский откликался на события текущей жизни.

   Л.Н. Толстой выступал (1880-е г.) с иных позиций. Мораль он противопоставлял государству, и по сути, религии. Но если религию  он для себя подчинил (и исправил) с помощью морализирующего рассудка, то государство и церковь отверг. Толстовский принцип непротивление злу насилием также отвергал революционную практику, но возврат к крестьянскому труду означал и неучастие в делах государства.

   В отличие от западной философии, которая  должна была только оправдывать существование протестанткой  религии, которая уже содержала установки, обеспечивающие буржуазное поведение, русская философия включала элементы собственно богословия. Причем русское «светское богословие» никогда не выступало под флагом реформаторства (кроме Л.Н. Толстого): все русские философы называли себя людьми православными, а подчас и являлись православными священниками. Для такого реформаторства нет оснований, т.к. православие содержит в себе все те посылки, из которых выросло протестантство. Перед философами стаяла задача расстановки акцентов в православном мировоззрении и их обоснование.

   Любовь  является основой объединения человечества, и поэтому церковь должна руководствоваться  этим объединением, руководитель государствами  через объединение церквей. Идеи собственно протестантского характера у Соловьева теряется на фоне глобального общемирового подхода, но тем естественнее они усваиваются: активность человечества по отношению к природе, иррациональность нравственных форм, их определяющий характер по сравнению с нормами правовыми. Характерна картина идеального общества, в котором отсутствует непроизводственная сфера: городское население создает изменять условия жизни, сельское – обеспечивает существование общества. Потом образ такого рода экономически развил С.Н. Булгаков, который также считал, что Царство Небесное подготавливается и создается человеческой историей. Реальным завершением этого течения русской мысли было создание первого проекта христианско-демократической партии в Европе.

   Второе направление русского философствования опиралось на глобально-вселенскую философию В.С. Соловьева. Н.Ф. Федоров в своей «философии общего дела» развил идею участия человека в подготовке не только Божьего царства, но и фактически Страшного суда.  Известный долг христианина – борьба со злом – получает биологический смысл (борьба со смертью) и физический смысл (борьба с энтропией, распадом, преобладающим в природе). Распространение человеческого влияния на природные, космические процессы Федоров расценивает как одухотворение природы. Победу над смертью Федоров понимает не только как достижение бессмертия, но и как воскрешение всех когда-то умерших людей. Оживление умерших родителей Федоров и считает главным, объединяющим людей «общим делом». Идея спасения у Федорова вообще оторвана от идеи посмертного воздания, загробного мира. Федоров ставит перед собой и проблему дальнейшего устройства «царства божьего»: как будет расселяться ожившее и увеличивающееся население. Основной возможностью решения этой проблемы Федоров считает расселение человечества в космосе, вплоть до превращения самой Земли в космический корабль. Последователь Федорова К.Э. Циолковский занимается уже чисто инженерным аспектом этой проблемы: сначала создает проект (и модель) цельнометаллического дирижабля – для расселения людей по всем труднодоступным уголкам земли, затем проекты космических ракет. Огромное значение имели научно-популярные статьи и книги Циолковского, в которых он реалистично, научно обоснованно описывал полет человека в космос, жизнь в невесомости и др. Идея завоевания космоса становится впоследствии национальной идеей, реального осуществления которой добились С.П. Королев и его соратники. Запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого человека в космос подтолкнули  к развертыванию космических программ все развитые государства.

      Профессиональная  культура отличается от народной институциональной формой. В рамках профессиональной культуры создаются специальные учебные заведения для подготовки специалистов, возникают структуры, обеспечивающие социальное функционирование культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, НИИ и т.д.), формируются учреждения, руководящие культурной деятельностью (министерства, комитеты, управления и т.д.). Можно выделить также такие отличительные особенности профессиональной культуры как опора на научные теории, разделение на творца и потребителя.

   Профессиональная  культура – это универсальная  система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной области, регулируют профессиональную деятельность.

   20 век прошел под знаменем профессионализма (профессионализм – знание своего  дела и любовь к нему). Однако  в этом же веке, более, чем  когда-либо, стало ясно, что узкая специализация – это вчерашний день. Сегодня профессиональная деятельность в любой сфере должна опираться не только на узкоконкретные знания и навыки, но и на более широкие мировоззренческие представления о мироздании, природе, социальном мире и человеке, позволяя видеть свои действия в перспективе, просчитывая, возможно, глобальные их последствия. Пожалуй, сейчас следует ставить вопросы не только и не столько об «управленческой культуре», «педагогической культуре», «культуре врачевания» и т.п., а рассматривать более широко «культуру профессиональной деятельности».

   Культура  профессиональной деятельности, кроме  профессиональных знаний и навыков, должна включать навыки делового общения  в соответствии со служебным этикетом, умение организовать оптимальное взаимодействие формальной, внеформальной и неформальной структур в коллективе; знания и навыки по разрешению психологических коллизий в коллективе; ораторское искусство; умение создавать оптимальное вещно-символическое окружение на рабочем месте, рациональную организацию рабочего времени, в т.ч. с помощью самоменеджмента; формирование и оптимальное использование своего имиджа.

   Очевидно, что культура профессиональной деятельности, включая в себя знания и навыки в конкретной профессиональной области (профессиональную культуру), выходит за рамки узко понимаемого профессионализма. Современный профессионал – это не только знаток и любитель своего дела, это человек, который несет ответственность за результаты своих действий, за принимаемые им решения.

   Деление культуры на профессиональную и народную подчеркивает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Разделение же на элитарную и массовую связано с наличием в структуре культуры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих культурных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям культурного большинства. Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной П; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е гг.) В элитарной культуре круг истинных и «высоких» ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количественному сужению элиты, но к качественному ее росту, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого представителя элиты. Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

   Говоря  об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в 20 в. очень часто происходи их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер. К примеру, представители стиля модерн, для которого была важна функциональность произведения искусства, принимали непосредственное участие в развитии тиражной  графики, фактически стали создателями искусства плаката, в том числе и рекламного, ставили перед собой задачу слияния художественного высокопрофессионального творчества и массового промышленного производства (последнее было скорее заветным идеалом модерна, чем воплотившейся реальностью). Поп-арт с его искусством коллажа, концептуальное искусство, вводящее в оборот философское осмысление и эстетическое восприятие повседневных массовых предметов, несомненно, отражают процесс элитаризации массовой культуры и одновременно омассовление элитарности. Таким образом, предстатели элитарной культуры невольно, а потом и сознательно начинают апеллировать к массовому сознанию. Поэтому несмотря на то, что постмодернисты выступают против мистификации реальности, которая происходит в процессе воздействия СМИ на общественное сознание и пытаются показать многозначность реального мира, их высокоинтеллектуальная, тонкая, эстетизированная критика зачастую оказывается мало понятной и мало эффективной для большинства.

Информация о работе Фольклор и профессиональная культура