Уникальная культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучение культуры Древнего Египта.
Задачи исследования :
1. Дать общую характеристику художественной культуре Древнего Египта.
2. Рассмотреть архитектуру как отражение духовной жизни Древнего Египта.
3. Охарактеризовать изобразительное искусство древних египтян.

Содержание

Введение__________________________________________________С.3.
Анализ литературы по теме исследования______________________С.4.
Материальная культура Египта. Архитектура ___________________С.5.
Живопись и рельефы________________________________________С.8.
Скульптура________________________________________________С.9.
Духовная культура Египта. Становление письменности__________С.10.
Наука____________________________________________________С.11.
Верования, традиции, обычаи древних египтян. Религия_________С.13.
Заключение_______________________________________________С.15.
Список литературы_________________________________________С.16.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Позы у статуй - правильные, симметричные. Характерная особенность  египетской скульптуры - выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях  фараонов. Довольно быстро сложились  два основных положения скульптурных изображений - ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода - фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой же строгий канон, как и в самой скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские - в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось до наших дней не так много.

После окончания Нового царства египетская скульптура уже  не переживала сколько-нибудь серьезных  изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

 

Духовная культура Египта

Становление письменности

 

Письменность - вот благодаря чему вопреки времени возродилась память об одной из древнейших культур в истории человечества, египетской. Несомненно, были и более древние весьма развитые культуры, но от них остались лишь памятники материальной культуры, не слишком проясняющие, что представляла из себя данная культура. Египтяне, первыми из известных истории народов изобретшие письменность, сохранили память о себе под развалинами городов и под грузом тысячелетий.

Система письма берет  свое начало от рисуночного письма. Египтяне довели иероглифику до подлинных высот художественного мастерства.

Иероглифическое письмо древних египтян содержало около 800 различных знаков. Впрочем, в различные  периоды истории Египта некоторые  знаки исчезали, появлялись новые, менялось их значение, что, кстати, немало помогает при датировке того или иного исторического документа.

Письменность Египетского  царства в общих чертах сформировалась уже в раннединастический период. Существовало две основных системы - иероглифическое письмо и иератическое (жреческое) письмо, состоявшее примерно из 600 знаков. Первый вид письменности носил исключительно сакральный характер. Иероглифами украшали стены усыпальниц знати и фараона, ими записывали наиболее важные сведения государственного и исторического характера. Название «иероглифы» было присвоено знакам древнеегипетского рисуночного письма греками (в переводе это слово означает «священные знаки») [4, стр.91]. Иератическим письмом пользовались в целях более прозаических. Все хозяйственные документы, трактаты и литературные произведения записаны именно иератическим письмом.

Египетская письменность представляет собой определенную сложность  при расшифровке еще и потому, что не существовало четкого стандарта  оформления текста. Писали либо горизонтальными  строчками, читавшимися как слева направо, так и справа налево, либо вертикальными колонками, которые читались только сверху вниз.

Египетские писцы не брезговали никаким материалом, пригодным  для письма. Надписи иероглифическими и иератическими письменами делались на камне (надписи на камне чаще всего носили религиозный характер) [4, стр.86], на глине, на пергаменте и на папирусе (это был наиболее распространенный писчий материал).

 

Наука

 

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных  познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Особенно развита в Древнем Египте была математика – и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Древние египтяне уже умели вычислят отношение длины окружности к диаметру круга, знали теорему, известную как «теорема Пифагора» и др. Больших успехов они достигли в астрономии . По сути дела они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

Годичный цикл у древних  египтян состоял из трех периодов, соотнесенных с временем разлива  Нила. Необходимо было уметь предсказывать (или вычислять) дату разлива. Жрецами было замечено, что разлив Нила наступает сразу же после летнего солнцестояния и что непосредственно перед этим на небе появляется ярчайшая звезда неба – Сириус (египтяне называли ее «Сотис» или «Сопт», т.е. «сияющая», «лучезарная»).Восход Сириуса давал египтянам возможность оценить промежуток времени между двумя разливами Нила.

Год у древних египтян  делился на 12 разных месяцев, в каждом из которых было 30 дней, или шесть  малых недель по 5 дней каждая. Каждая декада и символизировалась своим деканом. Однако в результате небольших расхождений дата восхода Сириуса все время изменялась. Цикл его «возвращения» - 1460 лет, что называется Великим годом. Нетрудно видеть, что если разделить это число на 4, то получится 365, правда не дней , а лет. Для египтян это имело глубокий символический смысл.

Имелись в Древнем  Египте зачатки медицинских и  географических знаний. Правда, современному человеку эти знания покажутся слишком  примитивными и, возможно, вызовут лишь улыбку. Однако не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть. [4, стр. 92]

 

Верования, традиции, обычаи древних египтян

Религия

 

Именно религия занимала огромное место в жизни египетского  государства. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

Среди множества божеств  особое значение очень рано приобретает  солнечное божество, которое в  разных номах представлялось в различном  облике: в одной местности это  был крылатый диск, летящий по небу, в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.

Особо следует указать на такую черту религиозных представлений древних египтян, как почитание животных. Эту черту обычно подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки существования. Между тем эта черта проявилась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли.

Культ состоял в поистине трепетном отношении к диким и домашним животным. Например, даже крокодил считался священным, охота на него запрещалась, а после смерти крокодилов мумифицировали, как людей. Величайшим преступлением, за которое можно было поплатиться жизнью, считалось дурное обращение с кошкой. С богом отождествлялся бык (не любой, а специально выбранный и обладающий особыми приметами – черный, но с белым круглым пятном на лбу и др.) [4, стр.90].

Главной доктриной египетской религии была вера в бессмертие души. Египтяне исходили из того, что смерть не означает конца человеческого существования, а, напротив, открывает собой его новый этап, который мог быть более счастливым, чем земной — а главное, он мог быть вечным. Поэтому краткую земную жизнь они рассматривали лишь как прелюдию к истинному существованию.

Вера в загробное  существование требовала сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как тайное искусство бальзамировщиков.

Бессмертие, однако, было обещано не всем душам, а только тем, которые заслужили это праведной жизнью. Душа умершего должна была предстать перед Осирисом и другими богами — его помощниками.

Но мало было сохранить  тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала человеческих жертв, как это было в некоторых древних странах, бессмертие обеспечивалось средствами искусства. Множество небольших статуэток, так называемых ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIX веке исследование египетских захоронений.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось  для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само и себе заключающим жизненное начало.

 

 

 

 

Заключение

 

При изучении данной темы была рассмотрена культура Древнего Египта, проанализированы художественные ценности древнего мира, охарактеризованы научные познания древнеегипетской культуры, а также рассмотрена архитектура как духовная жизнь Древнего Египта.

К сожалению еще много не изучено в истории данной цивилизации. В отличие от греческой, особой популярности египетская культура не приобрела и сделалась достоянием лишь узкого круга специалистов – востоковедов и филологов. Так произошло, потому что к началу нашей эры египетская культура пришла уже в совершенный упадок, традиции ее стали забываться, их не наследовал никакой другой народ.

Особенность древнеегипетской культуры заключается в тесном переплетении духовных и материальных ценностей древнеегипетского народа. Так, к примеру, вера египтян в заупокойный культ и божественную силу фараонов нашла свое отражение в материальном мире, а именно сформировала предпосылки для возникновения одной из первых в мире монументальной каменной архитектуры, скульптурного портрета и изделий художественного ремесла.

Памятники архитектуры  Древнего Египта воплотили в себе дух египетской культуры, явились  ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным  образом, - пишет русский египтолог М.Э. Матье. - Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных, или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».

 

 

Список литературы

 

1. Васильев А.А. История средних веков, М, 1994.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта, СПб, 2001.

3. Нестерова А.В. Памятники Древнего Египта, М, 2003.

4. Пигалев А.И. Культурология: Учебник, Волгоград, 2006.




Информация о работе Уникальная культура Древнего Египта