Традиция и культура питания народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:04, реферат

Краткое описание

В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением друг к другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.
Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. Характерной особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг.

Содержание

1.Семейные традиции и обряды, свадебные обряды
2. Календарные праздники и обряды, фольклор
3. Традиции русского застолья
4. Традиции приема гостей
5. Традиции русского православного праздничного застолья
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

культура и традиции руссского народа.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

Торжественные обеды и  застолья в честь приёма иностранных  гостей устраивались с особой широтой  и размахом, они призваны были продемонстрировать не только материальные возможности  царственных хозяев (подчистую обиравших  собственный народ), но и широту и  гостеприимство русской души.

5. Традиции русского  православного праздничного застолья

Православное праздничное  застолье с давних времен хранит множество  традиций, обычаев и обрядов. Характерной  особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все  члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан  и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести  серьезные и добрые. Разгул и пьянство, особенно в постные дни, считались  большим грехом. Как писал Св. Федор Едесский, «праздник проводи  не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоты. Наполняя же чрево яствами, прогневишь Того, Кому посвящается праздник».

Обязательным элементом  праздника является молитва. Считается, что приготовленная с молитвою еда  всегда удается, а молитвы до и  после вкушения пищи и другие, обращенные к Богу, Пресвятой Троице, Пресвятой  Богородице, Честному Кресту, принесут здоровье, успокоение и радость.

Для православного праздничного стола характерны традиционные блюда, соответствующие отмечаемому празднику. Для многих праздников предназначались  строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз  в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный  поросенок, гусь или индейка, медовый  или маковый пирог, пышные и румяные  блины, крашеные яйца и куличи...

Отмечали православные праздники  обильным и богатым столом. И в  зажиточных, и в бедных семьях выставляли на стол все лучшее, что было в  доме. Специально для праздников заранее  приобретались и хранились в  домашних кладовках разнообразные  продукты.

Для праздничного стола готовили изысканные блюда, придерживаясь правила: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится», и хозяйки старались  блеснуть кулинарными способностями. Ассортимент закусок и блюд, особенно холодных, был разнообразным и  широким. Народные традиции часто предписывали, на какой праздник сколько их должно быть. Большинство блюд и напитков сразу ставили на стол. Считалось  обязательным попробовать все блюда, что были на столе.

Большое внимание уделялось  оформлению праздничного стола. Его  накрывали красивой, как правило, вышитой или белоснежной скатертью  и сервировали лучшей посудой  и приборами, украшали цветами, веточками  зелени, бумажными ленточками, гирляндами. Непременным атрибутом праздничного стола были свечи, которые придавали  застолью особую торжественность и  символизировали религиозный характер праздника.

Традиции и обычаи праздничного застолья изменялись и обновлялись  на протяжении веков. Каждое поколение  стремилось сохранить и древние  языческие традиции, и православные, и привнести что-то свое. И современные  поколения не исключение из этого  правила.

Посты, установленные церковью.

Многодневные посты

1. Великий пост, или Св. Четыредесятница перед Пасхой. Продолжается 7 недель: 6 недель сам пост и  7-я неделя Страстная. 

2. Рождественский пост  продолжается 40 дней перед Рождеством  Христовым с 27 ноября -- Дня Св. апостола Филиппа, поэтому называется  иначе «Филипповым постом». 

3. Успенский пост -- 2-недельный  перед праздником Успения Божией  Матери -- с 14 по 27 августа. 

4. Апостольский, или Петров  пост. Начинается через неделю  после праздника Св. Троицы и  продолжается до праздника Св. первоверховных апостолов Петра  и Павла (12 июля). Продолжительность  его зависит от даты празднования  Пасхи: самая большая -- 6 недель, самая меньшая -- неделя и один  день.

Однодневные посты

1. Рождественский сочельник  -- 6 января (обычай -- не есть до  появления первой звезды).

2. Крещенский сочельник  -- 18 января.

3. День Усекновения главы  Св. Иоанна Предтечи -- 11 сентября.

4. День Воздвижения Креста  Господня -- 27 сентября.

5. Среда и пятница каждой  недели.

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ

Следует иметь в виду, что по Уставу Церкви в праздники  Рождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В кануны праздников Рождества  Христова и Крещения Господня, случившиеся  в субботу и воскресенье, разрешается  пища с постным маслом.

В Сретение, Рождество Богородицы, Успение, в праздники Рождества  Иоанна Предтечи, апостолов Петра  и Павла, апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, разрешается рыба.

В праздники Преображения и Введения в любой день разрешается  рыба. В Переполовение Пятидесятницы  и отдание Пасхи разрешается  рыба.

Каждый народ имеет  свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости  от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой  традиций и другими особенностями.

Литература

1. Родной Башкортостан. Под  изд. Г.Самитдинова, З.А.Шарипова, Я.Т.Нагаева, изд-во: Башкортостан  Уфа, 1993 г.

2. Энциклопедия обрядов  и обычаев под ред. Брудная  Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.

 


Информация о работе Традиция и культура питания народов России