Традиционный общественный быт народов Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:33, доклад

Краткое описание

Традиционный общественный быт народов Дагестана характеризуется в частности широким распространением в хозяйственной жизни общины-джамаата обычая взаимопомощи. «Его (взаимного обмена помощью) возникновение и существование было обусловлено прежде всего неустойчивостью экономического положения формирующихся или уже сформировавшихся домохозяйств, которая выражалась в постоянном возникновении в них нужды в тех или иных предметах потребления или средств производства, а также в привлечении на время дополнительной рабочей силы».

Вложенные файлы: 1 файл

Традиционный общественный быт народов Дагестана.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Традиционный  общественный быт народов Дагестана

 

Традиционный общественный быт  народов Дагестана характеризуется  в частности широким распространением в хозяйственной жизни общины-джамаата обычая взаимопомощи. «Его (взаимного обмена помощью) возникновение и существование было обусловлено прежде всего неустойчивостью экономического положения формирующихся или уже сформировавшихся домохозяйств, которая выражалась в постоянном возникновении в них нужды в тех или иных предметах потребления или средств производства, а также в привлечении на время дополнительной рабочей силы».

Распространение обычая взаимопомощи в Дагестане вытекало из ряда обстоятельств, важнейшими из которых были следующие.

В послемонгольский период в Дагестане  наблюдается развитие тенденции  объединения небольших патронимических поселений в крупные территориально-тухумные, а затем в территориальные селения.

В этих условиях обычай, носивший тухумно-родственный  характер, получает еще большее распространение, дополнившись соседско-общинной взаимопомощью.

Широкому распространению обычая способствовала социально-об-щественная структура сельской общины Дагестана, характеризовавшаяся как самоуправляемая, саморегулируемая и самоконтролируемая гражданская община.

Традиционное многоотраслевое  хозяйство народов Дагестана харак-теризовалось в целом маломощностью (в различной степени для разных ареалов), и большинство семей прилагало значительные усилия для обеспечения прожиточного минимума.

Наконец, в повседневно-обыденной  жизни членов общины возникали обстоятельства, когда «... члены общины в ответ на призыв одного из них оказывали ему помощь, совместно выполняя для него ту или иную работу. Чаще всего это имело место при чрезвычайных обстоятельствах».

Обычай взаимопомощи получил достаточное  освещение в дагестановедческой литературе. Ему посвящены и специальные исследования, так или иначе затрагивался он и в разных статьях и монографиях, посвященных вопросам истории и этнографии Дагестана, а также в цеой серии историко-этнографических исследований народов региона, большей частью опубликованных, частью хранящихся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Помощь родственников, соседей, односельчан оказывалась  в любой отрасли хозяйства: в земледелии, скотоводстве, в домашних промыслах и ремеслах. Прибегали к ней при ремонте и строительстве дома, хозяйственного помещения, при стихийных бедствиях, неурожаях, бескормицах, эпизоотиях, при организации свадеб и других торжеств, в похоронно-поминальном цикле. Оказывалась такая помощь добровольно и совершенно безвозмездно. Иметь возможность помочь односельчанину и не сделать этого считалось недостойным; общественное мнение — высшая инстанция определения соответствия традиционным морально-этическим нормам — резко осуждало бы такого человека. «При этом характер и размеры ответной помощи определялись не столько характером и размерами полученной помощи, сколько нуждами хозяйства, обратившегося за помощью. Поэтому ответная помощь могла быть и меньше, и больше полученной. В целом идеалом таких отношений было равенство данной и полученной помощи, но эта эквивалентность реализовывалась лишь в общем и целом и на протяжении длительного времени. Открытый расчет при этом отсутствовал». Уточним от себя, что эта «эквивалентность» могла и вовсе не реализоваться. Обстоятельства вполне могли складываться таким образом, что какие-то лица, активно и постоянно откликаясь на чьи-либо потребности в рабочей силе или средствах, сами за помощью обращались крайне редко или не обращались вовсе. Иначе говоря, обычаи с десятилетиями и веками все глубже уходили в сферу морально-этических нормативов общественного поведения. Это обстоятельство в немалой степени способствовало перерастанию в ряде случаев в скрытую форму эксплуатации сельской имущей верхушкой рядового узденства.

Как на одну из особенностей хозяйственного, общественного, семейного  быта народов Дагестана исследователи  обращали внимание на жесткое половое  разделение труда. Об этом писали И.А. Гюльден-штедт, Н. Данилевский, И.Н. Березин, Н.Ф. Дубровин, Е.А. Марков, М.М. Ковалевский, П.Ф. Свидерский и др. К этим же вопросам обращались и современные исследователи. У различных народов Дагестана, в разных его микрорегионах установки на только мужские или только женские занятия не всегда были идентичными, но в целом почти совпадали. Отсюда исходят и различия по половому признаку при оказании той или иной помощи односельчанину или родственнику.

В целом это выглядело  следующим образом:

I. Взаимопомощь, оказываемая группой мужчин: пахота и сев; полив; обмолот урожая; косьба косой (на сенокосе); скирдование; стрижка овец; заготовка строительного камня; заготовка строительного леса; возведение фундамента постройки; возведение стен; выделка овчины и кожи и др.

II. Взаимопомощь, оказываемая группой женщин: прополка; веяние; лущение кукурузных початков; очищение от сора гороха, чечевицы, фасоли; первичная обработка шерсти; производство войлока; косьба серпом (на сенокосе); заготовка глины для обмазки стен и полов; обмазка стен и др.

III. Взаимопомощь, оказываемая  мужчинами и женщинами совместно:  уборка урожая; перекрытие крыш  и строения; помощь в организации  семейного торжества; помощь в работах, связанных с похоронно-поминальным циклом, и др.

Здесь перечислены основные виды оказания групповой помощи нуждающемуся хозяину мужчинами и женщинами; частностей и нюансов гораздо больше.

Таким образом, обычай взаимопомощи глубоко вошел в повседневную жизнь народов Дагестана, представляя  собой одну из характеристик традиционного общественного быта. Возникнув в силу хозяйственной необходимости, обычай со временем перерос в морально-этическую характеристику его носителей. В силу исторически сложившегося полового разделения труда помощь в общине оказывалась нуждающемуся либо группой мужчин, либо группой женщин, и лишь в некоторых случаях — с участием тех и других. Однако даже в такой «смешанной» группе людей, вышедших на помощь члену джамаата, мужчины и женщины чаще всего выполняли операции, закрепленные за ними традицией полового разделения труда.




Информация о работе Традиционный общественный быт народов Дагестана