Традиционная обрядность немцев Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

В основу работы положены материалы этнографических экспедиций 1989-1998 гг., проводившихся в немецких селах Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Омской областей. В книге дано описание календарных обрядов и обычаев , семейной обрядности (свадьба, похороны) немцев Сибири. Именно эти элементы традиционной духовной культуры характеризуются, по мнению авторов, высокой степенью сохранности.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Обряды и обычаи.....................................................................................................4
2. Свадебные обряды...................................................................................................8
3. Похоронная обрядность........................................................................................10
Заключение.................................................................................................................13
Список использованной литературы...................................

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_etnologii_.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

Свадебные обряды и обычаи немцев Сибири представляют собой сложный феномен, являются ценным источником для изучения традиционной культуры немецкого народа.

 

3.Похоронная обрядность

Комплекс  обрядов, связанный с погребением  умершего, у немцев  Сибири  условно  можно разделить на три  цикла:

1) подготовкой  покойника к захоронению;

2) погребение;

3) поминальные  обряды.

Древние элементы в похоронной обрядности немцев сохранились  в меньшей степени, чем в свадебной  обрядности или календарной обрядности.

Основной  смысл погребальной обрядности сводится к следующему: это окончание жизненного цикла одного из членов семьи, оплакивание умершего, его погребение и забота о его загробном существовании.

Они считают, что любой грех, кроме самоубийства, можно искупить, если сильно раскаяться в совершенном. Самоубийц хоронили в день смерти.

Смерть  от несчастного случая происходила  по воле Божьей. Смерть ребенка —  за грехи родителей.  Верующие считают, что табак, алкоголь и лень, предохранение  от беременности — порок.

10

Мужчины реже женщин готовили себе одежду на смерть. Зафиксирован обычай хоронить умерших без обуви, в белых чулках или носках. Объясняется тем, что «в рай нужно идти босиком».

Принято держать  покойника в доме до похорон 3 дня. Пока покойник находится в доме, соблюдаются  запреты: нельзя громко разговаривать, шутить, заниматься рукоделием.

Гроб обычно делает столяр по заказу. Внутрь кладут стружку, которую накрывают белой  простыней. Ею же набивают подушку, на которую кладу голову покойного. Гроб никогда не готовили заранее, даже если человек тяжело болел.

Пока тело не окоченело, его обмывали. В основном занимались пожилые женщины. Родственникам  запрещалось, считалось, что может  прийти еще одна беда, также им запрещалось  копать могилы, это связано с тем, что в загробный мир нельзя вносить грязь земную.

Отпевание происходило рядом с комнатой, в которой находился покойник.

К 12-ти часам  выносят гроб. Старший брат общины читает отрывки из Евангелия, рассказывает об умершем, о тех добрых делах, которые он совершил, о его работе, семье. Предварительно родственники покойного отдают старшему брату текст биографии покойного. О покойнике говорят только хорошее. Обычно родственники фотографируются рядом с гробом, поэтому в каждой семье имеется много подобных фотографий.

Когда гроб опускают в могилу, первым горсть земли кидает старший брат, затем - родственники покойного. Оградки раньше не ставили. Их начинают ставить примерно с 1950-х годов. Сразу на могиле устанавливают надгробье с крестом или памятник. Крест устанавливается в том месте, где находится голова покойного.

Поминки проходят чаще всего у соседей,  но не в доме, где жил погребенный.

Немцы в  отличие от православных не поминают покойных ни на 9-й, ни на 40-й

11

день, ни через  год. После смерти, считают они, душа сразу улетает на небо. После погребения участников церемонии приглашали родственники покойного и угощали кофе с выпечкой. Еду для поминовения не разрешалось готовить в доме умершего. Поминальный обед проводился у родственников, у соседей, но только не в том доме, где лежал покойник. Спиртное на поминках до недавнего времени не употребляли. И до настоящего времени употребление спиртных напитков при поминовении осуждается представителями старшего возраста. 

Через несколько  дней идут на кладбище, чтобы подправить осевшую могилку, подкрасить оградку или памятник.

На немецком кладбище детей хоронят отдельно от взрослых. Раньше за их могилами вообще не принято было ухаживать.

После захода солнца категорически запрещено  посещение кладбищ. 

На протяжении 20 в. похоронная обрядность претерпела изменения. Эти изменения являются значительными, чем календарная или свадебная. Отличительные черты — коллективизм, общинный характер исполнения обрядов, строго регламентированное распределение ролей между членами общины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционные  календарные и семейные обряды и обычаи немцев Сибири — весьма сложное явление. Изучение позволяет определить главную черту данной сферы — ее синкретизм. Переплетение и сосуществование различных пластов культуры в обрядности становится объяснимым, если учесть сложный исторический путь этой национальной группы.Влияние иноязычных культур, ассимиляционное давление рускоязычной культуры, стремление сохранить свою самобытность — те основные факторы, которые определили развитие обрядности вне Германии.

Стержнем  развития обрядности является общинный, коллективный характер.

Данная  монография произвела на меня огромное впечатление. Немцы сами по себе —  это проявление порядка и педантизма. Ознакомивших с монографией, со статьей, в которой рассказывается о культуре, нравах, обычаях 21 века, я удивлена, что они стараются следовать традициям, конечно, то время, которое описывается в монографии, способствовало большему сплочению немцев вне Германии. Есть изменения в наше время.

 Изучая  традиционную обрядность немцев  Сибири в селах, я невольно представила календарные, свадебные обычаи и обряды в селе Ростовской области в России. Если заглянуть в свое детство, лет так 15 назад, то я смогу вспомнить, что многие календарные праздники немцев Сибири похожи с нашими, что раньше они были.

Пугает  то, что молодое поколение не желает приобщиться к национальной культуре,  перенимая всю пошлось с Запада...

 

 

 

 

 

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

С. А. Рублевская, Т. В. Смирнова. Традиционная обрядность немцев Сибири. -Омск.  ОмГПУ. 1998. 153 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14


Информация о работе Традиционная обрядность немцев Сибири