Традиционная арабская одежда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Краткое описание

Одежда является одним из древнейших элементов материальной культуры арабов. Ее характер изначально определялся природными условиями, но постепенно при этом, увеличивалось значение уровня социально-экономического и культурного развития. Традиционная народная одежда арабов служит одним из надежных признаков определения этнической принадлежности человека, это как бы "паспорт", указывающий на этническую, классовую, половую, возрастную принадлежность, это символ, характеризующий его общественную значимость. Одежда арабов отличается в зависимости от местности.

Вложенные файлы: 1 файл

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА АРАБОВ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

ТРАДИЦИОННАЯ  ОДЕЖДА АРАБОВ.

Одежда  является одним из древнейших элементов  материальной культуры арабов. Ее характер изначально определялся природными условиями, но постепенно при этом, увеличивалось значение уровня социально-экономического и культурного развития. Традиционная народная одежда арабов служит одним из надежных признаков определения этнической принадлежности человека, это как бы "паспорт", указывающий на этническую, классовую, половую, возрастную принадлежность, это символ, характеризующий его общественную значимость. Одежда арабов отличается в зависимости от местности.  
 
В Сирии сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых рубахах (кунбаз, кунбах) или в более коротких рубахах и широких, суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевника: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехваченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно этим жгутом обвивают голову дважды, но у богатых людей встречаются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестьяне, реже - горожане. По цвету одежды к орнаменту позументов можно определить, из какого района ее владелец. Женский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и головного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Красочная традиционная праздничная одежда женщин - разноцветные и вышитые платья, кофты, безрукавки, цилиндрические шапочки, покрывала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, подчеркнуто элегантно. Но встречаются женщины и в национальной одежде, и даже с лицом, закрытым черным покрывалось (хиджаб), ношение которого в прошлом было обязательно. 
 
Одежда сирийского кочевника состоит из едва достигающих лодыжек штанов, полностью закрывающей их длинной и широкой рубахи, а у более состоятельных также кафтана. Рубаха или кафтан стянуты поясом, к которому прикрепляется кривой кинжал. Теплой одеждой служит распашной шерстяной плащ (аба), часто с укороченными рукавами или совсем без рукавов. Традиционный арабский головной убор - куфийя, или самада, представляет собой квадратный (130x130 см) кусок ткани, сложенный по диагонали в треугольник и надетый на голову так, чтобы один конец спускался на затылок, а два других свисали на плечи и прикрывали от ветра и холода нижнюю часть лица. Платок придерживается толстым черным или коричневым шнуром. Шнур (укаль) - не просто элемент головного убора, но и социальный знак: носить его могли только взрослые арабы. Вместе с тем в последнее время традиционный бедуинской головной платок со шнуром стал как бы символом арабизма и некоей ближневосточной достопримечательностью. Во многих арабских странах Передней Азии его часто носят даже те горожане, которые полностью одеты в европейскую одежду. Цвет плаща и платка в прошлом имел локальные и племенные различия, ныне платок чаще всего белый или клетчатый. Традиционная обувь - кожаные сандалии с петлей, зажимаемой между пальцами ног. 
 
У женщин-бедуинок штаны длиннее, головной платок больше, завязан под подбородком и придерживается не шнуром, а налобной повязкой. Рубаху, кафтан и плащ женщины украшают вышивкой. В дороге бедуинки закрывают лицо подобием маски с прорезями для глаз (бурка), но это не предписанное исламом покрывало, а защита от холода и ветра. В ходу у бедуинок украшения: браслеты, ножные кольца, перстни, ожерелья, носовые кольца, броши из металла, рога, коралла, стекла. Девочкам с шестилетнего возраста татуируют синей или зеленой краской лоб и подбородок, а часто также губы, щеки,руки,ступни ног. 
 
Одежда оседлых иорданцев и кочевников в основном сходна с одеждой сирийцев. Однако в отличие от них почти все мужчины носят головной платок, который здесь называется хаса. Он белый с красными или черными клетками, с бахромой по краям, концы его свисают до пояса. Одежда иорданских женщин, даже повседневная, весьма красочна, в ней заметны сложные узоры вышивок. Сочные и разнообразные краски костюмов иорданок отличают их от национальной одежды сириек и египтянок, для которых характерна однотонность. Горожанки теперь редко закрывают лицо темной вуалью, а в деревне этому обычаю не следовали и в прошлом. 
 
В Ливане сохранился традиционный костюм горцев. Он состоит из черных шаровар, рубахи, подпоясанной широким красным или черным кушаком, и короткой шерстяной куртки. Головным убором служит фетровый колпак, обмотанный белой тканью, обувью - сапоги; подбитые гвоздями, кожаные постолы или туфли без задников. Женский костюм отличается большим разнообразием, но преобладают длинные платья различных цветов и широкие шальвары. Своеобразен бытовавший в Ливане до середины XIX в. головной убор замужних ливанок - тантур - узкий конус высотой около 30 см, укреплявшийся на макушке при помощи матерчатой подставки. С острия конуса ниспадала полупрозрачная белая вуаль, а сам он был покрыт чеканным золотом или серебром. Тантур, значительно увеличивая рост женщины, придавал ее фигуре подчеркнутую стройность. В настоящее время традиционная одежда (даже в сельской местности) встречается обычно лишь в сочетании с элементами европейского костюма. Среди ливанских христианок одежда европейского типа распространена шире, чем среди мусульманок. 
 
В типах одежды ливанцев наблюдается пестрая смесь европейских и восточных элементов, причем европейский костюм у мужчин распространен больше, чем в других арабских странах. Но головные европейские уборы здесь не распространены, особенно с козырьками. Ливанские арабы ходят либо без убора, либо носят куфийю, а пожилые люди - феску (тарбуш). Лишь кое-где встречаются остатки традиционного мужского костюма - темно-синие или черные шаровары (ширваль), рубахи с открытым воротом или без ворота совсем, повязанные широким черным поясом, поверх которого надета безрукавка или куртка. 
 
Традиционная одежда арабов Ирака варьируется в деталях в различных районах страны, в целом близка к североарабскому бедуинскому костюму. Мужчины носят сужающиеся книзу, обычно белые штаны и длинную широкую рубаху (дишдаша), стянутую поясом (натак). В холодное время поверх надевается распашной плащ (аба). Головным убором служит платок (яшмаг), придерживаемый закрученным вокруг головы шерстяным жгутом (агаль). Наиболее распространенная обувь - деревянные или кожаные сандалии, мягкие туфли. Одежда рисоводов и рыбаков Южного Ирака часто ограничивается набедренной повязкой. 
 
Женская одежда в Ираке состоит из штанов, длинного платья (атаг) - яркой расцветки у молодых и темной у пожилых женщин - и шелкового или шерстяного плаща (аба). Голову покрывают темным платком, перетянутым на лбу полосой ткани (чардаг). От подбородка на грудь спускается другой платок (фута). Женщины, совершившие паломничество к святым местам ислама, носят белую футу. Очень разнообразны носимые женщинами украшения - браслеты, броши, ожерелья, подвески, серьги, носовые кольца, изготовленные из самых различных материалов. 
 
В иракских городах традиционная одежда, особенно мужская, заметно вытеснена европейским костюмом. Более всего сохраняются национальные головные уборы: мужской головной платок, маленькая круглая шапочка (чарравия), обмотанная им. Городские чиновники, интеллигенция, купцы носят на голове сидара - черную шерстяную шапочку, по форме напоминающую пилотку или головной убор шотландских горцев. Эта шапочка была введена первым (с 1921 г.) иракским королем хашимитской династии Фейсалом, поэтому ее еще называют фейсалие. Нередки сочетания европейского пиджака, надетого поверх традиционной рубахи. В пестрой городской толпе, наряду с женщинами, закрытыми черными уличными покрывалами, густой вуалью или волосяной сеткой, все чаще встречаются женщины в европейском платье. Элементы современного городского костюма постепенно проникают и в сельские районы Ирака. 
 
Для княжеств южной и восточной Аравии характерна одежда бедуинского типа, но с добавлением к ней - прямоугольным куском белой ткани с бахромой, обертываемым вокруг поясницы и спускающимся до колен. Роскошью своих одежд выделяются феодалы и городская верхушка. Их длинные белые рубахи расшиты золотом, шелковые головные платки придерживаются не шнуром, а золотым обручем, тюрбаны украшены драгоценными камнями, а рукояти и ножны кинжалов вообще представляют собой целом состояние. 
 
Женщины концами головных платков на улице прикрывают рот девушки - это особенность Аравии - заплетают волосы в 50-60 косичек, а замужние оставляют челку надо лбом. Лоб, виски и руки женщины в аравийских княжествах до сих пор татуируют синей краской, носят серьги и браслеты, украшения из цветного стекла. 
 
Разнообразие наблюдается в одежде арабов Омана.
Здесь наиболее распространена одежда, близкая к йеменской. Это - клетчатая повязка-юбка до колен, называемая в восточной Аравии изар, и тюрбан (часто красный) у мужчин; длинная рубаха с рукавами без манжет - тоб, суживающиеся книзу штаны - сирваль, черный головной платок - пушийя, или мильфа, и закрывающая лицо прозрачная вуаль или маска с прорезями для глаз - батула у женщин. В более состоятельных слоях населения мужчины часто носят белые рубахи, перетянутые кожаным поясом, и полосатые кафтаны. Для феодальной верхушки общества характерен совероаравийский бедуинский костюм с черным или красным плащом (аба). Непременная принадлежность оманского мужского костюма - короткий широкий кинжал джамбийя в искривленных на концах ножнах за поясом. Темнокожие кара (видимо, потомки средневековых эфиопских завоевателей Южной Аравии) носят черную футу (кусок белой или однотонной цветной ткани, обернутой, несколько раз вокруг бедер) и перекинутый через левое плечо длинный черный шарф (льхаф). Мужчины у них заплетают волосы в многочисленные косички и, уложив их вокруг головы семь раз, обматывают кожаным ремешком (махфуф). Как принадлежность костюма они сохраняют и особое вооружение (прямые сабли, маленькие круглые деревянные щиты, обтянутые коровьей кожей). Женщины кара одеты в пестрые рубахи. По праздникам они разрисовывают лица синими и зелеными полосами, идущими от подбородка и носа к ушам. 
 
Близка к одежде оманцев бахрейнская одежда (изар, тоб, головной платок гутра, плащ аба, жгут акаль, обязательные для женщин черные маски батула). Мужская одежда сельских жителей не отличается от городской, но старшины и муллы носят кафтан (каба) персидского покроя. В женской одежде персидских элементов больше: прямые белые или сшитые из двух кусков материи разного цвета суживающиеся книзу штаны, верхняя одежда из белой хлопчатобумажной ткани, большое прямоугольное или полукруглое, полосатое или черное уличное покрывало (чадур). Украшения зависят от возраста и достатка. Главными из них являются маленькая золотая розетка в левом и колечко в правом крыле носа. 
 
Костюм горцев Йемена отличается от одежды жителей приморской жаркой зоны. В горах зимой холодно, и здесь носят овчинные безрукавки мехом наружу, кожаный пояс, широкий кинжал. Рубахи и головные повязки здесь окрашены индиго в синий цвет, краска эта не закреплена, расползается, поэтому тело, лицо, борода, руки, грудь - в синих разводах. Это не смущает горцев: считается, что индиго укрепляет здоровье. Костюм горца дополняет плащ - широкий, белый или цветной. В городах Йемена мужчины бреют голову, подстригают бороды. Крестьяне же носят здесь длинные, до плеч волосы, подводят глаза сурьмой (предохранение глаз от болезней). 
 
"Классика" арабской одежды характерна для Саудовской Аравии. Основные элементы одежды арабов (рубаха, плащ, головной платок) делаются здесь по-прежнему из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Плащ имеет разрез спереди, отверстия для рук, реже - короткие рукава. Почти в каждой местности в Саудовской Аравии принят определенный цвет плаща аба. Состоятельные люди имеют зимние и летние аба. Летние плащи тоньше; светлее, часто белоснежные. И куфийя часто здесь белая. Цвет шнура и самого платка различается по областям страны, по племенам. Своеобразный элемент мужской одежды арабов внутренней Аравии - хаку (пояс, носимый на голом теле с юношеского возраста). Хаку - это длинный ремень, иногда сплетенный из кусочков кожи. Его сильно смазывают жиром. Назначение этого ремня неясно: либо - в магических целях, либо это связано с инициацией. 
 
В городах Саудовской Аравии распространен так называемый мекканский и современный европейский костюм. Мужской мекканский костюм состоит из длинной белой рубахи, безрукавки, кафтана, невысокой круглой шапочки или чалмы. Сверху надевается цветная безрукавка и такой же длинный, как рубаха, кафтан. Рубаха или кафтан подпоясываются ремнем или куском пестрой ткани. Зимой поверх кафтана носят аба, суконную или овчинную куртку. Обувью раньше были желтые туфли без каблуков и с загнутыми носками, теперь — бедуинские сандалии (ниаль), которые крепятся к ноге маленькой петлей, зажатой между большим и вторым пальцами. Мекканский костюм - костюм тех, кто сохраняет патриархальные устои староарабской жизни, костюм богатых горожан, деревенских богачей, шейхов бедуинских племен. 
 
Для городской бедноты характерна полуевропейская одежда - рубаха фабричного производства навыпуск, дешевые покупные хлопчатобумажные брюки, безрукавка. 
 
Одежду общеарабского типа носит и большинство сельских жителей Магриба. Ее составными элементами являются джубба (легкий кафтан с широкими рукавами), джелляба (длинная белая или полосатая рубаха с закрытым воротом), гандура (хитон из шерсти или хлопчатобумажной ткани), теплый плащ из верблюжьей шерсти с капюшоном - бурнус. Головным убором служит шешия (плоская круглая шапочки из красной шерсти) или тюрбан. Купцы в городах носят феску (тарбуш). Традиционная мужская обувь - туфли без задников (белъха). Иногда европейский костюм сочетается с феской, тюрбаном. 
 
Традиционной женской одеждой в Магрибе являются рубашки, шаровары, головные платки или покрывала (хаик, сефсери, лааджар, млия) разных цветов. В Марокко женщины носят длинные кафтаны с капюшоном, туфли без задников, а ладони и ступни красят хной в красный цвет. Предпочитают длинное до пят и закрытое вверху платье черного, коричневого, синего, зеленого или красного цвета с золотым шитьем по рукавам и вороту. 
 
В деревнях Магриба женщины лицо не закрывают. У горожан здесь преобладает костюм европейского типа. 
 
Традиционная одежда египетского феллаха - хлопчатобумажная галабея- длинная, до щиколотки, широкая белая или темно-синяя рубаха. Под нее надевают жилет и широкие штаны, спускающиеся ниже колен. Эту одежду феллах носит и в праздники, и в будни. Пара галабей и мягкие тапочки без каблуков - вот весь домашний и рабочий гардероб. Головным убором является лебда - фетровая шапочка обычно коричневого цвета. Под платье надевают широкие штаны. Феллашки не закрывают лица. Как мужская, так и женская одежда в Египте не имеет ни вышивки, ни орнамента. Женщины украшают себя ожерельями, медными, серебряными и золотыми кольцами. Необходимой принадлежностью женского костюма являются длинные покрывала. Все больше египетских мужчин и женщин носят европейский костюм или отдельные его детали. 
 
Население египетских городов одевается по-разному. Здесь можно увидеть даму в узкой юбке и модной кофточке, а рядом с ней плавно движущуюся женщину, закутанную по глаза в широкие вуали-покрывала. На лодыжках ее ног, босых или в деревянных сандалиях, - массивные медные кольца. Это хольхаль - обручальное кольцо, с которым женщина-арабка расстается только со смертью мужа. Мужчины горожане носят, как правило, привычные для нас европейские костюмы. Люди победнее облачаются в галабеи. 
 
Следовательно, типы традиционной одежды арабов Передней Азии и Северной Африки, очень красочной и своеобразной, дополняемой украшениями у женщин и кое-где оружием у мужчин и специфическими головными уборами, очень сходны. Наибольшие изменения претерпел мужской костюм. Такая традиционная мужская одежда, как древнеарабские юбки и плечевые накидки, была в основном вытеснена иранскими и тюркскими элементами костюма. Сохранилась она в Южной Аравии и в ритуальной одежде паломников в Мекку. Получили распространение длинные и широкие рубахи с круглым воротом, сужающиеся книзу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи с укороченными рукавами или без рукавов. Обычен стал костюм со смешанными, местными и европейскими, чертами. А головные уборы - традиционны. Женская одежда в Передней Азии, как и мужская, сходна по типам. Отличия состоят главным образом в покрое, фасонах, цвете. В нашей стране одежда арабов представлена в коллекциях Музея антропологии и этнологии Российской Академии наук (г. Санкт-Петербург). Там можно увидеть одежду арабов Ирака и Иордании (женская одежда и костюм шейха), а также предметы быта бедуинов.

Национальная  одежда, которую носят  в эмиратах, приспособлена  к жаре и соответствует  требованиям религии. Мужчины одевают европейские костюмы исключительно для поездок за границу (и то не всегда), дома они ходят в длинных белых хлопчатобумажных рубахах-галабиях (их еще называют "кандура" или "дишдаша"). Для зимы они изготавливается из плотного темного материала. На голову одевается "гафия" или "такыйя" - белый вязаный головной убор, на него - большой платок "гутра", который удерживается двойным черным шнурком -"икал". 
 
Традиционной женской одеждой является абая. Это длинное черное платье, в котором арабские женщины показываются на публике. Женщины побережья шьют абаи из легкой ткани (сатин, шелк). Бедуинки используют более грубый и плотный материал.  Под абаей обычно скрывается традиционная арабская одежда, а могут быть и современные дорогостоящие модели одежды из Милана или Парижа. Традиционной одеждой арабских женщин считается цветное платье – гандура, под которое одеваются шальвары (сируаль). Гандура украшается вышивкой. Это может быть или хоуар (вышивка золотыми и серебряными нитями), или талли (вышивка из цветных и серебряных нитей).
Появление в общественном месте в арабской одежде иностранцам запрещено.

В наше время этот всемирно известный арабский головной убор — платок, опоясанный жгутом, — фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его исключительной практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый "гутра", представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок гутры обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи. Обычно он белый. Зимой он может быть из более плотной материи с добавлением шерсти и с красным орнаментом. Удерживающий его на голове игаль, имеющий вид толстого шнура, по преданию, восходит к веревке, которой бедуин привязывал на ночь верблюдов, а днем, свернув, хранил ее на голове. У жителей ОАЭ часто можно видеть два тонких черных шнура, свисающие с игаля, — для пущей красоты. Концами гутры можно закрывать нижнюю часть лица, спасаясь от песка или холода, а можно закидывать их наверх или затыкать под игаль, сооружая нечто вроде тюрбана, чтобы не мешались. Под гутру надевают кружевную тюбетейку.Их первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью. 
 
Приглядевшись, можно заметить у городских жителей «галстук» - шнурок, который может быть различной формы, и называется тарбуша. Так вот эта тарбуша не только эстетическую функцию несёт, но и чисто практическую, именно ей достаётся огромная порция парфюмов, так как ткань джалабии сохранит пятна от ароматизации до самой стирки, а если учитывать масляную составляющую арабских ароматов, то и надолго после стирок тоже. Учитывая маниакальное стремление арабов к чистоте своих одеяний и такую же маниакальную любовь к приятным ароматам, такой галстучек - просто мера крайней необходимости. 
 
Национальная «мода» внутри арабской моды тоже, конечно, существует и отражает и попытки всего арабского мира сохранить свои традиции, и пути формирования отдельных национальных общностей — сирийской, египетской, аравийской, ливийской и т. д. — в лоне общеарабской культуры. 
 
 
 
 

Информация о работе Традиционная арабская одежда