Традиции и инновации в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;
Динамику традиции и новации в культуре;
Традиционное общество и цивилизацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Традиции и новации в культуре.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. 

Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами. 

Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни. 

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;
  2. Динамику традиции и новации в культуре;
  3. Традиционное общество и цивилизацию.

Данная работа является, актуальна, потому что были рассмотрены очень важные вопросы традиции и новации в культуре.

В ходе работы были выявлены следующие задачи:

  • Рассмотреть динамику традиции и новации в культуре;
  • Рассмотреть традиционное общество и цивилизацию;
  • Рассмотреть трансформацию традиционного общества;
  • Рассмотреть понятия «традиция», «новация», «новаторство».

 

 

 

 

 

  1. Понятие «традиция», «новация», «новаторство».

 

 Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».

Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли  его, когда речь шла о необходимости  вручить кому-то некий предмет  и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio.

Таким образом, границы понятия традиции указывают  на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне.  

Традиции –  социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования.

В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым  условием их существования. Особенно широка их сфера в архаичных и докапиталистических  обществах. Традиции присущи самым  разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место  они занимают в религии.

Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием  соответствующих культурных традиций.

Благодаря современным  средствам коммуникации значительно  расширяется возможности заимствования и  взаимообмена в сфере культурного  наследия различных обществ.

Заимствуемые  элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционно анализируется в ней, становясь ограниченной частью собственного культурного традиционного  комплекса.

Традиции образуют «коллективную  память» обществ и социальных групп, обеспечивая их само тождественность  и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние интерпретацию и использование общенационального культурного наследия.

 Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. В  дифференцированных обществах существует также множество разнообразных  временных ориентации, устремлений  на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве «подлинно» традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций.

Культура способна развиваться  и функционировать только наследуя, воплощая, творчески перерабатывая ценности, поэтому она является динамической, эволюционирующей и открытой системой. Динамика культурного развития предполагает взаимодействие процессов наследования и обновления, т.е. традиций и новаций в структуре культуры.

У культуры, как и у всякого  диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая»консервативная,и развивающаяся новаторская  сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция.

Традиционное  действие и отношение  направлено на достижение определенной цели  и на реализацию специальной зафиксированной нормы. Традиция – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах.

 По существу, традиция – память культуры, но  культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция – актуализированная культура прошлого.  Традиция – устойчивость, код культуры, который сохраняет все позитивное, накопленное предыдущими поколениями. Традиции функционируют в самых различных областях общественной жизни (право, искусство, мораль, религия и т.д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего максимума, в науке – большее значение имеет новация.

Традиция в  культуре выполняет ряд важнейших  функций:

  • во-первых, непосредственно обеспечивает трансляцию социально-культурного опыта, т.е. обеспечивает преемственность в культуре,
  • во-вторых, дает возможность диалога культур (на основе изучения и уважения традиций разных культурных обществ, как представляющих «лицо» культуры),  
  • в-третьих, обеспечивает целостность и национальную определенность культур.

Жизнеспособность традиции коренится  в ее дальнейшем развитии последующими поколениями.

Каждое поколение  с необходимостью усваивает ряд  традиции, вместе с которым транслируется  многовековой опыт и знания человечества, однако, каждое  последующее поколение осмысливает и принимает традицию не механически,  а осуществляя выбор  наиболее значимого и приемлемого для своего общества.

Культивирование слепого поклонения традиции может  породить застой культуры. 

Насаждение  традиционности директивным путем  приводит к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в различных областях культуры первоначально озвучивалось как  «вызов» традиции, устоям, косности). Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.

Культура без традиции существовать не может. Во-первых, потому что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.

Новация (лат. novatio — изменение, обновление):

  • в широком смысле применения, любое качественно новое дополнение или изменение отражающееся на конечных действиях (в деятельности) или свойствах конечного продукта с переналадкой, изменениями или даже заменой алгоритма деятельности, новыми технологиями или устройствами (конструкциями).
  • в юридических взаимоотношениях — один из способов прекращения обязательства, заключающееся в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.
  • новшество, которого не было ранее: новое теоретическое знание, новый метод, принцип и т. д. Новация в мировоззрении и идеологии, в формировании новых отраслей и новых направлений, в радикальном изменении системы управления относят к революционным изменениям, когда сами новации требуют ломки стереотипов мышления, смены кадрового состава, подготовки новых специалистов, изменения норм и регламента, программ и проектов, законом и даже конституционные нормы гражданского общества. Поэтому новации часто носят революционный характер и являются основой научно-технических и любой революции. 

Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.  

Новшество может  представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую  технологию, новую программу, новую  организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Новаторство - (от лат. novator — строящий  заново, обновитель, изобретатель)    проявление нового в созидательной  деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.  

Социализм открывает возможности  для свободного проявления творческих способностей и талантов человека, для массового Н. «Сознание трудящимися  того, что они работают не на эксплуататоров, а на себя, на свое общество, — говорится  в Программе КПСС, — порождает  трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистическое соревнование».   

Трудовое новаторство имеет огромное социально-экономическое значение как неисчерпаемый источник роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса.  

Новаторство служит одним из источников социалистического  соревнования и в особенности  его высшей формы — движения за коммунистическое отношение к труду, стимулирует рост культурно-технического уровня трудящихся, повышение квалификации.    

Важную роль играет новаторство в укреплении связей науки и производства. Оно предполагает активное использование теоретических и практических знаний, выработанных  как в данной, так и в смежных  областях деятельности. 

Новаторство - неотъемлемое свойство творческого мышления человека и, в частности, художественного творчества. Новаторство даёт  материал для выработки новых теоретических знаний,способствует развитию науки, техники и производств.

Качествами  новации творчество в художественных образах отличается от искусства в широком значении этого слова.

 Поэтому,  в отличие от общепринятого  понимания новаторской деятельности  в науке, технике, в художественном  творчестве, новаторство не означает  каких-либо существенных изменений в отношении предмета и метода, а предполагает лишь следование главным композиционным закономерностям. 

Духовное начало искусства обеспечивает его непрерывную эволюцию (лат. evolutio — "развертывание"), при которой основное содержание остается неизменным, а новации формы проявляются в относительно независимых исторических типах искусства, развитии художественных направлений, течений и стилей.

Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.1 Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2010.

 

 

  1. Динамика традиций и новаций в культуре.

Традиционная культура характеризуется  доминированием традиционности над  новаторством.

Ее характерные черты:

  • неукоснительное  следование образцам поведения, усвоенным  с детства от старших. Подражание и послушание обеспечивают сохранение социального опыта и передачу его от поколения к поколению. Решения и указания старейшин  – хранителей социального опыта  – беспрекословно выполняются;
  • Множество различных запретов – табу, которые не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию.
  • Господство коллективистского и конформистского  духа в сознании людей;
  • – нетерпимость ко всему  чужому, пришедшему из другой культуры (ксенофобия).

Информация о работе Традиции и инновации в культуре