Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 22:00, реферат
Имя Арнольда Тойнби (1889—1975), английского исследователя философии истории, приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены на многие языки мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени.
Введение
Жизненный и творческий путь
Советы-правила личной интеллектуальной работы А. Тойнби
Предмет изучения истории
Происхождение цивилизаций
Классификации цивилизаций
Этапы существования цивилизации
Процесс зарождения цивилизаций (генезис)
Рост цивилизации
Новаторство в истории
Распад цивилизаций
Надлом цивилизации
Пути выхода из кризиса
Архаизм
Футуризм
Заключение
Список литературы
При "вертикальном" типе раскола общество распадается на ряд локальных государств, это служит основанием для кровопролитной братоубийственной войны. Междоусобные конфликты изматывают всех, порождают враждебность к военный психоз, стимулируя изобретение средств массового уничтожения. "Эта война поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать само себя"
Другой тип раскола — "горизонтальное" деление общества, появление новых слоев, сословий, общин, классов. Между ними могут складываться отношения вражды или сотрудничества. Но раскол есть порождение злых страстей, в нем сильны тенденции дезинтеграции. Распад цивилизации идет в общественных структурах и затрагивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, зла, переоценку ценностей.
Правящее меньшинство занимает оборонительную позицию, всячески пресекая попытки обновления курса. Однажды удачно ответив на Вызов истории, оно воздерживается от повторения своих подвигов, сопротивляясь переменам, сохраняя полученные привилегии. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и пополнялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно превратилось в замкнутую систему, группу, строго оберегающую себя от инициативных лидеров. Для него характерна социальная, духовная и душевная косность. Вызовы истории продолжают поступать, но они не получают Ответа.
Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо не желает ничем рисковать в страхе потерять "свое кресло". В силу своей косности правящее меньшинство приговаривает себя к неучастию в творчестве и тем самым совершает "Великий Отказ". Оно утрачивает свой авторитет и привлекательность в глазах многих, ореол власти тускнеет и не вызывает желания подражать ему или поклоняться.
Правящее меньшинство еще продолжает удерживать свою власть, опираясь на насилие либо привлекая к себе "вундеркиндов", соблазняя их привилегиями и обещаниями. Правящее меньшинство неоднородно, в нем А. Тойнби выделяет типы расточителя, палача и завоевателя. Главной опорой становится универсальное государство, которое охраняет завоеванные привилегии.
Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших свое прежнее положение. А. Тойнби называет их "новые бедные". Среди них беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, утратившие власть чиновники, разоренные крестьяне, бывшие воины. Мера страданий этих людей различна, но их объединяет общее состояние отторжения от общества, неудовлетворенность, отчуждение. Их облик соткан из жестокости и ненависти, они беспощадны к своим палачам, обвиняя их в беззакониях и произволе. Это "горючий" материал для бунтов и мятежей, ибо в жестокости они превосходят своих притеснителей. Но правящее меньшинство опирается на диктаторский режим и военную технологию, подавляя всяческие восстания. На окраинах государства народы, находившиеся прежде под их влиянием и протекторатом, тоже обретают агрессивность, вступая в вооруженную борьбу с правящей элитой. В растущей цивилизации три мощных потока — экономика, политика и культура — объединены в единое целое, которое можно уподобить белому цвету, вбирающему в себя все цвета. В период упадка это единство распадается, при этом могут получить преобладание либо экономический фактор, либо политические силы. Но почти всегда их усиление сопровождается снижением культурного влияния, происходит потеря нравственных ценностей. Среди выделенных трех элементов в жизни общества преобладающее значение имеет культура. Она представляет собой "душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с этим экономический, и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чуждой культуры, культурное влияние оказывается куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане". Соседи отворачиваются от общества, потерявшего свою душу и изменившего внешность, с пренебрежением относятся к его культуре, хотя могут продолжать заимствовать технические достижения или социальные институты.
Главным бедствием распада цивилизации А. Тойнби считает раскол в человеческой душе. Он проявляется в различных формах, затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Духовный опыт раскола приобретает различные формы — от апатии, пассивности до бунта, мятежа. По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более полярными. Они приходят на смену бездумному подражанию и конформизму в прошлом и представляют собой попытку выйти из общей шеренги.
Пассивная форма поведения — Уход, отшельничество, общение с Природой, разочарование в общественной деятельности. Активная альтернатива этому — Самоконтроль, когда Душа "берет себя в руки". В сфере чувств человек испытывает болезненную зависимость от сил зла, которые постоянно демонстрируют свою неуязвимость и непобедимость. Душа ощущает неизбежность своего поражения, тщетность усилий, неспособность к сопротивлению. Она попадает в "смесительный котел", где сочетаются несовместимые ценности и традиции. Активность ищет выхода в соединении человечества с Космосом и Богом. Но в любых формах, пассивной и активной, проявляется стремление человека обрести убежище, не втягиваться в конфликты. Это выражено в новой формуле жизни, когда предпочтение отдается микрокосму вместо макромира. На фоне этих настроений появляются различные поиски смысла жизни, возврата к природе, возрождения прошлых традиций, обращение к будущему взамен настоящего. А. Тойнби называет две наиболее типичные тенденции: архаизм и футуризм. Но обе формы представляют собой лишь попытки замазать трещины распада цивилизаций и приводят в конечном счете к разрушительному Насилию.
Утрата жизненного порыва выражается в чувстве неконтролируемости потока жизни, которое испытывает большинство людей в условиях распада. Эта боль есть наказание за грех идолопоклонства, за воздвижение культа тварного вместо Творца. Когда свергают кумиров, люди чувствуют себя обманутыми, и это сопровождается ожиданием неотвратимости наказания за догматическую веру. Спасение видится в покаянии, очищении от скверны, искуплении вины, в отречении.
Правящее меньшинство неудержимо движется к финалу. Оно приносится в жертву, размывается новыми пришельцами, оттесняется на периферию истории, будучи не в состоянии ни ответить на новый Вызов, ни добровольно совершить самоубийство. Происходит "вульгаризация" правящего меньшинства, принимающая форму вынужденного партнерства с деловым миром, и это оказывается наиболее действенным средством в прорыве социальных барьеров. Философия правящего меньшинства быстро отцветает, попадая под влияние религии. И в современном вестернизированном обществе можно распознать аналогичные симптомы, когда высшие религии продолжают жить, становясь наследницами умерших философий. Религия процветает, философия утрачивает прежнее влияние и привлекательность. Первенство выскальзывает из рук правящего класса: он больше не способен обратить людей в свою веру.
Переворот в мире и переворот в сознании совпадают, все приобретает относительную ценность, а дух человека, разрываемый демократией и диктатурой, капитализмом и большевизмом, жаждет ответа, который уменьшил бы боль тревог, снял чувство неопределенности.
Анализируя периоды Генезиса—Роста—Надлома—Распад
Одни разрушаются, оставляя лишь воспоминания о своем былом могуществе; другие продолжают существование, но в виде реликтов, не внося ничего нового; третьи дают начало новым формам. Болезненное разрушение привычных форм жизни слабому духом человеку представляется катастрофическим, однако более проницательный взгляд может увидеть иную тенденцию. А. Тойнби называет ее стремлением к высшему духовному единству и возникновению универсального государства. Но это очень отдаленная перспектива.
Пытаясь найти выход из кризиса, А. Тойнби подробно рассматривает три возможных пути: архаизм, футуризм и преображение.
"Архаизм представляет собой попытку возвратить некоторые былые формы жизни, заставляет идти вспять, сквозь пороги и водопады, в надежде отыскать ту тихую заводь, что поглотила их отцов в смутное время, о чем с горечью повествуют сохранившиеся предания". Архаизм — это тщательная и хорошо продуманная политика, цель которой — плыть против течения жизни, хотя при этом она требует от пловца определенного усилия и умений. В известном смысле архаизм означает "замораживание" жизни, как об этом писал еще в XIX в. русский философ К. Леонтьев. А иногда архаизм стремятся выдать за возрождение, возврат к прежним символам, социальным институтам, религиозным праздникам, обычаям, обрядам, традициям, художественным стилям, усиливая интерес к родному, но забытому языку. Движение за возврат к прошлому, предпринимаемое в целях излечения душевной болезни, может быть принято лишь частично, ибо, воспринятое некритически, оно "открывает дверь для самых бесцеремонных и безудержных новаций". Архаист занят примирением Прошлого и Настоящего. Он либо уходит в Прошлое, оставляя Настоящее — но тогда броня его убежища не выдерживает натиска Жизни, либо пытается возродить Прошлое через Настоящее, и тогда он скатывается на грань вандализма, ибо в Настоящем черты Прошлого искажены до неузнаваемости.
Футуризм представляет обратную сторону архаизма. Их направления различны, но способ один. Футуризм отвергает настоящее во имя незнакомого Будущего. Он основан на заимствовании якобы передовых форм и вначале охватывает повседневную жизнь — стиль одежды, моду, манеры, формы отдыха, виды искусства. Футуризм характеризуется нигилистическим отношением к наследию, отвергает устоявшиеся стили в политике, науке, искусстве и устремляется в будущее, поддерживая и утверждая различные формы новаторства. Но прогрессивность футуризма иллюзорна, и вскоре он исчерпывает творческий импульс.
Как архаизм, так и футуризм обнаруживают свою несостоятельность при выходе из кризиса. Но жизнь общества в период распада не может остановиться. Вызовы истории требуют Ответа. В этой ситуации все надежды обращены к тем лидерам, которые способны предложить новый путь. А. Тойнби пишет, что спаситель распадающегося общества может явиться с мечом, опираясь на Насилие. Меч может быть обнажен или спрятан в ножны. Но в любом случае ужасный демон Насилия обнаруживает самоубийственную неуемность, и время работает против тех, кто возлагает свои надежды на агрессию.
Иногда в роли спасителя может выступить политический пророк, находящийся в изгнании. Он окружен ореолом славы и благородства и часто бывает возведен в ранг мученика. Он использует "машину времени" для перехода из Прошлого в Настоящее. Но, как правило, его успех бывает временным и иллюзорным.
Еще одно средство спасения состоит в выдвижении лидером мудреца или "философа в маске короля". Первоначально его порывы благородны, но власть заставляет его отойти от гуманных устремлений, отбросить в сторону свод нравственных норм и воспользоваться мечом, который он предусмотрительно сохранил под мантией философа. Тем самым он утрачивает мудрость, приобретая черты лицемера, и это обрекает его на поражение, ибо "взявший меч от меча и погибнет". Распад цивилизации нуждается в спасителе, который может внести успокоение в человеческие души, а это возможно только силой Веры в Бога.
Она указывает выход из того проклятого Града, в котором оказалось общество.
Наряду с религиозным возрождением, главным условием спасения является создание универсального государства. Эта цель ведет к временной остановке социального распада, оживлению творческих сил и надежд. Рано или поздно универсальное государство тоже погибнет, и оживление представляет собой лишь достаточно краткую фазу, за которой следует неизбежное падение.
Универсальное государство — симптом социального распада, попытка взять процесс надлома под контроль, предотвратить падение в пропасть. Универсальное государство, несмотря на свой неизбежный крах в будущем, воспринимается его жителями как Земля Обетованная, как цель исторического прогресса.
Но эти надежды иллюзорны, ибо в недалеком будущем универсальное государство неизбежно разрушится, будет опрокинуто вторжением чужой цивилизации, и на его руинах возникнет новое общество.
Источник иллюзии заключен в силе личного обаяния основателей универсального государства, в устойчивости веры в бессмертие, укрепляемой грандиозностью всех сооружений и учреждений. Немалое влияние оказывает всеобъемлющий характер универсального государства, его тоталитарность, стимулирующая психологическое чувство социального единства.
Универсальное государство представляет собой последнюю фазу общества, а мираж бессмертия возникает вследствие ошибочного восприятия его как цели человеческого существования. В период смут и междоусобных войн, когда всюду льется кровь, а жестокость и нетерпимость становятся всеобщими, универсальные государства возникают, чтобы остановить кровопролитие, заменив борьбу сотрудничеством и кооперацией. "Беженцы, изгнанники, переселенцы, рабы и другие жертвы жестокого века при более человечном режиме универсального государства становятся купцами, профессиональными военными, странствующими философами, миссионерами, то есть всеми теми, кто распространяет культуру, не прибегая, как правило, к насилию". Для культурной композиции универсального государства характерна высокая степень разнообразия. Его изначальное предназначение — установление мира и согласия, избавление от бед смутного времени. Одно из средств достижения согласия состоит в возрастании роли религии в обществе, которая становится жизнетворным центром и ядром универсального государства.
Вселенская Церковь впитывает в себя энергию распадающейся цивилизации. Она выражает психологическую потребность людей в преодолении дискомфорта, вызванного смутным временем, открывая каналы для духовности, берет на себя нравственную и интеллектуальную ответственность за состояние дел.
"Во времена успехов и процветания, — пишет А. Тойнби, — души людские глухи к зову Духа, и, напротив, они улавливают даже слабый шепот его, когда суетные мирские дела заканчиваются катастрофой". Сердца их смягчаются страданиями и горестями, и они вновь обращаются к Богу. Междуцарствия, нарушающие мирный ход истории, влияют и на религиозную жизнь, вызывая вспышки духовного озарения и взрывы бурной активности. Религия выступает как сила, способная преодолеть политические и культурные барьеры, разделяющие разные цивилизации. Она переходит из категории социального наследия в предмет свободного выбора и предохраняет человека от новой вспышки идолопоклонства.
Вселенская Церковь не означает слияния религий, а лишь подчеркивает их значение в духовном совершенствовании мира и человека, но вместе с тем церковь, как социальный институт, не должна вмешиваться в политику, ибо если она попадает в центр мирских событий, она может утратить свою духовную роль, претендуя на утверждение истины любыми средствами, вплоть до насилия.
Озарение души светом высших религий определяет духовный прогресс человечества, ибо утверждает ценность Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.
Исследуя судьбы цивилизаций, А. Тойнби утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии. "Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче".
Информация о работе Тоинби о закономерностях истории культуры