Типы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:45, реферат

Краткое описание

1. ВВЕДЕНИЕ
Типы культуры
При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………………….4

3. Заключение…………………………………………………………………21
4. Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология Кравченко А.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Цивилизация создаёт  свою схему: прибавочный продукт  насильственно отторгается от производителя (эксплуатация) и часть его передаётся собственником создателям духовной продукции. Этим собственником может быть или частное лицо - "спонсор", "покровитель", "меценат", или государство. Известны грандиозные проекты, создаваемые государством: египетские пирамиды, шумерские зиккураты.

Великая китайская  стена и т. д. Что даёт цивилизация  для развития духовной культуры? Постоянное, более-менее, финансирование. Государственную  поддержку и покровительство, чёткие условия, каноны, правила, определяющие выполнение заказа. Это даёт ощутимый толчок для развития духовной культуры: искусства, науки, строительства, военного дела, философии. Но это же обстоятельство порождает и проблемы: зависимость художника, философа и т. д. от политики, от государства с его регламентацией, насильственным регулированием духовных процессов, формализмом и бюрократизмом. Поэтому не случайно в ХIХ веке, когда отрицательное влияние на культуру со стороны цивилизации стало очевидным, был сделан вывод о неизбежности гибели культуры в цивилизации. Но так ли это? Ведь цивилизация не является извечным устройством общества, она - историческое явление, а значит - и преходящее явление.

В жизни общества действуют законы диалектики, которые  утверждают, что то или иное явление, развиваясь, превращается в свою противоположность, отрицая себя. Так, культура примитивной ассоциации, развиваясь, превращается в культуру цивилизации - свою противоположность. Но это - лишь один виток спирали. За ним следует новое отрицание или отрицание отрицания. Цивилизация в своём развитии неизбежно подводит к своей противоположности, к отрицанию себя. И это будет культура ассоциации. Культура цивилизации возникает вместе с культурой бронзы и продолжается вплоть до ХХ века. Именно ХХ век порождает сомнения в её праве на дальнейшее существование и поиск новых форм организации общественной науки и культуры, исключающей эксплуатацию человека. Одной из попыток создания условий для культуры ассоциации и была Октябрьская революция 1917 г. в России. И хотя впоследствии общество осознало необходимость исчерпать "цивилизационные" методы развития культуры, поиск новых форм культуры ассоциации отнюдь не завершён. Рассмотрим диалектику взаимодействия типов культуры, выделенной на основе общественного разделения труда. Исчезает ли старый тип культуры при появлении новой? И здесь мы должны отметить, что тип культуры ассоциации сохраняется, хотя роль, значение, её функции, место в обществе - изменяются. И в варварском обществе, и в цивилизации сохраняются элементы культуры ассоциации, в частности, они находят своё проявление в народной городской культуре, культуре низов, отдельных социальных групп, например, в современных условиях - молодежных группировок и т. д. Но и варварский тип культуры сохраняется в цивилизации: в частности, сохраняется добровольный обмен между производителями материальных благ на духовные продукты, ценности, услуги. Иногда этот обмен приобретает товарно-денежный характер, а иногда - натуральный. 

В современном  российском обществе уменьшается доля государственного регулирования и финансирования сферы духовного производства, что свидетельствует об изменении типа культуры. Но возрастает роль синкретичных форм культуры, характерных для ассоциации, а также добровольного обмена, совершаемого работниками материального и духовного производств. 

Таким образом, и здесь культура "вбирает в  себя", сохраняет, использует старые, предыдущие типы культуры, а не оставляет  их полностью в прошлом, не отбрасывает  за ненужностью. Они сохраняются  постольку, поскольку обеспечивают человеку преимущества в общественной жизни. 

Формационный  тип культуры позволяет дать наиболее глубокую характеристику форме её развития, выяснить вопрос о цели её существования и функционирования, выявить смысл, определить её значение в историческом процессе развития содержания культуры.

Формационный  тип обращает внимание на специфическую  форму её функционирования и развития, на прерывность, особенность, уникальность, непохожесть каждой из форм.

Правда, и эта  уникальность исторична: в недрах каждого общества мы подчас встречаем остатки прежних формационных типов культуры или начало новой. Лишь постепенно, в тенденции, формационный тип культуры подчиняет своему влиянию все другие типы, вытесняет их рано или поздно. Но этот процесс происходит до известных пределов, до тех пор, пока сама формация не исчерпала своих возможностей для развития производительных сил. Пройдя точку соответствия производительных сил и производственных отношений, формация проходит вершину своего развития, и, в конечном счёте, сменятся другой. Начинается и кризис в формационной культуре. В недрах её начинается поиск иных, перспективных, форм и отрицание прежних, изживших себя. Таким образом, в развитии формационной культуры мы встречаемся с цикличностью, повторяемостью: культура возникает, развивается, достигает вершины своего развития и отмирает. В то же время, в недрах её возникают новые элементы культуры, которые повторяют отмеченную цикличность развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

1.Культурология  Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.— 496 с. 

2. Типы культуры в исторической преемственности (источник: Hees В.В. et al. Sociology. N.Y.., 1991. P. 53) 

3. на  сайте: http://www.bookucheba.com

Информация о работе Типы культуры