Содержание: 
 
Задание №1 
 
Типология функциональных разновидностей 
языка………………………….. 
 
Научный стиль…………………………………………….……………………… 
Задание №2……………...………………………………………………………. 
 
Задание №3……………...………………………………………………………. 
 
Задание №4……………...………………………………………………………. 
 
Задание №5……………...………………………………………………………. 
 
Задание №6……………...………………………………………………………. 
 
Список литературы……………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание №1.
 Дайте типологию 
функциональных разновидностей 
языка. Охарактеризовать особенности 
научного стиля речи.
 
Типология функциональных 
разновидностей языка. 
Функциональные стили современного 
русского литературного языка связаны 
с внеязыковой действительностью, так 
как формирование стиля связано с определенной 
сферой человеческой деятельности. Стиль 
- разновидность литературного языка, 
которая традиционно закреплена в обществе 
за одной из сфер жизни. При этом каждая 
разновидность обладает определенными 
языковыми особенностями (прежде всего 
лексикой и грамматикой) и противопоставлена 
другим таким же разновидностям литературного 
языка, которые соотносятся с другими 
сферами жизни и обладают собственными 
языковыми особенностями. 
    Поскольку стиль связан с состоянием 
общества, он исторически изменчив. Во 
времена Ломоносова можно было говорить 
только о стилях книжной речи, при этом 
выделялись три стиля: высокий, средний 
и низкий. Литературный язык изменяется, 
и теперь в языке выделяется четыре стиля: 
три книжных (научный, официально-деловой, 
публицистический) и разговорный стиль. 
    Можно говорить лишь об относительной 
замкнутости функциональных стилей литературного 
языка. Большинство языковых средств в 
каждом стиле - нейтральные, межстилевые. 
Однако ядро каждого стиля образуют присущие 
именно ему языковые средства с соответствующей 
стилистической окраской и едиными нормами 
употребления, которые употребляются 
говорящим или пишущим осознанно. Стиль 
речевого произведения связан с его содержанием, 
назначением, отношениями между говорящим 
(пишущим) и слушающим (читающим). 
    Чаще всего стили сопоставляются 
на основе характерного для них словоупотребления, 
так как именно в словоупотреблении наиболее 
ярко проявляется различие между ними. 
Однако и грамматические характеристики 
здесь немаловажны. Например, стиль многих 
текстов бульварной прессы должен определяться 
как публицистический во многом на основе 
синтаксического строя; в области же словоупотребления 
мы можем увидеть как разговорные, так 
и вообще внелитературные (просторечные, 
жаргонные) единицы. Поэтому при создании 
произведения, относящегося к определенному 
стилю, следует соблюдать не только лексические 
нормы стиля, но и морфологические и синтаксические 
нормы. 
    Наука как таковая очень нуждается 
в словах и предложениях, способных точно 
выразить строго определенные понятия 
и суждения. Необходимые в разных областях 
знания о мире и человеке. А художественная 
литература требует от языка большого 
количества слов и высказываний, позволяющих 
писателю наиболее ярко, образно описать 
природу, труд и жизнедеятельность людей, 
человеческие чувства, страсти, переживания 
и мысли. Прозаик и поэт «рисуют словами», 
а для того чтобы рисовать, необходимо 
не только умение, но и широкий выбор красок. 
Именно в таких «красочных» словах и высказываниях 
художественная литература нуждается 
больше, чем, например, наука или политика. 
Так что же скрывает под собой термин «языковые 
стили»? 
 
Стиль языка – это его разновидность, которая 
обслуживает какую-либо сторону общественной 
жизни: 
  - обыденное общение;
  - официально-деловые отношения;
  - агитационно-массовую деятельность;
  - науку;
  - словесно-художественное творчество.
 
Каждый стиль языка отличается 
от других целью общения и набором языковых 
средств и формами (жанрами). 
 
Стили литературного языка 
называются функциональными, так как они выполняют определенную 
функцию в речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Научный стиль связан со сферой науки, преподавания, 
техники, поэтому основные его особенности 
— это точность и объективность, которые 
определяют выбор языковых средств. Нейтральная 
лексика составляет основу словоупотребления 
в научном стиле, как и в других книжных 
стилях. Но есть и характерная черта — 
наличие в тексте терминов. Эти термины 
могут образовывать различные терминологические 
системы, относиться к разным областям 
знания. Так, биологическими терминами 
являются - зигота, многоклеточный, медицинскими 
— трахеотомия и пневмония, физическими 
-гидродинамика и импульс, математическими 
— интеграл и производная. 
 
Наличие терминов - главная, 
но не единственная особенность 
научного стиля. Для научных 
текстов нехарактерно использование экспрессивной, 
эмоциональной лексики, слов с разговор 
ной окраской или слов в переносном, 
образном значении. Использующиеся в редких 
случаях слова в переносных значениях 
выполняют не эстетическую функцию, а 
функцию создания наглядности.  
 
Грамматические особенности 
научного стиля также связаны с его объективностью 
и обобщенностью (абстрагированностью). 
В этом стиле употребляется большое количество 
существительных, которых в 4 раза больше, 
чем глаголов. Если глагол употребляется, 
то часто используется форма настоящего 
времени, обозначающая события, происходящие 
постоянно, например: «Береза произрастает 
в средней полосе России». Часты краткие 
формы прилагательных (величина х пропорциональна 
величине у). Характерно употребление 
причастий (принцип, используемый в данном 
случае). Синтаксис в научном стиле книжный, 
логический, отчасти сходный с книжным 
синтаксисом официально-делового стиля. 
Неличная манера повествования диктует 
употребление вместо двусоставных предложений 
безличных или неопределенно-личных (Следует 
обратить внимание на эту закономерность 
и т.д.). 
   В собственно научном стиле 
стилевая норма соблюдается строго, в 
научно-учебном и научно-популярном подстилях 
допускаются некоторые отклонения от 
нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Задание №2.
 Поставьте 
ударения в словах: 
 
переключит          
кашлять
гербовый              
афера
нефтепровод       
дочиста
Ответ: 
переключИт          
кАшлять
гЕрбовый              
афЕра
нефтепровОд       
дОчиста
 
Задание №3 
От приведенных ниже 
существительных образуйте форму родительного 
падежа.
Образец 
выполнения задания:  лимоны-лимонов.
манжеты
вафли
координаты
абрикосы
гольфы
киловатты
Ответ: 
манжеты
вафли - вафель
координаты - координат 
абрикосы - абрикосов
гольфы - гольфов
киловатты - киловатт
 
 
Задание №4 
Определите грамматический 
род сложносоставных существительных 
и образуйте форму родительного падежа 
единственного числа, определив возможность 
их склонения.
Образец 
выполнения задания: ракета-носитель 
(жен.род.) – ракеты-носителя
 
инженер-электрик
кресло-качалка
альфа-распад
национал-демократ
идея-фикс
 
Ответ: 
инженер-электрик (м.р.) –инженера-электрика
кресло-качалка (ср.р.) – кресла-качалки 
альфа-распад (м.р.) – альфа-распада
национал-демократ (м.р.) – национал-демократа
идея-фикс (ж.р.) – идеи-фикс
 
Задание№5. 
Подчеркните слова, которые сочетаются 
с собирательными  числительными (двое, 
трое, четверо): дети, 
летчики, мы, разини, коты, работницы, мухи.
 
Ответ: 
дети
 
Задание №6.
 Определите лексическое 
значение следующих слов:
 
аналог                   
аргумент
рекламация   раритет
компромисс    экуменизм
Образец 
выполнения задания:  филантроп – тот, кто занимается благотворительностью.
 
Ответ: 
аналог – то, что представляет соответствие 
другому предмету, явлению или понятию. 
рекламация - то, что предъявляют  на низкое качество товара с 
требованием возмещения убытков. 
компромисс – то, что достигают путем 
взаимных уступок.
аргумент - то, что приводят 
в доказательство.
раритет-то, что встречается 
редко.
Экуменизм- то,что объединяет церкви различных исповеданий, 
ради сближения и в конечном счёте соединения 
всех направлений христианства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Список использованной 
литературы: 
 
1. Краткий курс по русскому 
языку и культуре речи: учеб.пособие/ Д.А. 
Голованова, Р.И. Кудинова, Е.В. Михайлова. 
– М.: Издательство «Окей-книга», 2009. – 
144с. – (Скорая помощь студенту. Краткий 
курс). 
 
2. Орфографический словарь 
с правилами русского языка:  30 тысяч слов / А. 
Н. Булыко, Е. И. Артемьева Орфографический 
словарь с правилами русского языка: Москва: Мартин 
пресс; Тверь: Мартин, 2009. 
 
3. Русский язык и культура речи: 
Учеб. пособие /Е.П.Буторина, С.М. Евграфова.-М.:Форум, 
2009 
 
4. Русский язык и культура речи:Учебник 
/ А.И. Дунаев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, 
В.Д. Черняк. Под. ред. В.Д. Черняк. -СПб.:САГА, 
М.: Форум, 2006 
 
5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический 
словарь. – М.: Издательство «ГИС» (при 
участии Товарищества «ДеКонт»), 1994. – 
208с. 
 
6. http://shpora07.narod.ru/stil/f_stil.htm