Типологические черты и проявления Средневековой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой мировой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Западной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-римского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневековый период в истории Западной Европы.
Средневековье условно делится на три основных периода:
Раннее средневековье (конец V — середина XI веков).

Содержание

Периодизация
Терминология
Общая характеристика культуры Средневековья
Искусство эпохи Средневековья
Философия Средних веков
Рыцарская культура и культ Прекрасной Дамы
Религиозная жизнь Средневекового общества.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Типологические черты и проявления Средневековой культуры..docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

 

5.Философия Средних  Веков.

Философию Средних веков  можно назвать не иначе, как «Служанка  богословия».  Философия становится инструментом для обоснования религиозных  истин и догматов.

Особенности:

  1. Теоцентризм;
  2. Библиоцентричность (источник знаний – Библия, философы не могли выйти за её рамки). Экзегеза – искусство толкования библейского текста.
  3. Фидеизм – признание веры основой познания и философствования.

Периоды:

    1. Патристика ( 2-8 века н.э.)
    2. Схоластика (9-16 века н.э.)

Патристика (Патер – отец). «Учение отцов церкви». Основоположники жили в Риме во 2ом веке христианскими общинами. Основная задача – обоснование основных христианских истин и в целом доказательство истинности христианского вероучения.

Схоластика  (Скола – школа). Религиозная философия, преподавалась в церковных школах и университетах, пыталась рационально объяснить библейские истины, выразить их с помощью непротиворечивых логических конструкций. Важен был сам процесс спора и красивость аргументов. Вершиной средневековой схоластики стала деятельность Фомы Аквинского (1225 – 1274).

 

  1. Рыцарская культура и культ Прекрасной дамы.

Прекрасная дама всегда была замужней.

Рыцарь ( с нем. Риттер – всадник) – свободный человек, у которого два поколения предков носили оружие. Не обязательно высокого происхождения, но обязательно состоятельный. «Носящими оружие» считались либо рыцари, либо люди, участвующие в военном деле.

Главное качество рыцаря –  образ жизни.

Сюзерен – покровитель  рыцаря, феодал-хозяин, которому рыцарь должен был служить всю жизнь.

Обряд посвящения: рыцаря крестили боевым мечом и подводили к  нему боевого коня. Завершался обряд  ритуальным омовением рыцаря в ванной.

Смысл существования рыцаря – служба в самых разнообразных  формах.

Дюшар – автор кодекса рыцаря:

  1. Благородное происхождение;
  2. Отличаться красотой и привлекательностью ( в одеянии: золото, одежда. Шрамы – главное украшение);
  3. Физическая сила ( носить доспехи весом 60-80 кг.);
  4. Рыцарь постоянно должен был заботиться о своей славе;
  5. Мужество;
  6. Любовь к войне. Война – способ доказать свою смелость, поэтому рыцарь всегда стремился оказаться там;
  7. Достойное поведение на поле боя и уважение к врагам. Дожить до возраста старика – позор. Благородная смерть – смерть в бою.;
  8. Щедрость;
  9. Хранение верности своим обязательствам по отношению к равным себе;
  10. Забота о сиротах и вдовах (благородного происхождения);
  11. Месть за обиду.

Лозунг рыцаря: сражаться  и любить.

 

  1. Религиозная жизнь Средневекового общества.

Эпоха Великого переселения народов  разрушила античный мир. Одним из того, что уцелело была христианская церковь. IV-V вв. стали важными для христианской церкви. Она выработала Символ веры - важные догматы христианского учения, отбросив все еретические.

 

Духовенство считалось первым состоянию  средневекового общества. Ибо они  выполняли работу, которую была важнее за любые другие земные дела - заботились о спасении человеческих душ.

Именно поэтому не считаясь с  затратами ресурсов, сил и времени, европейцы строили огромные соборы и многочисленные церкви, отдавали духовенству десятину - десятую часть  урожая и других доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные дарили церкви свое имущество и земельные  владения. Даже больше, общество отдавало церкви наиболее способных и образованных сыновей, чтобы те посвящали жизнь служению Богу.

 

В 1054 г. в некогда единой христианской церкви произошел раскол, восточное (византийское) христианство отделилось от западного (римского). Образовались православная и католическая церкви. Католическую церковь возглавил Папа Римский, а православная церковь не имела единого лидера и была зависимой от светской власти.

 

Постепенно церковь стала крупнейшим землевладельцем в Европе, а жизнь  верхушки церкви ни чем не отличалась от светских феодалов. Духовенство  стало уже не ограничиваться в  своей деятельности только церковной  службой и молитвами. Они осуществляли правосудие, участвовали в управлении государством, выполняли феодальные функции, обучали в школах и университетах, финансировали королевские мероприятия. Для многих молитва стала лишь второстепенным занятием. 

 

Яркой страницей Средних веков  были крестовые походы. 27 ноября 1095 Папа Римский Уран II призвал христиан освободить Гроб Господень. В результате Первого крестового похода в Палестине появились четыре государства крестоносцев. Всего состоялось восемь походов. Однако уже четвертый показал, что идея священной войны против врагов христианства потеряла всякую привлекательность, а крестовый движение потерял смысл.

 

Крестовые походы породили такое явление как духовно-рыцарские ордена, которые стали весомыми факторами средневековой истории.

 

В XIII в. католическая церковь достигла вершины своего могущества. Но именно в это время ей стала угрожать древняя опасность - ересь. Различные еретические учения быстро распространялись по Европе. Для борьбы против них церковь применяла любые средства: убеждение, проповеди, инквизицию, крестовые походы.

 

Культура средневековья была тесно  связана с религией и церковью. Потому что именно религия определяла мировоззрение средневекового человека.

 

Образованных людей в средние  века было относительно немного. Подъем Европы, начавшийся в X веке, вызвал стремление к знаниям и потребность в образованных людях. Образование начало выходить за пределы монастырей. Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами. Сосредоточенность в Средние века на изучении лишь Святого Письма не удовлетворяла людей, которые задумывались над познанием окружающего мира. Так в Средние века зарождаются исследовательские знания, которые стали основой для возникновения науки.

  1. Список использованной литературы.
  2. Артамонов, С. Д. Литература средних веков / С. Д. Артамонов. – М.: просвещение, 1992
  3. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1984.
  4. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1989.
  5. Гуревич, А. Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990.
  6. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини; пер. с ит.; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой, Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987.
  7. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. ле Гофф; пер. с фр.; общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; послесл. А. Я. Гуревича. – М.: Прогресс, Академия, 1992.
  8. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979.
  9. Хейзинга, Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М.: Наука, 1988.

 

 


Информация о работе Типологические черты и проявления Средневековой культуры