Теория культурно-исторических типов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Разнообразие культур — очевидный исторический факт. Существует ли какое-либо единство в этом разнообразии? Каковы место и роль локальных культур в мировом культурно-историческом процессе? Есть ли какие-то закономерности, определяющие развитие отдельных культур и общечеловеческой культуры в целом?
Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринимались многими философами и учеными. Одним из них был выдающийся русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – видный представитель славянофильческого течения в русской общественной мысли XIX века. Известный русский публицист и социолог, автор книги «Россия и Европа» (1869), являющейся его главным трудом, в котором он изложил свои культурологические воззрения.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Краткая биография Н.Я. Данилевского
Предпосылки теории культурно-исторических типов
Теория культурно-исторических типов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из основных положений теории культурно-исторических типов, Н.Я.Данилевский  пересматривает традиционное для философско-исторических и историографических концепций середины XIX века представление о прогрессе как о переходе единого человечества от менее совершенного состояния к более совершенному.

В самом деле, если не признается существование  единого человечества, то  невозможно и утверждение одной линии его прогрессивного развития.

Изучение истории показывает, что  культурно-исторические типы развивают  различные стороны культурной и  общественной жизни. Так греки развили  идею красоты, европейские народы двинулись по пути “аналитического изучения природы и создали положительную науку”, “высшие религиозные идеи были созданы семитическими племенами”.

Эти соображения резюмируются в  определении прогресса, который  “состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях”.

Еще один содержательный элемент рассматриваемой  теории — классификация культурно-исторических типов по признаку количества “основ” или “разрядов” культурной деятельности.

Поскольку Н.Я.Данилевский выделял  четыре разряда культурной деятельности — религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую, то культурно-исторические типы, в зависимости от тех разрядов или основ, которые в них более развиты, могут быть одно-, двух-, трех- и четырехосновными. Большинство культурно-исторических типов, существовавших в истории человечества, характеризуются как одноосновные. Двухосновным является германо-романский культурно-исторический тип, четырехосновным — будущий славянский тип.

В рамках теории культурно-исторических типов обосновывается при помощи натуралистической и конкретно-исторической аргументации фундаментальная философско-историческая идея о том, что основным модусом  исторического бытия является культурно-исторический тип.

Таким образом, в общей форме  доказывается возможность и необходимость  самобытного пути развития для всего  славянского мира и, в частности, для России, историческая миссия которой, по Н.Я.Данилевскому, состоит в том, чтобы играть ключевую роль в формировании и развитии славянского культурно-исторического типа.

Н.Я.Данилевский выдвигает предположение, что славянский культурно-исторический тип впервые в истории представит синтез всех сторон культурной деятельности и будет первым четырехосновным культурно-историческим типом, в котором особенно оригинальной чертой должно быть впервые найденное удовлетворительное решение общественно-экономической задачи.

Завершает свои размышления о будущем  славянского культурно-исторического типа Н.Я.Данилевский следующим образом: “Главный поток всемирной истории начинается двумя источниками на берегах древнего Нила. Один, небесный, божественный, через Иерусалим и Царьград, достигает в невозмущенной чистоте до Киева и Москвы; — другой, земной, человеческий, в свою очередь, делящийся на два главных русла культуры и политики — течет мимо Афин, Александрии, Рима, — в страны Европы... На Русской земле пробивается новый ключ справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства. На обширных равнинах Славянства должны слиться все эти потоки в один обширный водоем...”.

Таким образом, наряду с утверждением существования отдельных культурно-исторических типов в свою философско-историческую концепцию Н.Я.Данилевский вводит линию религиозной и культурной преемственности (т.е. преемственности в сфере народности, что ранее признавалось невозможным). Борьба славянского и романо-германского культурно-исторических типов оказывается продолжением извечной борьбы между “градом земным” и “градом божиим”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Русский эмигрант, основатель американской социологии П.А. Сорокин по праву  выделил Н. Данилевского как первого  мыслителя, выдвинувшего содержательную концепцию «культурно-исторических типов», положившую начало одному из наиболее перспективных направлений в современной социологии.  
Следует обратить внимание на то, что частью общей концепции Н. Данилевского являлось положение о принципиальном несходстве России и Европы как культурно-исторических типов, что выражалось в постоянной враждебности, питаемой Европой по отношению к своему восточному соседу. Положения Н. Данилевского можно оценить как «необыкновенно умный и во многом правильный политический прогноз и пророчество». 
 
Конечно, не все прогнозы Н. Данилевского оказались состоятельными. Чтобы суметь оценить и осознать важность сегодняшних событий недостаточно ни формационного, ни цивилизационного подходов в отдельности. Нужен их синтез. И заслуга Данилевского состоит прежде всего в том, что он впервые в явной форме сформулировал основы цивилизационного подхода.

Идеи Данилевского во многом спорны -- его оценка культурных контактов, отрицание существования единой мировой культуры, перспективы развития России и призывы к панславизму. Но сама концепция культурно-исторических типов была очень плодотворной для культурологии, она привела к появлению целой плеяды исследователей, работавших в этом направлении как в России (К.Н. Леонтьев), так и на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Л.Р. Авдеева. «Русские мыслители: А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов», Москва, 1992 г.
  2. Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», Москва, 1991 г.
  3. А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. «Культурология. Теория культуры», Москва, 2004г.
  4. Н.В. Шишова, Т.В. Акулич. «История и культурология», Москва, 2004г.

 


Информация о работе Теория культурно-исторических типов