Сфера культуры и досуга на примере Владивостока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Сфера культуры и досуга — это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан.
Поэтому управление сферой культуры и досуга является важным направлением местного самоуправления в социальной политеки, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
В частности значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание деятельности местного самоуправления в сфере культуры и досуга, его методологическую основу внесли такие отечественные исследователи, как Анимица Е.Г., Тертышный А.Т., Быстрова Н.Н., Воронин А.Г., Вульфович P.M., Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И., Головина Г. и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Как правило, положения об Управлении культуры, где определены компетенция  и полномочия, утверждаются решением представительного органа местного самоуправления, а устав и структура  подведомственной сети утверждаются постановлением (распоряжением) администрации местного самоуправления.

В начале 1990-х гг. в целях эффективного использования бюджетных средств, а также во избежание дублирования в работе, некоторые органы управления культурой были объединены:

  • с управлениями кинофикации;
  • комитетами по спорту и делам молодежи;
  • управлениями по туризму.

Опыт показал, что культура и  молодежная политика тесно взаимосвязаны, но, к сожалению, в данное время  не очень успешно совмещается. Хотя есть единством целей и общностью  форм их работы, но нет единого плана  развития.

Еще более сложно происходило объединение  культуры со спортом из-за разницы  в правовом обеспечении их деятельности, в частности, в вопросах нормирования и оплаты труда, других проблем нормативного характера.

Практика объединения управлений культуры с управлениями по туризму  в территориях, обладающих значительным потенциалом памятных мест, дала положительный  результат, поскольку появилась  возможность не только объединения  бюджетов, но и привлечения дополнительных средств непосредственно от доходов  туристической деятельности.

Характерным недостатком действующих  моделей управления явились противоречия между полномочиями органа власти и  реальными источниками финансирования его деятельности. Причины такого противоречия:

1) объективные - слабая ресурсная  база местного бюджета, отсутствие  государственных норм материального  и финансового обеспечения;

2) субъективные - несоответствие действий  управляющих структур требованиям  законодательства, отсутствие у  менеджмента умения бороться  за бюджет.

На текущий период можно условно  выделить пять моделей управления объектами  культуры на уровне местного самоуправления.

Первая модель - управления культуры, обладающие доверенностью от районных Комитетов по управлению муниципальным  имуществом на оперативное управление объектами культуры, осуществляющие финансирование организаций культуры, использующие средства от аренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры.

Вторая модель - управления культуры, не обладающие правами управления недвижимостью, так как эти права напрямую делегированы учреждениям от Комитета по управлению муниципальным имуществом, являющихся совместно с управлением  культуры учредителями организаций  культуры. Финансирование коммунальных расходов в этом случае идет через  управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в Комитет по управлению муниципальным  имуществом.

Третья модель - управления культуры, наделенные правами оперативного управления объектами недвижимости организаций  культуры, не обладающих статусом юридического лица, и одновременно совместно с  Комитетом по управлению муниципальным  имуществом являющиеся учредителями организаций  культуры со статусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этом осуществляется через управление культуры, средства от арендной платы  в полном объеме возвращаются в Комитет  по управлению муниципальным имуществом.

Четвертая модель - управления культуры, являющиеся учредителями организаций  культуры, финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся  как в собственности районных Комитетов по управлению муниципальным  имуществом, так и в собственности  сельских администраций.

Пятая модель - управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы  учреждений культуры, расположенных  в арендованных помещениях других собственников, в том числе бывших профсоюзных  зданиях.

Соответствующие органы местного самоуправления, в чью компетенцию входит управление муниципальным имуществом, как правило, делегируют полномочия учредителя районным органам культуры. Часто учредителями организаций культуры выступают  одновременно районные управления культуры и комитеты по управлению имуществом, причем Комитет по управлению муниципальным  имуществом в учредительном договоре наделяет учреждение правом оперативного управления либо делегирует это право  районным управлениям культуры.

Как правило, районные управления культуры, являющиеся распорядителями кредитов для подведомственной сети ведут  финансовую деятельность через централизованные бухгалтерии управлений культуры; обеспечивают бюджетные заявки; готовят проекты  нормативных документов муниципального образования по опросам культуры; формируют и финансируют подведомственную сеть; обеспечивают материальными и  информационными ресурсами; реализуют  инвестиционные и творческие проекты  в сферах культуры и досуга.

В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной  структуры и создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения.

Задача заключается в создании системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные  преобразования муниципальных учреждений культуры. Управление является одним  из ресурсов перспективного развития любой деятельности. В то время  как ликвидация, несоответствие полномочий, функций, приданных ресурсов органам управления может самым негативным образом сказаться на обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессе производства и распространения культурных благ.

Роль органа управления культурой  на уровне местного самоуправления должна заключаться в создании системы  взаимодействия органов власти и  управления различных уровней, а  также условий саморазвития и  партнерства с общественными  организациями и структурами  социального сектора в осуществлении  культурной политики.

Основные функции управления местного самоуправления культурой.

- Координация культурно-просветительской  работы организаций и учреждений;

- Контроль над содержательной  и финансово хозяйственной деятельностью  учреждений культуры и досуга;

- Методическая и финансовая  помощь учреждениям культуры;

- Выдача лицензий на ведение  коммерческой деятельности в  сфере культуры и досуга на  территории;

- Проведение общественных мероприятий  (смотры, фестивали, выставки, концерты и др.);

- Организация обустройства мест  массового отдыха, культурного обслуживания  этих мест;

- Учет, охрана, содержание реставрация  памятников истории и культуры  местного значения, заповедных мест;

- Взаимодействие с творческими  союзами и общественными организациями  в сфере культуры;

- Контроль над исполнением средств  культурных фондов муниципальных  предприятий и учреждении, принятие  в необходимых случаях мер  по их централизации;

- Поддержка народных промыслов  и обрядов;

- Разработка предложений по  строительству, реконструкции и  ремонту зданий подведомственных  организаций, контроль выполнения  работ.

Таким образом, управление в местном  самоуправлении в сфере культуры и досуга представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, которые  позволяют значительно повысить культурный уровень муниципального образования. Рассмотрим данный комплекс на примере города Владивосток.

2. Практика управления  сферой культуры и досуга в городе Владивосток

2.1 Особенности социокультурной  политики в городе Владивосток

В условиях современного развития Владивостока можно выделить два основных значения социокультурной политики для города.

1. Гуманистический.

Социокультурная политика как реальная программа развития учреждений культуры, искусства и досуга, деятельность которых направлена на создание условий  саморазвития личности в контексте  социально-экономического развития города.

Город Владивосток представляет собою многомерный мегаполис, в котором сосуществуют различные социальные, возрастные, профессиональные, этнические, религиозные, культурные группы и общности.

В настоящее время необходимо консолидировать  население города Владивостока в едином социокультурном поле, создать условия для равноправия жителей в отношении культурных ресурсов города, в творческой самореализации каждого жителя Владивостока. Необходимо расширять сеть организаций культуры, увеличивать количество площадок для предоставления культурных услуг населению в отдаленных от центра районах.

2. Прагматический.

Социокультурная политика как имиджевый  проект, направленный на создание привлекательного образа города как культурного центра региона в российском и международном  контексте.

В настоящее время на общероссийском уровне город Владивосток воспринимается торговой столицей и лицом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности после проводенного недавно Саммита АТЭС 2012. Жители города Владивосток во многом разделяют подобное представление. Вместе с тем, город Владивосток обладает значительным культурным потенциалом, имеет сложившиеся культурные традиции.

Сегодня необходимо популяризировать реальные культурные достижения города Владивосток, необходимо создавать условия для их динамичного поступательного развития. Это позволит качественно изменить представление жителей города о роли и месте Владивосток в современной российской действительности. На общероссийском уровне позитивный культурный имидж Владивосток будет способствовать дополнительным социокультурным инвестициям. И на федеральном уровне повысит привлекательность города в условиях углубления международного сотрудничества.

Основными составляющими социокультурной  политики в городе Владивосток являются:

  • совокупность приемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства, образования и науки;
  • освоение, передача и развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия, осуществляемого средствами культуры;
  • процессы, связанные с развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их к культурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как один из значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решению социально-экономических и социально-политических задач общества.

Таким образом, цель социокультурной  политики в городе Владивосток - целенаправленное, поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющих городского пространства.

В рамках этой цели планируемые и  реализуемые задачи социокультурной  политики включают следующие позиции:

  • выработка и реализация социокультурной политики, соответствующей основным федеральным законам и стратегическим общедемократическим принципам развития современной российской государственности;
  • наполнение содержательной стороны социокультурной политики региональными специфическими особенностями, учитывающими социокультурное, этническое и конфессиональное многообразие культуры города Владивосток и Приморского края в целом;
  • согласование социокультурных программ администраций районов в городе Владивосток с основными принципами культурной политики городской Администрации, а также с социокультурными приоритетами основных субъектов культуросозидательного процесса;
  • обеспечение единства социокультурного пространства, равных возможностей для жителей различных районов города и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни города;
  • повышение оснащенности учреждений культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;
  • становление и развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры.

В целом, в структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики города Владивосток можно выделить следующие. Конструктивное взаимодействие власти, культуры, науки, образования:

  • обеспечение условий конструктивного диалога органов государственного управления культурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций и высших учебных заведений по выработке и реализации совместных социокультурных программ и проектов;
  • государственное стимулирование поступательного развития учреждений муниципального дополнительного художественного образования детей города Владивосток с учетом интересов и возможностей педагогических коллективов конкретных образовательных учреждений;
  • создание условий доступности и возможности получения дополнительного художественного образования детям из малообеспеченных семей города Владивосток, из детских домов, с ограниченными физическими возможностями.
  • обеспечение эффективного функционирования непрерывного художественного образования по линии: школа - профессиональное учебное заведение - высшее учебное заведение;
  • сотрудничество с высшими учебными заведениями города по обеспечению учебного процесса в учреждениях дополнительного художественного образования инновационными учебными, учебно-методическими и научными программами;
  • стимулирование развития фундаментальных и прикладных научных исследований культуры и искусства, осуществляемых отдельными учёными и исследовательскими коллективами в городе Владивосток;
  • учреждение специальных стипендий наиболее талантливым воспитанникам муниципальных учреждений дополнительного художественного образования, студентам творческих специальностей высших учебных заведений города;
  • гарантированная поддержка перспективных научных работ школьников, студентов, аспирантов, изучающих историю, теорию и практику культуры искусства в учебных заведениях города Владивосток;
  • учреждение грантов городской Администрации для поддержки наиболее перспективных и актуальных научных разработок, осуществляемых научными и научно-педагогическими работниками высших учебных заведений города, направленных на создание социально-значимых для города Владивосток культурных проектов;
  • сотрудничество с российскими и зарубежными научными центрами и фондами, благотворительными организациями по реализации гарантовой поддержки социально-значимых для города Владивосток культурных проектов.

Информация о работе Сфера культуры и досуга на примере Владивостока