Сущность культуры. Социальный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:07, реферат

Краткое описание

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….1
Тема 1. Сущность культуры . Культура как мера и способ развития человека……………..2
Тема 2. Функции культур, как способ развития человека и общества………………………3
Тема 3. Основные функции Культуры…………………………………………………………5
3.1 Защитная функция………………………………………………………………….5
3.2 Креативная функция…………………………………………………………………5
3.3 Коммуникативная функция и культура общения…………………………………5
3.4 Сигнификативная функция………………………………………………………….6
3.5 Нормативная функция……………………………………………………………….7
3.6 Релаксационная функция……………………………………………………………8
3.7 Познавательная и информативная функция……………………………………..10
3.8 Регулятивная и оценочная функция……………………………………………...11
3.9 Культура как тип социальной памяти…………………………………………....11
3.10 Культура как форма трансляции социального опыта…………………………..13
3.11 Культура как способ социализации личности…………………………………..15
Вывод…………………………………………………………………………………………....18
Список литературы……………………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность культуры. Социальный аспект.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не сводимую к социальной (общественной). Социальная организация может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальный мир — это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Природа — это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает при родах, от рода. Культура связывает человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях. Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы. Этот культурный фундамент, в котором вызревают архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики), первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и результат.. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом, национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может проявляться и в наличии конкретных традиций: в традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве, поэтическом народном творчестве и т. д.

Общество в целом  и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе.

 

3.11. Культура как способ социализации личности.

 

Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощается культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура — это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт, то чем же культура отличается от общества? Обычно ее рассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой и т.д. Но если культура — это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. Рассматривая эту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество — это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них прежде всего необходимо указать на законы  и правовую систему в целом, систему образования и воспитания и т. д.). Основное различие состоит, по нашему мнению, в том, что социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей — слава, почести, богатство и т.д. Если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение — это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т. е. его культуру. Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этнического поведения, построенные на их основе типы социальных связей и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. М.К. Петрову принадлежит и интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии к личностную систему вхождения индивида в социальное це-1ое: «Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам и интеграции различений в целостность, можно различить три типа:

*    лично-именной  (охотничье, «первобытное» общество);

*     профессионально-именной  (традиционное земледельческое общество, «развивающееся» общество);

*    универсально-понятийный (общество европейской культурной  традиции)».

Начало нетрадиционного  типа культуры характеризует срыв традиции, вступление в имя (т.е. получение  вместе с именем всего комплекса  социальных нагрузок) перестает быть (как впоследствии и обретение наследуемого профессионального знания) единственной формой социализации личности. Мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор.

Культура в этом случае позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью  регулировать поведение человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней, да и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях. Мотивируя собственные поступки или же опираясь на избранную им культурную традицию осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение (еда, питье, жилище) позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства вращается в человеческом обществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. Надо заметить, что различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. Без труда мы установим культурный уровень развития общества (собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу приготовления и употреблен!/ пищи, Еще в большей степени о культуре народа (а в индивидуальном случае и отдельного человека) говорит жилье. Юртаа скотовода и чум эскимоса, русская изба. Это разные жилища но это и разные миры, впитавшие в себя своеобразие бескрайней степи в одном случае, заснеженной тундры — в другом и могучих русских лесов — в третьем. Важно отметить, что удовлетворение потребностей, далее самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальными табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры. Конечно, нетрадиционного типа культуры отличает высокий уровень технического развития, что обычно и связывают с понятием «цивилизация». Этот термин, часто употребляется для обозначения ступени, уровня развития культуры. Таково, собственно говоря, его исходное значение: римляне термином «цивилизация» осознавали гражданский городской уровень жизни, подчеркивающий их превосходство в бытовом и политическом отношении и отличающий их от примитивных, по их мнению, окружающих племен . Утвердившиеся во второй половине XVIII — начале XIX в три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:

•    унитарный  подход (цивилизация как идеал  прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);

•    стадиальный  подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);

•    локально-исторический подход (цивилизации как качественно  различные уникальные этнические или  исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего,  и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации.

.Итак ,  цивилизация:

во-первых, — это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактеризовано с разных сторон: «особая форма организации коллективности людей», «метод устройства коллективной жизни», т. е. цивилизация —-это социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями — блага (морали) и истины; а внешняя, или телесная, — категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов, устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное количество цивилизаций.

 

Вывод

 

Культура как форма  деятельности в конечном итоге предназначена  для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма — все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь  и веру в человека.

 

Список литературы

 

1. Культура, Большая  советская энциклопедия т. 13, с.594-597 третье издание, Москва, издательство "Советская энциклопедия", 1974г.

2. Культурология.  Под редакцией Радугина А.А., Москва, "Центр", 1997, с. 304.

3. Арнольдов  А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.

4. Межуев В.  М.  Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982г. N 10.

5. Свасьян К.  А.  Человек как творец культуры //  Вопросы  философии. 1987г. N 6.

6. Философия  культуры. Ответственный редактор Мжвениерадзе В. В.М., 1987г.

7. Культура: теории и  проблемы / Т.Ф. Кузнецова и др. М., Наука, 1995.

8. Лотман Ю, М. Беседы  о русской культуру. СПб., 1994, С, 4—9.9. Пирсоне Т. Система координат  действия, общая теория систем  действия: культура, личность и место  социальных систем//Американская социологическая модель. М., 1994. С. 450.

9. Флиер А.Я. Культурология  для культурологов. М., 2000.

10. Полищук  В. И.  Культурология   М. , 1999,  с.  38 - 41

11. Кравченко А. И.  Культурология   М. , 2001 , с.   20 - 27

12.  Культурология   под редакцией проф.Г. В.Драча  2002




Информация о работе Сущность культуры. Социальный аспект