Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………...8
1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………..8
1.2 Характерные черты менеджмента…………………………………………11
1.3 Учет деятельности учреждения культуры………………………………...16
2. Организационно-экономические характеристики ночных клубов………21
2.1.Организационно-экономические характеристики ночных клубов
г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»……………………………….21
2.2 Научно-практическая значимость исследования ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»…………………………….….24
Заключение……………………………………………………………………....25
Литература…………………………………………………………..…………...27

Вложенные файлы: 1 файл

7 Вершинина итог.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

 

Факультет искусств, социально-культурной и информационной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и практика социально-культурного менеджмента»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Вершинина П.Е.

студентка 321 группы

 

Научный руководитель:

Журомский В.В.

к.п.н., профессор

 

Зав. кафедрой:

Теньшова  О.Н..

к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012

 

                                                     

                                                           Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3 1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………...8

1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………..8

1.2 Характерные черты менеджмента…………………………………………11

1.3 Учет  деятельности учреждения культуры………………………………...16

2. Организационно-экономические характеристики ночных клубов………21

2.1.Организационно-экономические характеристики ночных клубов

г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»……………………………….21

2.2 Научно-практическая значимость исследования ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»…………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………....25

Литература…………………………………………………………..…………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

 По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.

Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения. 
       Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

 Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. 
         В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.

      Задачи: 
- раскрыть теоретические основы социально-культурного менеджмента; 
- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях; 
- исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере; 
- изучить функции менеджера социально-культурной сферы;

Предмет исследования: менеджмент социально-культурной деятельности.

Актуальность темы исследования: в постсоветский период в связи с трансформацией Российского общества коренным образом изменились формы досуга.  Разнообразие досуговых потребностей населения сформировало индустрию досуга.  В настоящее время существует большое количество формальных и неформальных форм проведения досуга,  которые человек выбирает в зависимости от своих потребностей и интересов.  Однако их специфика и характер реализуемой деятельности не всегда оказывают положительное влияние на формирование индивида и социальных групп. В этой связи возникают противоречия между удовлетворяемыми потребностями и содержанием досуговой деятельности. 

История развития клубного досуга в России начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы  XXI века несут на себе отпечаток современной культуры.  В современной России клубные формы досуга продолжают оставаться актуальными,  но в их пространстве произошла дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием  «клуб», например,  шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб.

     Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с

этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности,  потребности,

удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.  

Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для самовыражения личности.  С другой стороны,  ночной клуб представляется 

девиантной формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и распространенностью случайных половых связей.  С этой точки зрения актуализируется изучение характера   деятельности,  реализующейся в ночных клубах.

Увеличивающееся количество ночных клубов на территории России вызывает интерес не только у посетителей,  но и у исследователей.  Бесспорно, ночные клубы –  это закрытые системы со специфическим механизмом функционирования,  своей иерархией и системой ценностей.  Ночной клуб предстает для посетителей как совершенно иная реальность, непохожая на мир их ежедневных социальных практик. 

     Изучение современных форм досуга имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку исследования в данной сфере в настоящее время немногочисленны. Помимо этого общая концепция досуга и свободного времени требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки ввиду категориальной противоречивости этих понятий. 

Ночные клубы как форма досуга еще не стали предметом целенаправленного научного изучения в отечественной социологии. 

Исследований на эту тему проводилось в России крайне мало, как правило, они являются маркетинговыми и не рассматривают ночные клубы как форму организованного досуга.  В большинстве из них ночной    клуб рассматривается  лишь с точки зрения потребительских предпочтений людей,  регулярно посещающих ночные клубы.  Поэтому существует потребность в изучении ночных клубов, в составлении целостного представления об этой форме досуга и реализуемой в ней деятельности. 

Социологическое изучение этой проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. 

Гипотеза исследования: анализ состояния ночных клубов как формы досуга,  факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы в социологии и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.

Методологической основой работы являются принципы структурно-функционального,сравнительно-историчекого, системного и деятельностного подходов к трактовке ночного клуба как формы организованного досуга. 

Структурно-функциональный подход позволяет рассматривать клубы  через функции,  реализуемые в нем.  С помощью сравнительно-исторического подхода рассматривается динамика развития клубного пространства. Системный подход, позволяет изучать досуговую деятельность в целостности и,  подразделяя на различные структурные элементы.  Принципы деятельностного подхода дали возможность раскрыть специфику и содержание    досуговой деятельности в ночном клубе. Применение социологической методологии и методов позволило проанализировать эмпирические данные. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

 

1.1. Сущность менеджмента

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Информация о работе Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере