Судьба российской культуры после 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 07:15, реферат

Краткое описание

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения.
Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
2. ДУХОВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ТОТАЛИТАРИЗМА
3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
4. СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
5. МОДА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
6. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД "ОТТЕПЕЛИ" И "ЗАСТОЯ"
7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И "ПЕРЕСТРОЙКА"
8. ПОСТСОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Культура советского периода.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок - пышная юбка почти до щиколоток (под низ надевали легкую многослойную нижнюю), покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом.

Поразительная перемена стиля в суровое послевоенное время, когда ткани отпускались "по мерке", не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье "без излишеств", а чулки стоили баснословно дорого. На одну юбку "нового силуэта" требовалось от 9 до 40 метров ткани (рис.5) ! До СССР этот стиль ("нью-лук") дошел только после смерти Сталина, во время хрущевской "оттепели". Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль "Н" - прямая юбка в сочетании с мягким или прилегающим лифом.

"Стильные" рукава делали длиной 3/4 или 7/8 - что требовало обязательных длинных элегантных перчаток. Не менее модными были короткие нейлоновые или ажурные - в цвет туалета. Обязательной была небольшая круглая шляпка, которая зимой заменялась на "менингитку" - маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок. Из аксессуаров присутствовали клипсы и браслеты, а также ювелирные изделия с полудрагоценными камнями - хрусталем, топазами, малахитом. Кроме того, были невероятно популярны солнечные очки - с заостренными "стрелками" углами, украшенными стразами. В СССР был очень моден мех вообще и каракуль - в частности.

У мужчин в моду вошли  очень узкие брюки - дудочки, и нейлоновые рубашки. Необходимым мужским аксессуаром была шляпа.

В СССР бесспорное влияние на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов - различное переосмысление фольклорных мотивов - народов СССР и "дружественных". Очень сильным модным поветрием в СССР стали китайские вышитые кофточки и китайские же пуховые шарфики.

Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой одежды отечественного производителя не был модным. Однако после войны, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствовали все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.50-е годы отмечены появлением фарцовки (спекуляция дорогим вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходивший в 1957 году в Москве стал колыбелью фарцовки как широкомасштабного явления. Благодаря тому, что "приоткрылся" железный занавес - иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР. Этим и воспользовались фарцовщики - преимущественно молодые люди, студенты. Услугами фарцовщиков в основном пользовались так называемые "стиляги"-советская молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.

Наибольшее распространение  фарцовка получила в Москве, Ленинграде, портовых городах и туристических  центрах СССР. Концом фарцовки стало налаживание сначала челночного, а потом и нормального товарообмена республик бывшего СССР с зарубежными странами на закате перестройки в начале 90-х годов XX века.

6. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"

 

"Оттепель" в советской  культуре. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников. 
     Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:

  1. Какова роль советской интеллигенции в обществе?
  2. Каковы ее взаимоотношения с партией?
  3. Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

Общая характеристика советской культуры периода "застоя". Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной  отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

    1. благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;
    2. нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Процесс нарастания противоречий, обусловленный  становлением национальных культур  как великорусской, так и в  каждой союзной республике (крае, области  и т.д.) подготовил необходимую почву  для социокультурной политики "перестройки". 

 

7. Отечественная культура и "перестройка"

 

Обновление системы  государственного социализма, начатое  партийным руководством во главе  с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для  перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы.        Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры  вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти.

Смягчение идеологического  диктата позволило расширить  культурно-информационное пространство, в котором жило общество.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало  переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых  годов - является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки  государственная культурная политика должна была решать принципиально новые  задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

 

8. Постсоветская культура.

 

 Процессы демократизации, начавшиеся после 80-х годов,  способствовали проявлению плюрализма  в культурных процессах и явлениях. Но в конце 20 века русская  культура находилась в кризисном состоянии. Сегодня СМИ и, особенно телевидение, радио, видеофильмы, – основной источник культурной информации для большинства жителей России (а роль книг, музеев, театров значительно уменьшилась ). Разрушение социалистического общественно - политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в  рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели к системному кризису российское общество и российскую культуру. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека - потребителя». Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, спад спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей – все это признаки кризиса культуры . Преодоление кризиса культуры и возрождение России возможны в том случае , если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие русской культуры.

 

Заключение

 

Россия в ХХ веке выступила  в качестве катализатора социокультурных  процессов на планете.0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиографический  список.

 

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.

Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.

 

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938–2002: Учебное пособие. М., 2003.


Информация о работе Судьба российской культуры после 1917 года