Субъекты культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.
Целью данной работы является раскрыть такие понятия как субъект культуры, народ и «массы», личность, определить роль интеллигенции в обществе.

Содержание

1. Введение. Что такое культура.
2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».
3. Личность как субъект культуры.
4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология кр в6.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

Тема: «Субъекты культуры».

 

ПЛАН

 

  1. Введение. Что такое культура.
  2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».
  3. Личность как субъект культуры.
  4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.
  5. Заключение.
  6. Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Современные словари, дают следующие  понятие культуры. Культура  - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя ), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности , реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение , способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве. Общество всегда создает соответствующую культуру или совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства.  Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

      Целью данной работы  является раскрыть такие понятия  как субъект культуры, народ и  «массы», личность, определить роль  интеллигенции в обществе.

 

 

 

2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры.

Народ и «масса».

 

В культурологи под термином «субъект»  понимается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей.Субъект культуры - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществ ляющее преобразование действительности, создание мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации. Человеческие качества - это результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности.

       Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразова - тельная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурным субъектом является человечество, общество

     Народ — многозначный термин:

1) Под народом понимают, в частности,  этнос,  то есть   определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка,  культу- ры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

2) Слово «народ» также используется в значении нация.

3) Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего  населения  какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности.

В культурологии народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных материальным, социальным и духовным творчеством и едиными представлениями о праве и общими интересами.

На протяжении многих тысячелетий  народ не рассматривался как субъект  культурного творчества. Потому что  народ был противопоставлен элите. То есть к сфере культуры относили только умственную деятельность.

Население проходит путь становления  народом, приобретая общие ценности, приумножая культурное наследие. Хотя этот путь обратимый. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ.

 Но необходимо различать понятия народ и масса. По выражению испанского философа Ортеги-и-Гасета: «Масса есть множество людей без особых достоинств». Массы имеют некоторые общие черты: вкусы, интересы, стиль жизни и т.д.                                                                                 

Ясперс рассматривает массу  как людей, ничем не связанных  друг с другом, но в своем сочетании  представляющих некое единство. Но "масса как публика - типический продукт определенного исторического  этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества». Масса составляет свое мнение, которое не является мнением ни одного отдельного человека, но именуется общественным мнением.

       Подлинным субъектом культуры выступает народ, а не масса. Но толпа (масса) нередко играет важную роль в том или ином историческом или культурном событии, оказывавшем затем серьезное влияние на последующее развитие человеческого общества. Таким образом «народ» и «масса» - два противоположных понятия. Народ — это широкая общность, соединяющая те социальные слои, которые в данный момент выступают «двигателями» прогрессивного развития. Однако, это не означает, что содержание понятия «народ» исчерпывается лишь трудящимися, осуществляющими производство материальных благ. В народ входят и другие социальные слои населения, которые способствуют общественному прогрессу на данном этапе развития человеческого общества.

 

Личность как  субъект культуры.

 

      Народ- это субъект культуры. А народ состоит из отдельных людей-личностей. Но не следует путать  понятия «индивид» и «личность». Они противополож - ны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируют- ся какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. Понятие «личность» весьма богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

     Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Личность  характеризуется  активностью,  стремлением  расширять сферу своей деятельности,  действовать за границами требований ситуации и предписаний;  направленностью  интересов, убеждений; сте -пенью осознанности своих отношений к действительности.

  Каждый человек индивидуален, исходя из этого существуют следующие типы личности:

1) материальный человек, девиз которого: «Я владею, значит, я существую». 2) политический – «Я властвую, значит, я существую».

3) коммуникативный – «Я общаюсь, значит, я существую».

4) духовный – «Я мыслю, значит,  я существую».

        Рассмотрим поподробнее все эти типы. 

 Человек  материальный живет в мире под девизом  «он есть то, что он ест», потребляет. Его самоцель – обладание вещами, а к культуре он относится пренебрежительно безразлично. Свою творческую суть он реализует в культивировании природы, модернизации технологии или эстетизации быта.

Политический человек - самый адекватный представитель цивилизации,  политический человек способен выполнить и культуротворческое назначе-ние. Если он является творцом мудрых законов и полезных политических институтов, добивается создания условий социального развития в интересах свободы творческой деятельности, обладает доброй силой, способной

обуздать агрессию и утвердить мир.

Коммуникативный человек нуждается в общении с людьми. Но его сущность различна в зависимости от культурного смысла. В современном обществе это могут быть: контакты с партнерами, агентами, сделки или сугубо престижные цели.

Несколько особняком от указанных  типов находится духовная личность. Это обусловлено тем, что если другие типы всегда «на виду», то духовный человек не стремится к материальному богатству и политической власти и даже к общению испытывает частичный интерес.

  Рассмотренные типы личностей в чистом виде не проявляются. Они сочетаются с другими. По степени деятельного отношения к культуре личности подразделяются на талантливых, выдающихся, великих и гениев.

Талантливый человек способен к новаторской деятельности в той или иной сфере общественной жизни. В отличие от таланта, выдающаяся личность   оказывает влияние на преобразование определенного вида деятельнос -ти. Великая личность оставляет след в рамках своей эпохи, является как бы ее «визитной карточкой». Гениальная личность налагает печать на человечес- кую культуру в целом.   Культура создаётся творчеством личностей. Но и «массам» нужны личности, выполняющие функции лидеров. Вождям также необходим талант, хотя и со знаком минус. Великие злодеи способны оказать мощное воздействие на свою эпоху, но они всегда терпят крах, так как чело -вечество, в конечном счете, отвергает такое «творчество», такое наследие.

 

4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

 

   Интеллигенция – это сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. 
     Слово "интеллигенция", впервые обрело своё нынешнее значение именно в русском языке. Своим происхождением оно связано с латинским существи - тельным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший  Разум. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция". 
     В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться в 60-е гг. XIX в. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе "Солидные добродетели" он ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.". Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам. 
      Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает". Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом, как в отечественной, так и в мировой истории.

В. Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть  жителей".  
      Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации"  
      Интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении. 

Интеллигенция это:

-крупная социально-культурная  общность, социальный массив людей  с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим  умственным трудом;

-общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры         Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллиген - ции важен и социально значим, поскольку способствует творческому реше -нию практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобожде - нием от многих болезней, шедеврами литературы и искусства. 
      В истории России интеллигенция всегда занимала положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.      Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека.

Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... но интеллигентным - никогда".

    Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных признаков:

Информация о работе Субъекты культуры