Субъективные факторы текстообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Субъективные факторы текстообразования. К ним относятся, например: 1) характер воплощаемой ситуации (она может быть реальной или условной); 2) личность автора (об этом уже шла речь выше); 3) идейная направленность произведения; 4) тема.
Остановимся на двух последних факторах текстообразования подробнее ввиду особого внимания к ним в школьных учебниках.

Вложенные файлы: 1 файл

СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

 

 

337 

Глава 3. Основные категории и факторы  текстообразования

Стилистические приемы, усиливающие  прагматический эффект любого текста, соотносятся с тропами и фигурами и отражают специфическую организацию языковых средств в целях особой выразительности. К основным тропам, как известно, относят: метонимию, метафору, иронию. «При более широком понимании тропов к ним причисляют также гиперболу и мейозис. Кроме перечисленных основных тропов выделяются их разновидности: литота, синекдоха, олицетворение» [Скребнев, 1997, с. 572].


Что же касается фигур речи, то их иногда трактуют широко, включая тропы, различая семантические фигуры речи («образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста») [Скребнев, 1997, с. 591]. Наиболее известны сравнения, каламбур, антитеза и оксюморон, а также градация.

«Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте» [Скребнев, 1997, с. 591],.к которым относятся, например, эллипсис, повтор, многосоюзие, параллелизм, включая его виды: хиазм, анафора и эпифора).

Таким образом, стилистический прием  в этом случае рассматривается как целенаправленное использование какого-либо средства для выполнения определенных функций (см. об истории вопроса: [Винокур, 1980, с. 69]. Впервые полную ясность в решение этого сложного вопроса внесла Т.Г. Винокур. По мысли исследователя, «языковое средство становится стилистическим, т.е. получает стилистическое значение, лишь тогда, когда оно участвует в построении стилистического приема» [Винокур, 1980, с. 82]. К стилистическим приемам автор относит, например: «эффект уклончивых слов»; «интимизацию общения»; «усиление динамики действия»; «гиперболизацию событий и явлений» и др.

В трактовке стилистического приема вполне можно согласиться с определением Т.Г. Винокур, считающей прием «...минимальным  отрезком текста, с достаточной полнотой выявляющим как стилистическое намерение говорящего, так и способ осуществления этого намерения...» [Винокур, 1980, с. 86]. Наряду со стилистическими приемами иногда исследователи говорят о конструктивных приемах и средствах усиления [Одинцов, 1980, с. 113]. В данном случае подчеркивается роль стилистических приемов в организации текста. Среди них автором называются повторы, плеоназм, градация, контрастный параллелизм, образная экспрессивная лексика [там же]. По мнению ученого, выделяются рационально -логические и эмоционально-риторические структуры, которые «реализуются на уровне логического единства как конструктивные приемы и средства усиления» [там же, с. 119].

 

Раздел III. Структура текста и факторы  текстообразования 

338

5. Тип выдвижения как субъективный  лингвистический фактор текстообразования отражает специфический характер текстового развертывания, определяющий разные способы представления информации и различные пути и средства воздействия на адресата и приобщения его к содержательному плану текста.


Типы выдвижения были разработаны  М. Риффатером и использованы в стилистике декодирования [Арнольд, 1974; 1980 и др.], предполагающей анализ текста с точки зрения «получателя речи» (читателя). К типам выдвижения вслед за Риффатером относят повтор, контраст, обманутое ожидание, конвергенцию, т.е. скопление в одной точке текста пучка стилистических приемов, выполняющих общую стилистическую функцию [Арнольд, Банникова, 1972, с. 8].

Типы выдвижения имеют прагматическую значимость и формируются на основе стилистических приемов. Их выбор определяется авторской интенцией и индивидуальным стилем автора. У М.И. Цветаевой, например, доминирующим типом выдвижения является контраст, хотя достаточно частотны и повторы, столь характерные для поэтических текстов вообще. Как показало исследование И.Н. Тюковой (2004), в лирике Б.Л. Пастернака доминирует конвергенция как особый тип выдвижения.

Выбор того или иного типа выдвижения в качестве текстообразую-щего фактора зависит от ряда других факторов: от адресата, особенностей ситуации, жанра, стиля, творческого метода и т.д. Так, в стихах Пастернака, например, в качестве проявления его творческого стиля называют тропеизацию текстового пространства, максимы метаморфозы и образной перспективы, принцип симметричных («зеркальных») отношений между ключевыми элементами в структуре текста [Тюкова, 2004].

Таким образом, все рассмотренные  факторы текстообразования — лингвистические и экстралингвистические, субъективные и объективные — чрезвычайно важны в текстовой деятельности. Все они определяются текстообразующими категориями образа автора и адресата, находящими свое выражение в авторском замысле и коммуникативной стратегии текста.

Например, в стихотворении М.И. Цветаевой  «Моим стихам...» образ автора проявляется в монологе лирической героини — поэта, рассуждающей о своих стихах:

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я —  поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,

 


339 

Глава 3. Основные категории и факторы  текстообразования

 

 


Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, —  Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Образ лирической героини автобиографичен (первая книга поэта была издана в 1910 г., когда автору было 18 лет). Стихи действительно написаны «так рано». Какой предстает лирическая героиня в сознании читателя? Восторженная, с чувством собственного достоинства, наивно-самоуверенная, не без основания: ее суждение {Моим стихам как драгоценным винам, настанет свой черед) оказалось вещим. Образ адресата (читателя) дан в тексте косвенно и обобщенно: читатель равнодушен к стихам Цветаевой (ср.: Где их никто не брал и не берет; нечитанным стихам). Творческий замысел автора, его интенция определяет не только текстовые категории, но и факторы текстообразования. Рассмотрим, например, лингвистические факторы текстообразования: языковая норма в данном стихотворении соблюдается в интересах понимания адресатом, хотя есть и необычная синтагматика (сочетаемость слов): сравнение стихов с брызгами из фонтана, искрами из ракет, маленькими чертями, драгоценными винами). Это связано с другим фактором текстообразования — функциональным стилем, для которого характерны: образность, эстетическая функция, антропоцентризм.

Ключевым в тексте является слово  стихи, которое повторяется четыре раза. Обращает на себя внимание читателя и тематическая группа {стихи, поэт), которая актуализирует тему поэта и поэзии.

Основным типом выдвижения в  тексте является контраст, отражающий противопоставление поэзии Цветаевой и общепринятой поэзии. Поэзия Цветаевой является резкой, стремительной {как брызги из фонтана; сорвавшаяся; ворвавшаяся); яркой {как искры из ракет); озорной, необычной, не соответствующей общепринятым представлениям (стихи — как маленькие черти); ее лирика посвящена определенным темам (о юности и смерти); она не признана современниками (ее стихи не читают, они разбросаны в пыли по магазинам); но будет оценена в будущем {Как драгоценным винам, настанет свой черед).

Традиционная поэзия — чистая, высокая, благообразная, спокойная, скучная {святилище, где сон и фимиам). Контраст как тип выдвижения строится на стилистических приемах антитезы и сравнения (он является здесь ведущим приемом).

Экстралингвистические факторы текстообразования рассмотрим на примере стихотворения М.И. Цветаевой «Красною кистью...»:

 

Раздел III. Структура текста и факторы  текстообразования 

340

Красной кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

16 августа 1916

К объективным экстралингвистическим  факторам текстообразования относятся: жанр (лирическое стихотворение); описываемая ситуация — фрагмент реального мира (осень); тип изложения — описание времени рождения лирической героини и ее размышления по этому поводу; ассоциативные нормы, т.е. типовые ассоциации, связанные с узнаваемостью времени года (осень ассоциируется с красной рябиной, с падающими листьями); пресуппозиция (фоновые знания): лирическая героиня родилась в день памяти апостола Иоанна Богослова, когда звонили колокола (день рождения М.И. Цветаевой (по старому стилю) — 26 сентября 1892 г.).

Из субъективных факторов текстообразования отметим:

Характер воплощаемой ситуации (в основе текстовой ситуации ле 
жит реальная: в тексте представлена художественно-образная кон 
кретизация времени рождения автора).

Личность автора. Она проявляется  в том, что художественный 
смысл стихотворения заключается не столько в сообщении о времени 
рождения, сколько в самораскрытии сокровенного — жара сердца, жаж 
ды горечи, обжигающей душу. Не случайно исследователи указывают 
на такие особенности характера М.И. Цветаевой, как «пытливый ум, 
постоянно осваивающий все новые высоты; страстное, «безмерное» 
сердце, отзывчивое на всякое впечатление бытия; неутолимая по 
требность любить; жадный, никогда не угасавший интерес к жизни 
и к людям...» [Русская литература XX века..., 2003, т. 1, с. 402].

Идейно-эстетическое своеобразие  произведения. Неповторимые 
особенности лирической героини образно раскрываются благодаря 
смысловой избыточности (ср. сопряжение слов красною, зажглась, 
жаркой, ассоциирующихся с мятежностью, страстностью как важ 
ными чертами ее характера).

Эстетически значима художественно-образная конкретизация времени рождения лирической героини (ср. использование приема смыс-

 

341 

Глава 3. Основные категории и факторы  текстообразования

ловой градации, включающего уточнение даты: от указания на время года (осень), день недели (суббота), дата в православном календаре (день Иоанна Богослова). При этом создаются яркие слуховые образы на основе ассонанса и аллитерации:


Спорили сотни колоколов. День был  субботний: Иоанн Богослов.

Важна роль аллитерации и в отражении  мятежной души лирической героини (ср. выделение р_: грызть, жаркой, рябины, горькую).

Ключевой образ рябины — красной, жаркой, горькой — актуализирован в тексте благодаря рамочной композиции:

Красною кистью рябина зажглась... ...Жаркой рябины горькую кисть.

Заключительные строки стихотворения  отражают предощущение трагической  судьбы автора через признание лирической героини:

Мне и доныне хочется грызть Жаркой рябины горькую кисть.

Образ рябины как символа родины является сквозным в творчестве М.И. Цветаевой.

Таким образом, экстралингвистические  факторы текстообразования (объективные и субъективные) воплощаются благодаря лингвистическим средствам разных уровней. Экстралингвистические и лингвистические факторы текстообразования, взаимно коррелируя друг с другом, отражаются прямо или косвенно в структуре, семантике и прагматике текста.

Подведем итоги:

Категории и факторы текстообразования рассматриваются как 
причины, условия, определяющие и стимулирующие отбор и орга 
низацию языковых средств, необходимых для построения текста 
(Н.А. Купина).

Основными категориями текстообразования являются образ авто 
ра и образ адресата. Концепция образа автора была разработана 
В.В. Виноградовым. Образ автора как синтезирующая основа худо 
жественного текста, как концентрированное воплощение «сути про 
изведения», определяет все элементы структуры текста (тему, идею, 
композицию, отбор и организацию языковых средств и т.д.).

На этапе порождения текста столь  же важен фактор адресата: ввиду 
коммуникативного характера текста он обусловливает выбор авто 
ром темы, идеи, жанра, общей коммуникативной стратегии и такти 
ки, включая отбор и организацию языковых средств.

Объективные и субъективные лингвистические  и экстралингвисти 
ческие факторы текстообразования были выделены М.Н. Кожи-

 

Раздел III. Структура текста и факторы  текстообразования 

342

 

ной, В.А. Кухаренко, Н.А. Купиной. В дополнение к имеющимся факторам текстообразования нами выделены ассоциативные нормы и пресуппозиция (фоновые знания), а также стилистические приемы и типы выдвижения.


К объективным лингвистическим  факторам текстообразования относятся: языковая норма; функциональный стиль; тип изложения. К субъектвиным лингвистическим факторам относятся языковые средства в их особой организации, включая ключевые слова, заглавия, тематические группы, стилистические приемы, типы выдвижения. Среди объективных экстралингвистических факторов текстообразования выделяются: ситуация (фрагмент действительности, который отражен в тексте), жанр, ассоциативные нормы, пресуппозиция (фоновые знания).

К субъективным факторам текстообразования в эстетической сфере относятся: характер ситуации (реальная, условная); личность автора; идейно-эстетическая направленность произведения (эмоциональный тон, образный строй, сюжетно-композиционные особенности, идея), тема. Данный перечень можно конкретизировать применительно к нехудожественным текстам, исключив факторы, обусловленные эстетической сущностью художественного текста (образный строй, художественная идея).


Информация о работе Субъективные факторы текстообразования