Структура и функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:27, реферат

Краткое описание

Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком в отличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески- продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина "культура". У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что оно произошло от латинского "сu1tuга" (возделывание, обработка, уход, улучшение).

Вложенные файлы: 1 файл

struktura_i_funkcii_kultury.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

  Вульгарно-социологическая   классовость   оборвала   нить    исторической преемственности развития России, представляя  ее  историю  в  самых  мрачных красках.   Деление   на   “красных”   и   “белых”,   “своих”   и    “чужих”, “революционеров” и “контрреволюционеров”,  “прогрессивную”  и  “реакционную” культуру,  поиски  “дворянских”  и  “пролетарских”  корней  в  биографиях  и творчестве писателей, философов, ученых вычеркнули из истории  целые  эпохи, направления и пласты культуры.

  Класс — категория  социально-экономическая, но  в  марксистской  идеологии она считалась скрытой пружиной всех общественных  мотивов  и  целей,  а  это вело к диктату политики над  всеми  сферами  жизни.  Это,  в  свою  очередь, породило форму тоталитарного мышления, которое в  данном  случае  понимается как одномерность, сведение многообразия к единообразию.

  Замятин Е. уже в 1920 г. осознал ужас последствий классового  принципа  в культуре, считая, что ничего хорошего нельзя ждать от  культуры,  в  которой все подчинено обожествлению будущего и культу “мы” в ущерб интересам  разума и личности.

  Конечно,  классовый  подход  имеет  право  на  существование,   и,   пока существуют  классы,  он  неизбежен.   Клеймить   его   и   противопоставлять общечеловеческим  ценностям  бессмысленно.  Имеет  смысл  лишь  понять,  что приоритет  общечеловеческих  ценностей  не  исключает   объективной   оценки классовых  интересов,  а  противостоит  той   установке,   которая   считает классовые  ценности  высшими  и   единственными.   Классовые   ценности   не отменяются,  а  занимают  свое  место  внутри  общечеловеческих,   рядом   с внеклассовыми.

 

Аксиологическая (ценностная)  функция.

 

   С этой функцией  связана аксиологическая (ценностная)  функция  культуры, она фиксирует способность накопления в культуре художественных  ценностей  и их  влияние  на  образ  мыслей  и  поведение  человека.   Все   многообразие материальной и духовной культуры может выступать в качестве  материальных  и духовных ценностей, которые  оцениваются  в  плане  истины  или  не  истины, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого  или несправедливого и т.д.

   Совокупность сложившихся,  устоявшихся  ценностных  ориентаций  индивида образуют  своего  рода  ось  его   сознания,   обеспечивающую   определенную преемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого  ориентации выступают  важнейшим  фактором,   регулирующим,   детерминирующие   поступки человека.  Развитые  ценностные  ориентации  -  признак  зрелости  личности, показатель  меры  его  социальности.  Это  -  призма  восприятия  не  только внешнего, но и внутреннего мира  индивида.  Таким  образом,  аксиологическая или ценностная функция культуры проявляется не только в оценке культуры,  ее достижений, но  и  в  социализации  личности,  в  формировании  общественных отношений, поведении людей.

   Некоторые авторы  различают нормы-регламентации и  нормы-ориентации,  или нормы целеполагания. Две последние  связаны  с  оценочной  (аксиологической) функцией. О ценностях и их роли в культуре я уже упоминала в начале  данной темы. Когда в  обществе  утрачивается  представление  о  ценностях  или  оно совпадает  с  представлением  о  нормах-регламентациях,  иссякает   как   бы творческий импульс культуры. Именно в таком обществе  постепенно  происходит бюрократизация всех отношений. И наоборот: если ценности представляются чем- то более значимым,  чем  нормы-регламентации,  то  развитие  культуры  часто получает   дополнительный   импульс.   Так   когда-то   возникла    культура Возрождения, которая ценность  свободной  и  творческой  личности  поставила выше норм — регламентаций средневековой религии, схоластики  и  сословности. Перечисленные   функции   культуры   обычно   относят   лишь   к   духовной. Договорившись о том,  что  духовная  культура  играет  главную  роль,  будем считать, что ее функции — это все же главные функции культуры. Что  касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из  основной ее функции, из ее роли: быть фундаментом духовной культуры и ее функций".

 

Эстетическая функция.

 

   Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве,  в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует  некая  сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и  безобразного, возвышенного и низменного,  трагического  и  комического.  Эта  сфера  тесно связана  с  эстетическим  отношением    к   действительности,   к   природе. В.Соловьев подметил,  что  “красота,  разлитая  в  природе  в  ее  формах  и красках, на картине является сосредоточенною,  сгущенною,  подчеркнутою”,  а эстетическая связь искусства  и  природы  "состоит  не  в  повторении,  а  в продолжении того художественного дела, которое начато природой ".

   Эстетическое  чувство  прекрасного  сопровождает   человека   постоянно, обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших  событиях  его  жизни. Даже в суровые минуты  в  истории  человечества  -  минуты  смерти,  гибели, подвига  -  человек  вновь  обращается  к  прекрасному.  В   момент   гибели английского  парохода  "Титаник",  столкнувшегося  с  айсбергом,  музыканты, которым не  хватило  шлюпок,  заиграли  Героическую  симфонию  Бетховена.  А сколько  раз  в  Великую  Отечественную  войну  моряки  России   мужественно принимали смерть с песней о бессмертном "Варяге".

      Элитарное  искусство развивается в двух  основных  теоретических  формах —  эстетического  изоляционизма  и   панэстстизма.   Типичным   проявлением эстетического  изоляционизма  является  концепция  “чистого  искусства  или “искусства для искусства”, реализовавшая себя  в  России  в  художественном объединении “Мира искусства”. Это объединение оформилось в 1898—1899 гг.  в Петербурге. А.Н. Бенуа (лидер группы),  К.А. Сомов, М.В.  Добужинский,  Е.Е Лансерс,   Л.С.   Бакст   —   основные   участники   объединения.   Главная организаторская роль принадлежала С.П.Дягилеву, а  деятельными  участниками выставок были В.А. Серов, М.В. Врубель, К.А. Коровин,  И.Я.  Билибин,  И.Э. Грабарь и др.

  “Мир  искусства”  отстаивал  свободу  индивидуального  самопроявления   в искусстве.  Все,  что  любит  и  чему  поклоняется  художник  в  прошлом   и настоящем, имеет право быть воплощенным в  искусстве,  независимо  от  злобы дня.  При  этом  единственным  чистым  источником   творческого   энтузиазма признавалась красота, а современный мир, по их мнению, красоты лишен.  Жизнь интересует представителей “Мира искусств” лишь постольку, поскольку она  уже выразила себя в искусстве. Ведущим в  живописи  становится  историко-бытовой жанр.  История  предстает  здесь  не  в  массовых  движениях,  а  в  частных подробностях минувшего быта,  но  быта  обязательно  красивого,  эстетически оформленного.

Период расцвета театрально-декоративной деятельности “Мира искусств”  связан с русскими сезонами Дягелева в Париже, куда были  привлечены  самые  крупные силы русского искусства: Ф. Шалягош, А- Павлова, В. Нежинский, Фокин и др.   Панэстетизм  “возвышает”  искусство  над  политикой,  наукой,   моралью. Художественно-интуитивным  формам  познания  отводится  мессианская  роль  в “спасении мира”. Эти идеи звучат в творчестве многих российских поэтов.  Они же выражены в теоретических концепциях Ф.Шлегеля, А.Бергсона и Ф.Ницше.

  Обращаясь  к  западноевропейской  культуре,  нетрудно  обнаружить  первые попытки осмысления элитарности в творчестве Гераклита и Платона.  У  Платона человеческое  познание  делится  на  знание  и   мнение.   Знание   доступно интеллекту  философов,  а  мнение  —  толпы.  Следовательно,  здесь  впервые выделяется интеллектуальная  элита  как  особая  профессиональная  группа  — хранитель и носитель высшего знания.

  В эпоху Возрождения  проблема элиты  была  поставлена  Ф.Петраркой  в  его знаменитом  рассуждении  “О   подлинном   благородстве”.   Благородство   по интеллекту,  а  не  по  рождению,  дань  уважения  личным  заслугам,  а   не дворянским  титулам  —  вот  основа  принципиальной  новизны  в   постановке гуманистами этого вопроса. Когда в 1487 г. император  Фридрих  III  коронует лаврами поэта Конрада Цельтиса, возвышая его над всеми  придворными,  —  это дань таланту. А ведь Цельтис — сын простого  крестьянина.  Цельтис  гордится своим происхождением, постоянно вспоминая о нем. И это не  мешает  ему  быть почетным гостем в домах самых знатных и богатых людей его  времени,  ибо  он удостоен самим императором находиться в числе художественной элиты.   “Чернь”,  “презренные”  люди  для   гуманистов   —   это   необразованные сограждане, самодовольные неучи.

      Именно  по отношению к ним сообщество  гуманистов ставит себя в  позицию избранного общества, интеллектуальной элиты.  Так  появляется  та  категория лиц, которую впоследствии стали именовать “интеллигенцией.   Теория элиты — логическое завершение тех процессов, которые происходили в художественной практике западноевропейской культуры во второй  половине  XIX — середине XX в.: распад реализма в  пластических  искусствах,  появление  и победоносное шествие импрессионизма к  постимпрессионизму  и  даже  кубизму, трансформация романного повествования в “поток жизни” и “поток  сознания”  в творчестве М. Пруста и Дж. Джойса, необычайно цветистый символизм в  поэзии, проявившийся в творчестве А. Блока и А. Белого.

 Исходя из этого  возникла потребность в теоретическом  осмыслении  понятия элитарной культуры, которая нашла свое  отражение  в  трудах  Ф.  Ницше,  Х. Ортеги-и-Гассета, В. Парето и др.

 

Гедонистическая  функция.

 

   С эстетической  функцией  связана  гедонистическая  функция.  Гедонизм  в переводе с греческого означает наслаждение. Люди  получают  удовольствие  от прочитанной  книги,  осмотра  архитектурных  ансамблей,  музеев,   посещения театров, концертных залов и т.  п.  Удовольствие  способствует  формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей.

 

Гуманистическая функция.

 

   Главной,  синтезирующей  функцией  культуры,  отражающей  ее  социальный смысл, является гуманистическая функция. Все названные выше функции  так  или иначе связаны с формированием личности, поведением человека  в  обществе,  с расширением его  познавательной  деятельности,  развитием  интеллектуальных, профессиональных и других способностей.

   Гуманистическая  функция  проявляется  в  единстве  противоположных,  но органически  взаимосвязанных   между   собой   процессов:   социализации   и индивидуализации  личности.  В  процессе  социализации   человек   осваивает общественные  отношения,  духовные  ценности,  превращая  их  во  внутреннюю сущность своей. личности, в свои  социальные  качества.  Но  эти  отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в  индивидуальной  форме.

Культура -  особый  общественный  механизм,  осуществляющий  социализацию  и обеспечивающий обретение индивидуальности личности.

 

Заключение.

 

   Вопрос о высоком  культурном измерении  человека  в   преддверии  XXI  в. встает с особой настойчивостью. Если в средневековье мыслители, размышляя  о судьбе человека и его  назначении,  уклонялись  к  мысли,  что  конец  света неизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и " кровоточащем  мире,  мы  воочию убеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет  ' жить в третьем тысячелетии.

      Две мировые  войны, кровавые  революции  и  контрреволюции,  борьба  за передел мира, колониальные и межнациональные войны,  тоталитарные  режимы  и концентрационные  лагеря  показали,  что  не  только   индивид   —   хрупкое биологическое существо. Практика массового  уничтожения  людей  без  суда  и следствия доказала, что и миллионы граждан могут быть «внезапно смертны».

   XX. век обнаружил  также, что человек может  быть  и   духовно  смертным. Замена высшего смысла  существования  достижением  благополучия,  счастья  — потреблением,  высших   идеалов   —   практицизмом,   духовности   —   сухим рационализмом — вот реальный путь  духовной  деградации  личности,  ибо  без нравственных начал неизбежно  одичание,  оскуднение,  неуважение  к  себе  и неуважение к другим. Как писал Мальро, мы имеем дел с «первой  цивилизацией, которая может завоевать  всю  землю,  но  не  способна  изобрести  ни  своих храмов, ни своих гробниц».  Ему  вторит  Х.Ортега-и-Гассет:  горька  «наша- растленная эпоха,  где  смешивались  провалившиеся  перевороты,  обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные идеологи, где посредственные  силы  могут сегодня все уничтожить, но не смогут больше победить,  где  разум  опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением».

  Эти размышления  могут  навести  на  мысль  о  том,  что  не  все  явления социальной жизни можно отнести к культуре. Такие  социальные  феномены,  как каннибализм,  войны,  концентрационные  лагеря  являются   теми   «озоновыми дырами»  на  теле  культуры,  которые  приводят  к  разрыву  этого  тела  и, следовательно, к деформации духовного мира человека.

  Есть законы человеческого  рода,  в  пределах  которых  индивид  и  может существовать как человек.  Человек,  «вольноотпущенник  природы»,  может  не считаться с ее законами, но расплата в этом случае  неминуема,  неотвратима.

Точно так же человек обязан считаться  и  с  законами  экономики,  политики, логики и красоты.

  В этом смысле  можно говорить о том, что существует  возмездие за зло.  Зло наказуемо потому, что, совершая злые поступки,  человек  поднимает  руку  на себя, истончая и губя в себе человеческое, лишая себя возможности  подлинной жизни.

  Нравственность и, соответственно, духовность, призваны выполнить  в  наше непростое время своеобразную роль  запретов  —  табу  на  все  поползновения против идеи самоценности человеческой жизни.

  Этот запрет может  быть  сформулирован  в  форме  знаменитого  кантовского требования: “Никогда не относись к человеку как к средству”.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список использованной литературы.

 

 

  1. Кузнецов П.Е. Культурология, Самара, 1999 год
  2. Попов Е.В. ВВедение в культурологию, М., 1996 год
  3. Краткая философская энциклопедия, М., 1994 год
  4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, М., 1993 год
  5. Сорокин П.А. Человек. Цивизация. Общество., М., 1992 год
  6. Швейцер А. Культура и этика, М., 1973 год
  7. Переломов Л.С. Проблемы философии культуры, М., 1984 год
  8. Ольденбург С.Ф. О России и русской философской культуре, М., 1990 год
  9. Философский энциклопедический словарь, М., 1983 год
  10. Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993 год
  11. Зезина М.Р. История русской культуры, М., 1990 год
  12. Зеньковский В.В. История культуры России, М., 1993 год
  13. Ортега-и-Гассет эстетика. Философия культуры, М., 1991 год
  14. Балакин С.В. История отечественной культуры, М., 1995 год

 

 

 


Информация о работе Структура и функции культуры