Стержневые понятия прикладной культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация)

Вложенные файлы: 1 файл

Стержневые понятия прикладной культурологии.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени.

 

ИНФРАСТРУКТУРА  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - это совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры.

ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

  1. Социальные институты духовного производства:
  • научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);
  • учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);
  • творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

 

  1. Образовательно-воспитательные учреждения:
  • учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);
  • дошкольные учреждения;
  • учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

 

3.  Научно-просветительные  учреждения:

  • музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;
  • библиотеки, читальные залы;
  • лектории, планетарии, зоопарки и т.д.

 

4.  Культуроохранительные  институты:

  • заповедники, центры экологической культуры;
  • архивы;
  • реставрационные мастерские и т.д.

 

  1. Средства распространения культуры:
  • редства массовой информации (телевидение, радио, пе-риодическая печать и т.д.);
  • книгоиздательства, книжные магазины;
  • информационно-компьютерные центры и т.д.

 

  1. Культурно-досуговые учреждения:
  • клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества;
  • концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

 

  1. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:
  • дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр.
  • дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр.
  • дома творческих работников (писателей, художников, композиторов, актеров и т.д.)

 

8.  Санаторно-курортные  и спортивно-оздоровительные учреждения:

  • санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;
  • лагеря отдыха, базы досуга;
  • стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

 

  1. Туристско-экскурсионные учреждения:
  • гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;
  • туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

 

10. Учреждения  развлекательно-коммерческого досуга:

  • мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;
  • рестораны, кафе;
  • сауны;
  • бильярдные и иные центры игрового досуга.

 

11. Специфические  каналы влияния на культуру  семьи и детства:

  • массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного, кино, интернета и т.д. - воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;
  • пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.д.
  • реклама.

 

СОДЕРЖАНИЕ  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:

  • расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции; 
  • формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;
  • создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;
  • усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
  • удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ - это интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.

 

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА – это система профессиональной и общественной деятельности , направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга.

 

ПЕДАГОГИКА  СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ - это область социальной педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения.

 

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это активность личности, направленная на самосовер- шенствование, самосозидание и самореализацию своих творческих потенций; добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельности по удовлетворению своих интересов и потребностей.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ   САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   -   это форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.

 

ТВОРЧЕСТВО - это преобразовательная деятельность разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.

 

ОБЩЕНИЕ - это социально-психологическое явление, отражающее осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность.

 

ИГРА - это осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.

 

СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

Ведущие средства социально-культурной деятельности:

  • живое слово;
  • искусство, образ;
  • средства массовой информации;
  • средства наглядной агитации и пропаганды;
  • книги, музыкальные инструменты, технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д.

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культу-росозидающих задач.

 

  1. Методы формирования общественного сознания:
  • информирование;
  • разъяснение;
  • комментирование;
  • обобщение;
  • внушение;
  • заражение;
  • убеждение.

 

  1. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:
  • включение в различные формы непрерывного просвещения;
  • привлечение к разным видам любительского творчества;
  • упражнение;
  • приучение      к      выполнению      общественно-культурных функций;
  • самоорганизация;
  • самоуправление;
  • самообразование;
  • самообслуживание;
  • игра и т.д.

 

3. Методы  стимулирования  социально-культурной активности:

  • положительный пример;
  • соревнование;
  • требование;
  • общественное мнение;
  • поощрение;
  • перспектива;
  • критика и самокритика.

 

ВНУШЕНИЕ - это информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. 

 

ЗАРАЖЕНИЕ - это информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

 

УБЕЖДЕНИЕ КАК  ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений.

 

УБЕЖДЕНИЕ КАК  КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ - это система осознанных потребностей, и высшая форма направленности личности, интегрирующая мировоззренческую позицию и побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

 

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. В практике сложились:

  • эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты, праздники и т.д.);
  • стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

 

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - это характеристика общего времени, которым человек обладает в течение суток, недели, года или любого иного срока жизнедеятельности. Бюджет времени включает:

  • рабочее время, границы которого четко предопределяются уставами, правилами внутреннего распорядка, производственными технологиями, образовательными методиками и иными изначально предопределенными факторами;
  • необходимое нерабочее время, необходимое для поездок на работу, учебу и подготовке к ним, сна, выполнения физиологических, санитарно-гигиенических,      семейно-бытовых и иных непреложных функций, параметры которых не имеют жестких границ и предопределяются индивидуальными особенностями человека;
  • свободное время.

 

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - это часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

 

ОТДЫХ - это обусловленный социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы.

 

ДОСУГ - это часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности. Функции досуга:

Информация о работе Стержневые понятия прикладной культурологии