Специфические особенности культуры ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ культурной ситуации XIX века, определение основных стилей искусства, особенностей философско-мировоззренческих направленностей этого периода.
В соответствии с настоящей целью были выделены основные задачи работы:
•проанализировать социально-культурные особенности культурного состояния и его динамику в XIX веке;
•рассмотреть основные стили искусства XIX века, определив, исходя из рассмотренного особенности изменений мировоззрения.

Содержание

Введение
Глава 1. Век утраченных идеалов
1. Общекультурные и мировоззренческие особенности XIX века
2. Новые философские концепции
Глава 2. Романтизм и реализм как явления культуры XIX века
2.1. Предпосылки возникновения романтизма
2.2. Основные принципы романтизма
2.3. Особенности литературы
Заключение
Список использованной литератур

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Социальной предпосылкой для возникновения романтизма послужило  разочарование в итогах Великой  французской революции и переоценка ценностей, означавшая кризис гуманизма, кризис веры в прогресс и всемогущество разума. Романтики выступили против плоского рационализма эпохи Просвещения. К этому направлению в культуре примкнули видные представители интеллигенции, деятели культуры и искусства, поэты, композиторы, художники. Братья Шлегель, Новалис, Дж. Байрон, В. Гюго, Ф. Шеллинг, Ж. Санд, Берлиоз, молодой Пушкин, Хомяков, Ф. Шопен, Л. Бетховен, Вагнер разделяли идеи романтиков.

Повседневная жизнь  ужасна, она скучна, лишена яркости, в ней человек теряет свою индивидуальность. Поэтому центральная задача культуры, считали романтики - эстетическое преодоление действительности. Это положение о преобразующей силе искусства было высказано Ф. Шлегелем в 1788 г. С помощью искусства романтик переносится в мир туманных поэтических символов и фантастических грез. Эстетический мир - это самостоятельная реальность, которую можно противопоставить ценностно-пустой социальной деятельности  серой обыденности.

2.2. Основные принципы романтизма

1. Для романтиков характерно  признание абсолютной субъективности или ничем неограниченной свободы творчества. Как писал Шеллинг: «...человеческий дух раскован, считал себя вправе  всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно» [4, с.28]. Внешние обстоятельства не имеют значения для художественной натуры. Главное – внутренний мир человека, ничем не ограниченный порыв творчества. Искусство позволяет человеку вырваться из пошлой суеты повседневности в храм красоты. «Человеческий дух диктует законы всему сущему, и весь мир есть произведение искусства» - так формулирует формулу романтизма Ф. Шлегель.

Художник, реализующий  в акте творчества все способности  человеческой души, в противоположность узкому профессионалу является человеком по преимуществу. То, чем  “люди являются среди других творений земли, тем является художник по отношению к другим людям" - так определяет Ф. Шлегель роль художника - творца среди других людей.

2. Все то, что не  имеет конкретного воплощения, все,  что лишено формы, интересует романтиков, так как в  мире должен царить культ вечного обновления в мире мыслей и в мире чувств. Во всех подлинных произведениях искусства заключен неисчерпаемый смысл, они могут получить бесконечное число толкований. Нет искусства без красоты, без прекрасного. Красота – это выраженная в конечном бесконечность (Шеллинг). Красота в искусстве выше природной, ибо для природы возможно создавать прекрасное лишь на мгновение, а искусство не подчиняется времени, создавая прекрасное, оно дарует ему возможность вечного существования.

3. Характерной чертой  романтизма является неудовлетворенность  настоящим, идеализация прошлого, настоящее – это время утрат. Особый интерес романтиков вызывает средневековье, именно там они пытаются найти потерянную человеком ценность. По мнению В.Гюго, со средневековья начинается новая эпоха, стоящая под знаком нового мировоззрения - христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал - земного и небесного, тленного и бессмертного, живого и небесного. Неодномерность человека, утраченная им в более позднее время, присуща человеку прошлого, а не настоящего.

4. Романтизм делит  людей на аристократов и толпу, на выдающихся героев и "серых" посредственностей. Романтики воспевают личность, подобную Наполеону, способную раздвинуть границу человеческих возможностей. Достаточно сказать, что мимо Наполеона не прошел ни один из мастеров романтизма. Байрон считал его судьбу укором всем честолюбивым натурам. Стремление вырваться за пределы положенного, обыденного обнаруживает себя в байроновском Дон Жуане и Манфреде Гофмана («Эликсир дьявола»).

Романтический идеал существует не только в литературе, он входит в жизнь, где люди пытаются найти формы внешнего выражения собственной инакости, подчеркнутого аристократизма; «дендизма». Романтический идеал «демонической» личности, личности, не понятой обществом, входит в манеру поведения высших слоев общества. Становится модным быть подверженным сплину, выделяться внутренней опустошенностью и тоской по неосуществимому... Всеми не понятый Чайльд-Гарольд, Онегин тиражируются в повседневной жизни. Уже с ХVIII в. в английский словарь входит понятие сплин. Тосковать и даже просто скучать становится красиво и модно, романтики XIX века немыслимы без своей "мировой скорби". То, что в средневековье было смертным грехом, в девятнадцатом веке рассматривается как утонченная лирическая эмоция, человек, неспособный переживать ее, представляется неутонченным, неаристократичным, грубым.

Романтики делают одиночество своим программным лозунгом, понимая его по-разному - от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости мира. Вопреки действительности, унифицировавшей человека, романтики отстаивают неодномерность человека. Обнаружив в себе множество разных возможностей, романтическая личность не знает, какую из них признать подлинной. "Большинство людей подобно возможным мирам Лейбница,- писал Ф. Шлегель. - Это всего лишь равноправные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле"[4, с.60].

Отчасти трудности самореализации связанны с богатством и многогранностью личности. Облик, в котором человек ходит перед нами, не содержит в себе ничего непреложного, сквозь этот облик может проглядывать совсем иной, с не меньшими, а то и с большими правами на осуществление. Поэтому в произведениях романтиков, например, у Гофмана, к каждому персонажу даны еще варианты его же: один вариант сбывшийся, что не уничтожает значение несбывшихся.

Но реализация того или  иного варианта зависит не только от "я", романтики видят существующее отчуждение в обществе, которое обезличивает человека, заставляет его отказываться от своих наиболее ценных потенций в пользу менее ценных.

XIX век - век политики. Всеобщее избирательное право  включило в политические процессы  широкие массы населения, что резко политизировало общество. В XVII-XVIII вв. политикой занимается королевский двор, буржуа делают деньги. В XIX в. все политизируется, так как общество максимально приспособлено к политике, так как сознание унифицируется, формируется прессой, религия потеряла роль регулятора человеческого поведения. XIX век не религиозен. Общественное мнение регулируется не священниками, а прессой. Газеты становятся компасом, по которому сверяет свою жизнь обыватель. Г. Гессе назвал XIX век веком фельетона, т.е. веком газетной статьи. Роль прессы хорошо была осознана политическими элитами, так, Наполеон, придя к власти закрыл все газеты, оставив только четыре, проводящие точку зрения правительства.

Последняя четверть XIX века ознаменовалась становлением массовой прессы, газеты и журналы выходят огромными тиражами, конкуренция между изданиями не меняет сути прессы этого времени, так как факторы их популярности едины: это, в первую очередь, обращение к сенсации и скандальной хронике, которые выступают как основа повседневной информации, кроме того, в основе повседневной сенсации лежал культ пикантности.

2.3. Особенности литературы ХIХ века

Жизнь представляется неинтересной, лишенной идеалов. Г.Флобер пишет: "Куда укрыться, бог мой! Где найти человека? Гордость, уверенность в своем творчестве, преклонение перед прекрасным, - неужели все утрачено? Неужели у всех грудь переполнена всемирной грязью, в которой плаваешь по глотку?" Все интересное может происходить не в жизни, a в литературе, поэтому литература XIX века занимает огромную роль в формировании общественного сознания, обретая роль учителя и пророка.

Основное место в  литературе начинает занимать роман, но роман второй половины XIX в. очень неромантичен, это уже начало реализма, который войдет затем в век двадцатый. В отличие от романтиков, которые заняты поиском идеала, роман выступает как этически нейтральное произведение, очень большое по масштабам, в нем огромное количество героев. Роман - зеркало, холодно и беспристрастно отражавшее действительность. Огромные панорамы общественной жизни создают О.Бальзак в "Человеческой комедии" и Э.3оля в "Ругон-Маккарах". Аналитический роман XIX в. ставит перед собой цель дать фотографическое отображение действительности, отказаться от украшательства жизни. Этим принципам и следуют Г.Флобер, братья Гонкур, А.Доде. Хотя беспристрастный реализм этих писателей не всегда признается современниками. Так, после выхода романа Г.Флобера "Госпожа Бовари" критики обрушились на писателя за искажение человеческой природы, за мизантропию, пессимизм, за равнодушие, беспристрастное описание добрых и злых сторон в человеке, за мрачный взгляд на жизнь. Романтического героя нет в этих произведениях в помине.

Рождаются бульварные литературные жанры: мелодрамы, детектив, приключения. Роман в желтой обложке становится компенсацией того, что вытесняет большой, беспристрастный роман: страсти, занимательность сюжета, наличие положительного героя. Мечты и грезы, не признаваемые большой литературой, воспроизводятся бульварной печатью.

Возникает детектив, в  котором есть настоящий герой, который может быть внешне и незаметен, но он сражается с преступным миром, который ассоциируется с повседневным, скучным, обыденным миром, без идеалов, сражается силой своего ума. Честертон, Г. Леру, А. Конан-Дойль - мастера детектива создают этот мир опасный и привлекательный, где всегда можно быть уверенным в победе доброго начала над злом. Новой робинзонадой становятся приключения: Великий Жюль Верн, Maйн Рид, Стивенсон, герои их произведений - отважные моряки, путешественники, исследователи новых путей. В этих произведениях парадоксальным образом отражаются просвещенческие идеалы, но рационализированные, приспособленные к современным условиям, и, безусловно, политизированные.

Таким образом, очевидно, что культура ХХ века становиться своеобразной реакцией на просвещенческие идеалы, не оправдавшие себя. Основной чертой культурного состояния XIX века становится противостояние романтизма и реализма, поиск путей самореализации человека и бесстрастная констатация одиночества и обезличенности человека в век капиталистического производства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для мыслителей XIX в. время, в котором они живут, представляется бездуховным и пустым, общество превращает человека в часть сложного общественного механизма, усредняя человека, лишая его индивидуальности, превращая его в объект манипулирования, неспособный отличать добро от зла. Философская мысль этого периода ищет выход из такого положения, в котором оказался человек, она занята поиском новых идеалов, которые могут вернуть человеку смысл его существования. Ценности Просвещения подвергаются критическому переосмыслению, в них начинают проглядывать зачатки будущего технократизма и тоталитаризма.

Культура ХIХ века становиться своеобразной реакцией на просвещенческие идеалы, не оправдавшие себя. Основной чертой культурного состояния XIX века становится противостояние романтизма и реализма, поиск путей самореализации человека и бесстрастная констатация одиночества и обезличенности человека в век капиталистического производства. Начинают все более стираться грани между культурой элитарной и культурой массовой, появляются новые виды и жанры в искусстве, направленные на заполнение духовной пустоты, оставленной разочарованием в несбывшихся надеждах, нереализованных ценностях Просвещения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. - М.: Наука, 1970
  2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.
  3. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Проект, 2003. – 336 с.
  4. Европейское искусство XIX века.1789-1871.- М.: Искусство, 1975
  5. Эстетика раннего французского романтизма. – М.:  Просвещение, 1981
  6. Яворская И.В. Западноевропейское искусство XIX в М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962
  7. http://www.BiblioFond.ru

 


Информация о работе Специфические особенности культуры ХIХ века