Социум и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:31, доклад

Краткое описание

В настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывом и чреватой новыми культурно-историческими взрывами, пусть и меньшей мощности, чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности.

Содержание

Введение 2
1. Культура 3
2. История термина 3
3. Европа XVII—XVIII век 4
4. России XVIII—XIX век 5
5. Россия XIX—XX век 6
6. Культура и цивилизация 6
7. Культура как нормы поведения 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
Список используемых источников 9

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 68.93 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

2

1.

Культура

3

2.

История термина   

3

3.

Европа XVII—XVIII век

4

4.

России  XVIII—XIX век

5

5.

Россия XIX—XX век

6

6.

Культура и цивилизация

6

7.

Культура как нормы  поведения

7

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

 

Список используемых источников

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Переживаемые  на протяжении последних лет нашим  обществом драматические и эпохальные по своему историческому значению процессы, охватившие социум и культуру в странах, возникших на месте бывшего СССР, связаны главным образом с  крахом политической идеологии коммунизма, которая в течение многих десятилетий  составляла ценностно-смысловое ядро тоталитарной системы. В образовавшийся вакуум — культурный, идеологический, политический — немедленно хлынули  различные мистические и эзотерические  учения, различные политические учения — нередко сырые, доморощенные, подчас граничащие с национализмом и  экстремизмом, архаические и реанимированные  за неимением иных духовных альтернатив  тоталитарной идеологии. В ситуации «большого провала»  подобный мировоззренческий  и научный хаос представляет большие  опасности как для системы  образования (прежде всего высшего), так и в целом для духовного  и нравственного состояния общества, — особенно такого поляризованного, возбужденного и неустроенного, как еще совсем недавно называвшееся советским.

В настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывом и чреватой новыми культурно-историческими взрывами, пусть и меньшей мощности2, чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности. В этом отношении нельзя не порадоваться тому, что в нынешней кризисной ситуации не угасает интерес к культуре и ее истории.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).   

Многообразие существующих в мире философских и  научных определений   культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации.

Поэтому культура понимается как…

    1. практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей (2)
    2. исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
    3. совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека (Ю. Лотман);
    4. набор знаний, верований и поведений, который основан на           символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.

 

    1. История термина   

В Древней Греции близким  к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые  слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э)De Agri Cultura (ок. 160 г. до н.э.) - самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу  за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры (4).

В латинском языке слово  имеет несколько значений: возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr.), разведение (vitis), земледелие, сельское хозяйство, воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание (potentis amici H).   (5)

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только  в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: выработка правил поведения, совершенствование языка и т.д. (4)

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. (4)

 

 

    1. Европа XVII—XVIII век.

 

В Европе самостоятельное  понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В философский, а затем  научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие».

Мы можем, как угодно назвать  этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

 

    1. России  XVIII—XIX век.

 

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов».(7)  Названный словарь выделял два значения: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность». (8)

За год до выхода в свет словаря И. Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского          (1774-1847)  «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.(9)

Вещественным предметам  Натуры соответствуют идеальные  понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные  понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого  и эстетических его произведений.(10)

    1. Россия XIX—XX век.

 


Бердяев, Николай Александрович

 

 

Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание).(11)

Сходные идеи развивал и Николай Бердяев.

Культура связана с  культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат  дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.(12)

 

    1. Культура и цивилизация.      

 

Цивилизация возникает  там, где умирает культура. (Освальд Шпенглер)

Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в  области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской.

 

    1. Культура как нормы поведения

 

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

  • Жизненные ценности
  • Нормы поведения
  • Артефакты (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях  Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих. Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, асоциальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются.

ЗАКЛЮЧНИЕ

Социально научное и гуманитарное знание позволяет снять противоречие межу человеком и техникой, человеком и природой, так как оно дает такой уровень профессиональной культуры, который позволяет еще на этапе проектирования минимизировать негативные социальные и нравственные последствия инженерной деятельности, формирует способность к адекватной оценке и принятию правильного решения в критической ситуации, актуализирует человеческий, а не только технический смысл. Социально-гуманитарная компонента в мышлении и деятельности играет в своем роде охранительную роль. С одной стороны, физическая безопасность для общества гарантируется социальной, нравственной, профессиональной компетенцией специалистов. С другой – знание механизмов функционирования общества, человеческой психологии, умение общаться, интеллектуальная гибкость –  все то, что дает личности социально научное и гуманитарное знание – облегчает вхождение человека в социум, поиск оптимальных решений в трудных профессиональных и житейских обстоятельствах.

Информация о работе Социум и культура