Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Формирование социальной идентичности лежит в основе развития важнейших структур личности, а так же определяет процесс социализации человека. Значимость этой проблемы в нашей стране связана и с тем, что резкое изменение социальной ситуации нарушило социальную идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.

Содержание

1. Введение с.3
2. Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие с.5
3.Заключение с.15
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

б) от общественной к индивидуальной идентификации, самоопределению;

в) от преимущественно бессознательной  и нормативной к осмысленной  и продуктивной интерпретативности.

Становление и развитие социокультурной  идентичности школьников невозможно вне  социокультурного пространства, модификацией которого является воспитательное пространство. Особенности воспитательного пространства и возможности педагогов как  потенциально значимых для ребенка  Других определяют социально-педагогическую обусловленность становления и  развития социокультурной идентичности школьников.

Соотношение статусно-ролевых  и ценностно-нормативных отношений  в рамках воспитательного пространства подчиняется социокультурному закону, что предопределяет его социокультурное  равновесие или дисбаланс.

Социально-педагогическая обусловленность  становления и развития социокультурной  идентичности школьников носит относительный  характер. Ограничения определяются: а) затруднениями формирования консолидированного базового набора идентичностей; б) нарушением социокультурного равновесия воспитательного  пространства; в) нереферентностью воспитательного  пространства для ребенка; г) незначимостью  педагога для школьника или значимостью  лишь по основанию статуса власти; д) деформациями влияния педагога как  значимого Другого на ребенка.

Педагогическое сопровождение  есть один из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического  взаимодействия. Специфическими характеристиками педагогического сопровождения  являются полисубъектность; субъектная позиция всех участников взаимодействия; принимаемая и поддерживаемая субъектами совместность и взаимореферентность; многопроектность; схожесть интерпретаций; адаптивность; предоставление сопровождаемому  той степени свободы, за которую  он может нести ответственность  в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование  «мягких» методов педагогического взаимодействия. Процесс педагогического сопровождения может рассматриваться как вспомогательный процессу становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами. Принципами педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников являются адресность; адаптивность; выбор личностных и базовых наборов идентичности в качестве образца, примера; сочетание прямых и косвенных механизмов педагогического сопровождения; референтность.

Теоретическая модель педагогического  сопровождения становления и  развития социокультурной идентичности школьников включает:

Цель – «мягкое» управление динамикой социокультурной идентичности школьников;

Этапы – адаптивный (погружение в сочетании с опекой, заботой, защитой, задача которого обеспечение становления социокультурной идентичности школьников с учетом его адаптивной сущности); кризисный (помощи и поддержки, задача которого – обеспечение условий, необходимых для продуктивного разрешения кризиса идентичности); активный (супервизия и сотрудничество, задача которого – обеспечение условий, необходимых для развития социокультурной идентичности личности с учетом специфики активного этапа жизнеосуществления);

Функции – диагностическую, проектную, организационно-коммуникативную, ориентации, стимулирования, закаливания, поддержки и помощи, проблематизации, социально-педагогической защиты, коррекции, интеграции, реабилитации;

Ожидаемый результат – непосредственный: наличие необходимых для становления и развития социокультурной идентичности школьников условий (референтное воспитательное пространство с консолидированным БНИ и социокультурным равновесием, полноценная референтность педагогов как значимых Других; необходимая информационная вооруженность школьников и педагогов); опосредованный: позитивная динамика социокультурной идентичности школьников.

Необходимыми педагогическими  условиям, обеспечивающим эффективность  модели педагогического сопровождения  становления и развития социокультурной  идентичности школьников, являются: учет особенностей выбора школьниками значимых Других и референтных групп; консолидация БНИ субъектов воспитательного  пространства; поддержание социокультурного равновесия воспитательного пространства; освоение педагогами эффективных сценариев  педагогического сопровождения  становления и развития социокультурной  идентичности школьников.

Эффективность педагога как  субъекта педагогического сопровождения  становления и развития социокультурной  идентичности школьников определяется: а) включенностью педагога в воспитательное пространство (с учетом характера  данной включенности и характера  референтности воспитательного  пространства для школьников); б) значимостью  педагога для школьника; в) функциональной состоятельностью педагога в педагогическом сопровождении становления и  развития социокультурной идентичности школьников; г) компетентностью педагога в обеспечении динамики позиционирования школьников в воспитательном пространстве.

Социокультурная идентичность может рассматриваться в аспектах:

а) когнитивно-смысловом (осознание  своей принадлежности к определенной группе (общности), позволяющее солидаризироваться с ее идеалами, стандартами, базовыми типизациям, принимать их и формировать  соответствующие «обыденные теории»; формирование представлений об атрибутах  должного по отношению к различным  ситуациям и людям; выработка  мнения о себе как члене данной группы, соотнесение данного мнения с соответствующим мнением членов данной группы как «своих» и других групп как «чужих»);

б) эмоционально-ценностном (совокупность чувств, оценок, отношений, связанных со сформированными знаниями, представлениями, мнениями о членстве в ингруппах и аутгруппах, актуализация и ощущение адекватности/неадекватности собственного «Я»);

в) деятельностном (реализация интериоризированных антропо-образов  образцов, соответствующих сценариев  и способов поведения внутри и  вне своей группы).

В контексте представлений  о соотношении социальной, личностной идентичностей и самоидентичности и особенностях детерминации их становления  очевидно, что социокультурная идентичность зависима от особенностей социокультурного наследования, одним из механизмов которого выступает процесс воспитания и обучения. Существенную роль при  этом играют те антропо-образы, образцы, нормы, которые предъявляются подрастающему  поколению как отдельными индивидами, так и группами, сообществами, общностями. Эти типизации могут иметь  различную меру реалистичности, возможности  реализации в повседневной жизнедеятельности. Устойчивая группа реалистичных и бытийных характеристик типичной для них  личности есть «базовый набор идентичностей» (БНИ) группы, сообщества, общности. Его  основу составляют символические образцы, индикаторы должного поведения, отличные от долженствований; в их основе лежит  мнение; они «растворены» в социальных действиях, явлениях, имеют вид конкретных, доступных для восприятия каждого  человека типизаций.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общности предъявляют  различный уровень требований к  проявлению своими членами социокультурной  идентичности, а их «политика идентичности» влияет на ее становление. Нечеткость БНИ, замена ее системой долженствований, идеализированных антропо-образцов приводит к нарушению меры человекосообразности и развитию навязанной или предписанной («отраженной») социокультурной идентичности. Следствием выступают затруднения в процессах формирования субъектной позиции индивида в данной группе (общности), собственного мнения в отношении своего места и положения в группе (общности), эмоционально-ценностного реагирования на демонстрируемый БНИ

Сегодня проблема социокультурной идентичности становится особенно актуальной на фоне происходящих процессов глобализации. Под их воздействием мир становится все более целостным, что, в свою очередь, усиливает межкультурные контакты. Оказавшись в условиях иного общества, иной культуры, человек сталкивается с проблемами социально-культурной и психологической адаптации. Трудности в преодолении этих проблем не должны влиять на отношение человека к собственной национальности, порождать чувство стыда или дискомфорта из-за принадлежности к национальному меньшинству. Существование в условиях современной поликультурной реальности требует от человека способности принимать культуру, язык, нормы и обычаи народов, среди которых он оказывается, при этом сохраняя собственную национальную индивидуальность и позитивную этническую идентичность.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни Текст. :Методическое пособие по курсу «культурная антропология» / Э.А. Орлова. М.:ГАСК, 2002. - 104 с.

2. Шакурова, М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности : монография Текст. / М.В. Шакурова. Воронеж: ВГПУ, 2006. - 200 с.

3. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст. / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. Воронеж: ВГУ, 2004. - 426 с.

4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988.2.-С. 19-27.

5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон; [пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых] М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

 


Информация о работе Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие