Социальные функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно с философской точки зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные функции культуры.docx

— 19.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Социальные  функции культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 204 гр.

                                              Камеш Юлия

Социальный характер культуры.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое  культура", - неверно с философской  точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о  котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек  всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо  развито то или иное общество, оно  всегда создает соответствующую  культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень  развитости культуры может быть сильной  или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от исторического  этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение  подхода или аспекта, выделение  ценностного или деятельного  компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических  уровнях, используя методы двух наук.

Наиболее значительными представителями  социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические  и методологические вопросы в  этих областях, определили будущее  социологии культуры как науки, можно  считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.

В социологии под культурой в  широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую  совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые  они вырабатывают в совместной жизни  для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком  смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых  ценностей, убеждений образцов и  норм поведения, присущих определенной группе людей.

 

Культура, рассматривается в социологии как сложное, динамичное, образование, имеющее социальную природу и  выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях.

Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение  существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и  передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы.

В этом контексте социология изучает  широко распространенные устойчивые и  повторяющиеся во времени многообразные  формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в  целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень  развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе  или регрессе.

Культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного  освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуци­ровать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизво­дить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из по­коления в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, кото­рые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Культура превратилась в сложное  по деятельности, многообраз­ное по формам духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцирова­лись и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные

сферы деятельности и, наконец, обре­тают статус самостоятельных институтов культуры.

Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми  культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.

В обобщающем смысле, однако, можно  говорить о некоторых целостных  функциях культур. Прежде всего, это  продуцирование и накопление духовных ценностей. Культура постепенно гармонизирует  многообразные ценности и создает  целостное пространство духовно­го богатства человечества. Далее, духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и здесь устанавливается  норматив­ная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Кроме этого, культура, формируя эталонные ценности, вырабатывает идеалы, которые играют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора, целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества.

Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственнодуховных.

Поэтому следующая функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные  формы познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом  познавательного отноше­ния к миру в культуре является установление смысла и значения со­держания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с по­мощью различных творческих приемов, особых для каждого вида ду­ховной деятельности, языков и знаков, специфического набора сим­волов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духов­ные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы и сред­ства сохранения и накопления опыта духовной деятельности челове­ка. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирова­ние глубинных подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые зак­репляют поведенческие образцы или модели на психофизиологичес­ком уровне. К. Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные структурные психологические образования, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека, ар­хетипы служат питательной почвой для творчески продуктивной ду­ховной деятельности человека.И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возмож­ность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилакти­ку своего духовного состояния, то, что обычно называется "очище­нием души". Это можно делать в театре, а можно и храме или на карнавале, в открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.


Информация о работе Социальные функции культуры