Социальные институты культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 08:43, реферат

Краткое описание

Институциональный аспект функционирования института социума является традиционной областью интересов общественной и научно-гуманитарной мысли. Наибольшую проработку категория социальных институтов получила в социологии. Среди предшественников современного понимания социальных институтов вообще и социальных институтов культуры в частности в первую очередь следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э. Дюркгейма[4].

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1 Понятие «Социальный институт культуры»………………….………..5
2 Особенности социокультурных институтов……………………..….….8
2.1 Признаки социокультурного института……………………….8
2.2 Классификации культурных институтов………………….….10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………...…13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат культурология №2.docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

Филиал федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

 «Омский государственный  педагогический университет» в  г. Таре

Историко – филологический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Культурология» на тему:

«Социальные институты культуры»

 

 

 

 

 

                                                            Подготовила: 

                                                            студентка фак-та педагогики и психологии

                                                            профиль «Дошкольное образование»

                                                            23 группы

                                                            Совостьянова Е.Б.

                                                            Проверила:

                                                            к.ф.н. доцент  Пожидаева В.Г.

 

 

 

 

Тара, 2013 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1 Понятие «Социальный институт культуры»………………….………..5

2 Особенности социокультурных институтов……………………..….….8

2.1 Признаки социокультурного института……………………….8

2.2 Классификации культурных институтов………………….….10

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы………………………………………...…13

 

Введение

Институциональный аспект функционирования института социума является традиционной областью интересов общественной и научно-гуманитарной мысли. Наибольшую проработку категория социальных институтов получила в социологии. Среди предшественников современного понимания социальных институтов вообще и социальных институтов культуры в частности в первую очередь следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э. Дюркгейма[4].

В современной научной литературе, как зарубежной, так и отечественной, существует достаточно широкий набор версий и подходов к трактовке понятия «социальные институты», что не позволяет дать жесткую и однозначную дифференциацию этой категории. Однако некоторые ключевые моменты, присутствующие в большинстве социологических определений социального института, все же можно обозначить[3].

Чаще всего под социальным институтом понимается: «Некоторый более или менее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сфер человеческой деятельности и организующих их в единую систему».

С помощью рассматриваемой категории обозначается некоторая общность людей, выполняющих определенные роли, организованны посредством социальных норм и целей. Столь же часто, говоря о социальных институтах, имеют в виду систему учреждений, посредством которых тот или иной аспект человеческой деятельности легализуется, упорядочивается, консервируется, и репродуцируете в обществе, где определенные люди получают полномочия для выполнения определенных функций[5]. В самом широком смысле слова под социальными институтами следует понимать специфические социокультурные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношении в пределах социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные способы организации, регулирования различных форм общественной, в том числе и культурной, деятельности. Социальные институты возникли в ходе развития человеческого общества, общественного разделения труда, формирования отдельных видов и форм общественных отношений.

В социальном институте - культура, по сути дела, «объективируется» получает соответствующий социальный статус или иной аспект культурной деятельности, закрепляется его характер, регламентируются способы его функционирования и репродуцирования[1].

Общество представляет собой очень сложную систему социокультурных институционализованных образований, как сложившееся совокупности экономических, политических, правовых, нравственно - этических, эстетических, ритуальных и пр. отношений. С точки зрения социологии к наиболее фундаментальным социальным институтам, присутствующим в большинстве, если не во всех, социокультурных образованиях, следует отнести собственность, государство, семью, производственные ячейки общества, науку, систему коммуникативных средств (действующих и внутри, и вне социума), воспитание и образование, право и т.д.[5]

 

1 Понятие «Социальный институт культуры»

Преемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование – все это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры. В этом параграфе мы рассмотрим их сущность, структуру и функции.

Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление, как социальные институты культуры (или культурные институты). Термин «культурный институт» сегодня все более широко входит в научный оборот. Он широко используется в различных контекстах представителями социальных и гуманитарных наук. Как правило, им пользуются для обозначения разнообразных и многочисленных культурных феноменов[2]. Однако у отечественных и зарубежных исследователей культуры пока нет его единой трактовки, как и не существует в настоящий момент разработанной целостной концепции, охватывающей сущность, структуру и функции социального института культуры, или культурного института.

Понятия «институт», «институализация» (от лат. institutum – установление, учреждение) традиционно используются в социальных, политических, юридических науках. Институт в контексте социальных наук предстает как компонент социальной жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений (например, институт церкви);в другом, более широком смысле понятие «институт» трактуется как комплекс устойчивых норм, принципов и правил в какой–либо сфере социальной жизни (институт собственности, институт брака и т. п.). Таким образом, социальные науки связывают понятие «институт» с высокоорганизованными и системными социальными образованиями, отличающимися устойчивой структурой[3].

Истоки институционального понимания культуры восходят к трудам видного американского социального антрополога, культуролога Б. Малиновского. В статье «Культура» (1931) Б. Малиновский отмечает: «Реальные составные части культуры, имеющие значительную степень постоянства, универсальность и независимость, – это организованные системы человеческой деятельности, называемые институтами. Каждый институт выстраивается вокруг той или иной фундаментальной потребности, перманентно объединяет группу людей на основе какой–то совместной задачи и имеет свою особую доктрину и особую технику».

Институциональный подход нашел дальнейшее развитие и в современных отечественных культурологических исследованиях. В настоящее время отечественная культурология трактует понятие «культурный институт» в двух смыслах – непосредственном и расширительном[1].

Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр.

Наряду с понятием культурного института в различных публикациях часто используется традиционное понятие учреждение культуры, а в теоретических культурологических исследованиях – культурная форма: клуб как учреждение культуры, библиотека, музей как культурные формы.

Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе и образовательные учреждения, непосредственно имеющие отношение к сфере культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств[5].

Социальный институт культуры в широком смысле – это исторически сложившийся и функционирующий порядок, норма (институция) осуществления какой–либо культурной функции, как правило, порождаемой стихийно и не регулируемой специально при помощи какого–то учреждения, организации. К ним мы можем отнести различные ритуалы, культурные нормы, философские школы и художественные стили, салоны, кружки и многое другое[2].

Понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм (институт авторства в искусстве, институт богослужения, институт инициации, институт похорон и т. п.).

 

2. Особенности социокультурных институтов

2.1 Признаки социокультурного института

К самым общим признакам социокультурного института можно

отнести следующие:

  • выделение в обществе определенного круга «культурных объектов», осознание необходимости их обособления и регламентированной циркуляции в масштабах всего сообщества;
  • выделение круга «культурных субъектов», вступающих в процессе культурной деятельности в специфические отношения, обусловленные характером культурного объекта; придание деятельности субъектов регламентированного и более или менее устойчивого характера;
  • организацию и субъектов культуры, и ее объектов в определенную формализованную систему, внутри статусно различенную, а также обладающую определенным статусом в масштабах всей общественной организации;
  • существование специфических норм и предписаний, регулирующих как циркуляцию культурных объектов в обществе, так и поведение людей в пределах института;
  • наличие социально-культурно-значимых функций института, интегрирующих его в общую систему социокультурного функционирования и в свою очередь обеспечивающих его участие в процессе интеграции последнего.

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функций. К числу важнейших можно отнести следующие:

  • регулирование деятельности членов общества в рамках предписываемых последним социальных отношений. Культурная деятельность носит регламентированный характер, и именно благодаря социальным институтам «вырабатываются» соответствующие, регулятивные регламенты. Каждый институт обладает системой правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие, делающих его и предсказуемым, и коммуникативно возможным; соответствующий социокультурный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых протекает культурная деятельность каждого отдельного индивида;
  • создание возможностей для культурной деятельности того или иного характера. Для того чтобы конкретные культурные проекты мог реализоваться в рамках сообщества, необходимо, чтобы были созданы соответствующие условия — этим напрямую занимаются социальные институты;
  • инкультурация и социализация индивидов. Социальные институты призваны обеспечивать возможность, вхождения в культуру, приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, обучать расхожим культурным поведенческим моделям, а также приобщать человека к символическому порядку;
  • обеспечение культурной интеграции, устойчивости всего социокультурного организма. Эта функция обеспечивает процесс взаимодействия, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы, происходящих под воздействием институциональных регламентов. Интегративность, осуществляемая посредством институтов, необходима для координации деятельности внутри и вне социокультурного ансамбля, она является одним из условий его выживания;
  • обеспечение и налаживание коммуникаций[4].

 

2.2 Классификация культурных институтов

Создание какой-либо классификации культурных институтов – довольно сложная задача, потому что количество реализуемых ими функций практически неисчислимо. Типология культурных институтов затрудняется также тем, что выполнение некоторых функций обеспечивается по частям разными институтами, а некоторые культурные институты в связи с полифункциональностью культуры выполняют сразу множество различных функций. Так, например, музей является одновременно и культуроохранным, и просветительским учреждением, а театр – и творческим, и зрелищным институтом[5].

По функциональному признаку культурные институты могут быть сгруппированы в несколько подсистем:

  • творческие институты для осуществления духовного производства (театры, студии, киностудии, книгоиздательские комплексы, творческие союзы и любительские творческие объединения, архитектурные и художественно- производственные мастерские, оркестры, ансамбли);
  • институты по распространению культуры, по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых:

а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения и комплексы, лектории и т.д.);

б) институты эстетического воспитания (кинотеатры, художественные музеи и выставки, концертные организации, структуры по проведению различных художественно-зрелищных мероприятий и пр.);

в) культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества и т.д.);

  • культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские и т.п.);
  • учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурными процессами: правительственные организации, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения. Сюда же примыкает социальный  институт научной и художественной критики, который оказывает влияние на людей, осуществляющих духовное производство и потребляющих духовные ценности[2].

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается управлению, не укладывается в рамки регламентации. В развитии культуры часто возникают противоречия между тенденцией к централизации культурной деятельности со стороны государства и её демократизацией. Государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, а без правительственной поддержки искусство и наука не могут выжить и обречены на сокращение. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, переходом от административных методов управления к рыночным механизмам (фонды, спонсорство, патронаж, премии), тем самым порождая новую зависимость деятелей культуры[3].

Информация о работе Социальные институты культуры