Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.

Содержание

Введение
1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
2.Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока.
3.Достижения и символы материальной и духовной культуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Социально-мировоззренческие  основы культуры Древнего Востока

2.Место и роль человека  в социокультурном пространстве  древних государств Востока.

3.Достижения и символы  материальной и духовной культуры

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения  понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот  период истории, который хронологически и генетически предшествовал  эллинству и христианству. Историю  древневосточных народов принято  изучать с появления первых классовых  обществ и государственных образований  в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30--20-ми годами IV в. до н. э., когда  греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили  весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и  северо-западную часть Индии. Что  касается Средней Азии, Индии и  Дальнего Востока, то древняя история  этих стран изучается до III--V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену  древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных  народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север -- от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие  важную роль в истории Востока.

 

Развитие древневосточной  культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов  Востока. Культурологический аспект восточной  жизни вобрал в себя черты экономико-политического  устройства, религиозных и философских  представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

 

При всем многообразии, а  часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие  элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной  и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние  предки, народы первых восточных цивилизаций  считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом  и популярностью.

1. Социально-мировоззренческие  основы культуры Древнего Востока.

 

Особенности социально-мировоззренческих  основ культуры Древнего Востока  во многом определены способом коллективного  выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в  тех географических условиях.

 

Природные условия различных  территорий Древнего Востока имеют  свои особенности, но есть и общие  черты: это зона в основном субтропического  климата с очень жарким сухим  летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

 

Поселившимся здесь людям  нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда  для освоения бассейнов великих  рек и организации поливного  земледелия пробуждала энергию и  инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию  имеющегося сырья, применению новых  орудий труда, накоплению производственного  опыта. В реках водилась рыба, которая  служила хорошим подспорьем в  питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном  близ долины Нила, в долине Меконга  в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и  положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование  богатого животного мира позволило  приручить ряд животных и перейти  к культурному скотоводству.

 

 Выжить на Востоке  можно было лишь практикуя  орошаемое земледелие и постоянно  создавая общественные запасы  зерна (на случай неурожая, стихийных  бедствий и т. п.). Все это  требовало огромной и планомерной  затраты ресурсов, жесткого административного  управления и объединения множества  изолированных сельскохозяйственных  общин в одно целое. Так уже  в III тысячелетии до нашей эры  на территории Египта, Междуречья  и Индии возникают первые восточные  государства. Этот тип государства  родился не из потребностей  социальной свободы, а из потребности  жесткого объединения

 

Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое  оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в  себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В  основе древневосточного государства  лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и  состоит духовная суть восточной  деспотии. Такой тип государственности  характерен для всех стран Древнего Востока -- Египта, Индии, Шумера, Китая.

 

Путь человека к своей  свободе на Древнем Востоке оказывается  не поиском нового бытия, а отказом  от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода  выглядит как тотальное отрицание  внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где  нет ни страха, ни надежды.

 

Человек никогда не может  смириться с тем, что возвышается  над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится  хотя бы приручить, направляя в соответствующее  себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому  духу, который стремится найти  достойный ответ и выразить его  в формах культуры. Применительно  к общественно-политической жизни  Древнего Китая этот ответ попытался  найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций -- латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало  умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более  чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние  на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения  человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.

 

Конфуцианцы надеялись исчерпать  человеческое сердце и гармонизировать  жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако человеческое сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя вычислить. Поэтому  не случайно, что одновременно с  конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры - даосизм (VI в. до н. э.). Создатель нового учения -- Лао-зцы -- считал, что человек  открывает истоки своей бесконечности  через следование естественности и  слияние с бесконечным путем  великой жизни природы. Отсюда и  название учения -- даосизм (иероглиф дао  буквально переводится как «путь»). Даосизм распространился по странам  Юго-Восточной Азии и заложил  смысловые основы нового отношения  к жизни и нового искусства. Даосское учение давало человеку чувство свободы  от деспотизма, однако прорыв в свободу  здесь заканчивается растворением в другой необходимости -- в вечном пути мировой жизни.

 

Но культура Древнего Востока  породила и более радикальное  учение - буддизм (VI в. до н. э.), целью  которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой  жизни. Буддизм выразил себя в  многообразных направлениях восточной  философии, в искусстве, в различного рода боевых искусствах. Универсальность  и гибкость буддизма позволили ему  распространиться по всему миру.

2. Место и роль человека  в социокультурном пространстве  древних государств Востока.

Необходимость объединения  и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию  роли государственной власти в странах  Древнего Востока, созданию специфической  формы такой власти -- неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы  государства, -- в подавлении сопротивления  эксплуатируемых, поддержании общественного  порядка. Активное вмешательство государства  в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости  от места на служебной лестнице. Древневосточная деспотия как специфическая  форма монархии формировалась в  течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии.

 Если в западной  истории государство зависит  от общества и так или иначе  выражает интересы группы свободных  людей, то тут все обстоит  иначе. Здесь нет свободных  людей - свободных воинов и  собственников, а есть только  государственные рабы, крестьяне  (часто находящиеся в еще более  жалком положении) и чиновники,  осуществляющие административное  управление. В одном только древнем  Шумере исследователи насчитывают  от полумиллиона до миллиона  государственных рабов, причем  и работа и выдаваемые пайки  строго документировались. Благополучие  человека определяется почти  исключительно его государственным  рангом. Здесь нет общества - оно  поглощено государством, а человек  низведен до административной  функции. Здесь раб может возвыситься  до министра, но и министр остается  бесправным рабом государя и  всей системы.

Подчиненное государству  общество в различных восточных  структурах выглядело по-разному. В  Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически  растворено в институтах всемогущего  государства. В Китае голос его  был слышен -- как в форме идей, так и в виде определенных организаций. В Шумере и Вавилонии общество в целом и индивиды как часть  его сумели отстоять даже некоторые  формальные права, отраженные в системе  законов. Наконец, в Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в  некотором смысле даже выходило на передний план. Но государство везде  абсолютно господствовало над обществом, включая и Индию,-- нужно только оговориться, что речь идет не о данном конкретном государстве, сильном или  слабом, но о государстве как системе  институтов и высшей власти, как  ведущем элементе в сложившейся  системе отношений.

 

Восточная деспотия управлялась  огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой  правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью  своих подданных. И верховный  властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция  государства, как воплощение божественного  «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки - это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность  иного воплощения того же самого божества. Обожествление личности царя-деспота -- важная особенность древневосточной  деспотии.

 

Так, Гигантские размеры фигур  фараонов равны богам по сравнению  с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и  голова царя повернуты в профиль, а плечи -- в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства  вплоть до римского завоевания точно  так же будут использовать этот прием  для изображения людей.

 

Уже во времена Саргона  Древнего и Аккадского царства в  рельефах -- основной форме монументального  изобразительного искусства -- начинает господствовать идея «сильной личности». Правители на рельефах изображаются гораздо более высокими, чем прочие люди. Это -- традиционный прием древнемесопотамского искусства. Но примечательно то, что  изображения правителей начиная  с этого периода все чаще носят  портретный характер. Типичность черт уступает место индивидуальности. Таков классический портрет аккадской эпохи -- бронзовая голова правителя, повсеместно называемая «Головой Саргона». Автор этой скульптуры, очевидно, стремился именно воссоздать портрет конкретного человека, а не просто изобразить персону, облеченную божественной властью. По сравнению с «Саргоном» более поздняя по времени статуэтка Гудеа обладает все же менее ярким портретным сходством, и передача характера через черты лица уступает место подчеркиванию богоизбранности и святости правителя.

 

В Старовавилонскую эпоху  начиная со времени правления  Хаммурапи тенденция к портретности, стремление передать через внешность  не только положение персонажа, но и  его характер получает новый толчок в развитии. Таково, например изображение  на диоритовой стеле, содержащей текст  законов Хаммурапи. В верхней  части стелы изображен сам  Хаммурапи, принимающий от бога солнца Шамаша знаки царской власти. Черты  поздне-шумерского традиционного искусства  сочетались здесь с новыми идеями в изобразительной технике. Характерно для месопотамского рельефа изображение  фигурки царя перед гораздо более  крупной фигурой божества. Величие  позы бога, передающего Хаммурапи  веревку (атрибут строителя) и царский  жезл, указывает на божественное происхождение  власти царя и на богоизбранность  Хаммурапи.

Информация о работе Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока