Соотношение предлагаемых социально-психологических понятий и их определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Содержание

Введение
Понятие, виды и функции общения
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Соотношение предлагаемых социально-психологических понятий и их определения
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 13.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Понятие, виды и функции общения
  3. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
  4. Соотношение предлагаемых социально-психологических понятий и их определения
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Искусство общения является важнейшим навыком, которым обязательно должен владеть каждый из нас, независимо от того, чем мы занимаемся и где работаем, ведь психология общения с людьми присутствует в каждом разговоре.

         Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком  только в общении.

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

 

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Общение – сложный многогранный процесс, включающий: формирование определенных образцов и моделей поведения; взаимодействие людей; взаимное влияние людей друг на друга; обмен информацией; формирование отношений между людьми; взаимное переживание и понимание людьми друг друга; формирование образа внутреннего «Я» человека.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  1. “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции ,отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться от собеседника”
  2. Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (врач и пациент, милиционер и нарушитель).
  3. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
  4. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
  6. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.             
  7. Деловое общение, когда учитывают особенности личности,  характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Это общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Этот вид общения представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. [3.с.160]

Предметом делового общения является дело.

Содержание делового общения – социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

  1. принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
  2. принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое), определяемое служебными и социальными статусами людей,  и неформальное общение (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями. С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым.

Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых  оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

  1. перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
  2. информационной – процесса обмена информацией;
  3. интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.

Общение выполняет шесть функций:

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.

ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие - формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальном восприятии, а о межличностном восприятии.

Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом, на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций: «я - он», «я - они», «мы - они», «мы - он».

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями. Эти заключения ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля информации о себе, которую человек позволяет получить окружающим.

Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость», т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне. Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению.

Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения информации обратной связи. Процесс получения обратной связи во взаимодействии, на основе которой формируется образ самого себя, можно продемонстрировать на модели, разработанной американскими психологами и получившей название окно Джохари:

Открытая зона (I)

Слепая зона (II)

Скрытая зона(III)

Неизвестная зона (IV)


Открытая зона (I) представляет собой сведения об индивиде, известные и ему о самом себе, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между индивидом и другими людьми. Большая открытая зона предполагает доверительные отношения индивида с партнерами по общению.

Слепая зона (II) содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но не известна ему самому, т.е. это мнение окружающих о личности в процессе общения с ней. Если полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и либо может возникнуть конфликт. Если передаваемая информация намеренно завышена, то это воспринимается как лесть.

Скрытая зона (III) представляет собой информацию об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. По тем или иным причинам эти сведения либо скрываются от окружающих, либо не было случая их продемонстрировать.

Неизвестная зона (IV) включает сведения об индивиде, которые ни ему самому, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут проявиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут не проявиться и в течение всей жизни.

Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно.

Психологические исследования показали, что восприятие не знакомых ранее людей осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения (процесс социальной стериотипизации, суть которой заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем), а людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения — механизмов межличностного общения.

Информация о работе Соотношение предлагаемых социально-психологических понятий и их определения