Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 07:22, реферат

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть такой вопрос, как, создание училищ в городах России;
Когда и кем осуществилось развитие академий в России;
Охарактеризовать развитие университетов в России.
Актуальность темы: история образовательной системы России - одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология(3).docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

 
       Временем расцвета университетского образования в России стала вторая половина XIX в. К концу столетия в стране насчитывалось 11 университетов, в которых обучалось более 14 тыс. студентов. Крупнейшие российские университеты вошли в число ведущих учебных заведений мира с количеством обучавшихся от двух и более тысяч человек.

     Определить уровень развития университетского образования в России на рубеже XIX—XX вв. однозначно нельзя. В чем-то оно значительно отставало от Европы и США, например по количеству вузов и показателям охвата населения высшим образованием.

     Так, в Западной Европе уже в начале XVI в. было примерно 60 университетов, и их количество продолжало расти. Кроме того, некоторые университеты работали как международные центры подготовки специалистов, восполняя нехватку учебных заведений в других странах. Так, в Лейденском университете только на протяжении XVII в. обучалось около 4 тыс. студентов из Англии40. По другим показателям наши университеты мало чем уступали западным.

      По уровню постановки образования российские университеты не уступали лучшим университетам Запада, а такие как Московский, Санкт-Петербургский, Киевский, стали центрами науки и просвещения. За минувший XIX в. в них было накоплено много ценного, в том числе и в области формирования и подготовки профессорско-преподавательского состава.

     Сложился образ профессора русского университета, воплотившего в себе такие качества, как обширность научных познаний, обладание собственной школой преподавания, педагогическое мастерство, свободомыслие, честолюбие ученого, толерантность91. В 1875 г. в германских университетах обучался 16 501 студент, на которых приходилось 1313 профессоров — или один преподаватель на 12 студентов. В шести русских университетах было 4492 студента и 358 профессоров, что давало такое же соотношение — один преподаватель на 12 слушателей.  
     Рост численности студенческих контингентов определялся растущим интересом общества к развитию прежде всего технического образования. Начиная с 1905 г. ускоренно возникали неправительственные вузы как общественные (филантропические), так и частные (коммерческие). Основу их контингента составляли женщины, выпускники зачастую не приравнивались к дипломированным специалистам.  

     Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война нанесли огромный урон высшему образованию в России. Обучение в Московском университете после революции было прервано. По распоряжению властей в 1918 г. студенты-медики старших курсов направлялись в разные концы страны на борьбу с эпидемиями. В 1919 г. многих студентов призвали в армию, из которой они так и не дождались демобилизации: многие погибли на фронте.

 
        Гибель, а также добровольная эмиграция ученых и преподавателей, дополнившаяся принудительной высылкой неблагонадежной интеллигенции, обострили проблему кадрового дефицита. Реорганизация старой и строительство новой высшей школы велись на принципах ликвидации сословности высшей школы и подчинения ее советской власти, демократизации работы вузов, изменения социального состава студенчества за счет представителей рабочего класса и крестьянства, перестройки процесса на основе марксистско-ленинской методологии, ликвидации разрыва между теоретическим обучением и практикой, максимального приближения подготовки  специалистов и научной работы вузов к нуждам социалистического строительства94.

       Отменялись вступительные испытания, оплата за обучение, были установлены государственные стипендии студентам. За период 1918-1919 гг. количество студентов в вузах РСФСР удвоилось. Сложнейшей была проблема слабой подготовки едва ли не большинства студентов из рабочих и крестьян, поступивших на учебу с учетом декретированных льгот. В рассматриваемый период подавляющее большинство взрослых рабочих и крестьян, а также основная масса их детей могли поступить в вузы только через рабфаки.

     

     Поданным переписи 1939 г., помимо вузовских центров, имевшихся в царской России, новые вузы были открыты в 76 городах РСФСР. В 1925 г. Наркомпрос определил, что цифра в 110 тыс. студентов в РСФСР должна быть признана нормальной и обеспечивающей ежегодно хотя бы минимальный выпуск квалифицированных специалистов95. Система регулирования приема в вузы по классовому принципу существовала до 1936 г. С 1922 по 1927 г. в составе студенческого контингента российских вузов доля рабочих и их детей увеличилась вдвое и достигла 34,2%, доля крестьян и их детей составляла 24,3%, трудовой интеллигенции и совслужащих — 41%.  
       Это был период восстановления разрушенного в ходе гражданской войны народного хозяйства и перехода к новой экономической политике. Рабочая сила промышленности рекрутировалась в значительной степени за счет крестьянства. Образовательный уровень и культурные потребности городского и сельского населения были невысоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Очевидно, что русское правительство медленно и осторожно вводило просвещение ради узко прагматических целей, вот почему одной рукой поддерживая развитие образования в России, другой рукой оно его сдерживало. Эта двойственность позиции была заметна тогда в любом учебном заведении, независимо от его статуса и месторасположения. Везде можно наблюдать одинаковый подход, говорящий о цельности и последовательности позиции: преподавать давал учащимся нормированные знания, нужные для выполнения свой социальной или профессиональной роли, но не допускал свободного развития личности, которое отождествлялось с вольнодумством и, следовательно, считалось социально опасным явлением. 

      Университеты, как и другие вузы, оставались местом концентрации интеллектуальной работы, несмотря на бдительный надзор за ними и полицейские меры за преподавателями и студентами.

 
     Серьезной проблемой образовательной системы XIX в. стало недостаток и низкий уровень профессионального мастерства учителей начальных и средних учебных заведений и преподавателей университетов. Это было вызвано прежде всего ростом числа учебных заведений всех уровней, недостатком в России педагогических вузов и политическим давлением со стороны правительства на передовую часть профессорско-преподавательского состава. Такая плачевная ситуация в этой области отрицательно сказывалось на уровне образованности обучающихся и требовала от властей идти на уступки в сфере демократизации обучения.

 

 

 

 

Список литературы

 

     Андреевский И.В. Классическое и реальное образование / И.В. Андреевский. Глухов, 1900. - 52 с.;

    Змеев В.А. Высшее образование в России во второй четверти XIX века. // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 187-198.;

    Ивановский В. Государственное право. // Известия и ученые записки Казанского университета № 5 1895. С.23.; 
   История педагогики и образования. (От зарождения воспитания до конца XX века) : учебное пособие для педагогических университетов. / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. М., 1997. - 501 с.; 
    Овчинников А. В. Развитие российского законодательства о народном образовании на рубеже XIX-XX вв. // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX начала XX вв. Сб. ст. — М.,2000. С. 22-42.; 
    Перминов А. В. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем : автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Перминов. Алма-аты, 1998. - 23 с.

     Россия. Энциклопедический словарь. JL, 1991. 922 с; 
     Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.430 с.;

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=развитие  образования в 19 веке в россии  ;

http://ru.wikipedia.org/wiki.

 

 

 

 

 

 

Блок схема

Развитие образования в России


 

 


Информация о работе Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича