Славянская мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 17:43, доклад

Краткое описание

Славянская мифология и религия (славянское язычество) — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.

Вложенные файлы: 1 файл

Славянская мифология.docx

— 23.83 Кб (Скачать файл)

Оригинальный текст  (древнерусск.)  [показать]

 

 

Под тризной здесь, видимо, имеются в виду состязания в память об умершем и вообще поминальные  мероприятия. Обычай оставлять сосуд с костями умершего на столбах у дорог проясняется позднейшими этнографическими записями: столбы на кладбищах считались своего рода границей между живыми и мёртвыми. У этих столбиков бросалась посуда, применяемая при похоронах. Сами столбики нередко делались с подобием крыши и выемками — для удобства душ умерших, которые около них обитали. Позже кладбищенские столбики сменились православными крестами.[79]

 

Данные о погребальном обряде можно почерпнуть и из летописного  рассказа о том, как Ольга хоронила своего мужа, князя Игоря, убитого  древлянами:

[Ольга послала сказать  древлянам:] «Вот, уже иду к вам. Наварите много медов у города, где вы убили мужа моего, чтобы поплакать мне над могилой его и совершить тризну по мужу моему». Они, услышав это, свезли очень много мёда, и наварили. Ольга с небольшой дружиной и налегке пришла к могиле Игоря и плакала о муже своём. Затем повелела людям насыпать большой курган, и, когда насыпали, велела совершать тризну. Затем древляне сели пить, и Ольга повелела своим отрокам прислуживать им.

Оригинальный текст  (древнерусск.)  [показать]

 

 

Из данного отрывка  следует, что тризна включала питие  медов, что над могилами устраивались курганы (видимо, их величина зависела от статуса погребаемого) и что  существовал обычай плакать над  могилой усопшего. Все эти сведения подтверждаются этнографическими записями и (о курганах) данными археологии. Кроме этих обычаев в «Прологе»  упоминается такой элемент погребальной обрядности, как «бъдынъ», то есть бдение, бодрствование рядом с покойником в течение ночи, которое, судя по всему, совершалось значительным количеством людей с причитаниями, песнями и играми.[81]

 

Интересные сведения о  погребальном обряде даёт летописный рассказ о смерти Владимира Святославича:

Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули  его (Владимира) в ковёр и спустили верёвками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили  в церкви святой Богородицы, которую  он сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и  плакали по нём…

Оригинальный текст  (древнерусск.)  [показать]

 

 

В данном случае можно наблюдать  древнейший обряд, который сохранился и в Древней Руси — чтобы  вынести покойника, разбирают стену. Делается это с той целью, чтобы  покойник, вынесенный необычным путём, не смог вернуться и не тревожил живых. Другой древнейший обряд, описанный  в данном отрывке — это использования  саней для перевозки покойника, даже не смотря на летнее время. Сани использовались в похоронах как наиболее почётный, спокойный и солидный вид транспорта.[83]

 

Существует также общая  для всех восточных славян обрядовая  еда на поминках — это кутья, блины  и кисель. Почти все восточнославянские праздники связаны с культом  умерших предков, которых вспоминали в рубежные моменты года — на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой пришедших с того света предков и собирали дары. Целью всех этих действий было задабривание умерших предков, которые могли благословить семью, а могли и причинять зло — пугать, являться во сне, мучать и даже убивать тех, кто не удовлетворил их потребностей.[67]

 

Весьма распространённой среди славян была вера в так называемых «заложных покойников». Считалось, что люди, умершие не своей смертью, не успокаиваются после смерти и способны вредить живым, поэтому их суеверно боялись и почитали во время общих поминок.[84]


Информация о работе Славянская мифология