Скандинавская мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Краткое описание

О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н.э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..….3

2. Модель мира……………………………………………………………………4

3. Происхождение мира…..………………...…………………………………….5

4. Устройство мира………………………………………………………………..7

5. Асы и Ваны……………………………………………………………………..9

6. Локи…………………………………………………………………………....14

7. Прочие мифические существа…………………………………………….….15

8. Эсхатология……………………………………………………………………16

9. Заключение…………………………………………………………………….19

10. Список используемой литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Мифология скандинавии.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Уральский государственный  университет путей сообщения

 

 

Кафедра «Философия и  история»

 

 

Реферат по дисциплине «Культурология»

на тему «Скандинавская мифология»

 

 

 

Проверил                 Выполнила:

Преподаватель:        ст.гр. ЭК-111

Задорогина Л.В.                                                             Хмурчик А. И.                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение……………………………………………………………………..….3

 

2. Модель мира……………………………………………………………………4

 

3. Происхождение мира…..………………...…………………………………….5

 

4. Устройство мира………………………………………………………………..7

 

5. Асы и Ваны……………………………………………………………………..9

 

6. Локи…………………………………………………………………………....14

 

7. Прочие мифические существа…………………………………………….….15

 

8. Эсхатология……………………………………………………………………16

 

9. Заключение…………………………………………………………………….19

 

10. Список используемой литературы………………………………………….20

 

11. Приложения………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Скандинавская мифология - совокупность мифологических представлений древних скандинавов во второй половине II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Является ветвью древнегерманской мифологии. Основные источники – Старшая Эдда и Младшая Эдда.

О скандинавской мифологии  раннего периода известно очень  мало. Очевидно, она была связана  с культами плодородия и культом  мертвых; уже во второй половине II тыс. до н.э. скандинавы поклонялись божествам  плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ МИРА

 

1. Иггдрасиль, мировое  древо.  
2. Небесный свод.  
3. Земная твердь.  
4. Хель, подземный мир.  
5. Мудрый орел на вершине Иггдрасиля.  
6. Олени на ветвях Иггдрасиля, щиплющие его листву.  
7. Волки Сколл и Хати, преследующие Солнце и Месяц.  
8. Асгард, жилище богов.  
9. Небесный корень Иггдарсиля.  
10. Небесный родник Урд под небесным корнем Иггдрасиля.  
11.Цверги, держащие небесный свод.  
12. Мидгард, жилище людей.  
13. Земной корень Иггдрасиля.  
14. Радужный мост Биврест, соединяющий Асгард с Мидгардом.  
15. Океан, омывающий Мидгард.  
16. Змей Ёрмунганд, обитающий в океане и грызущий свой хвост.  
17. Муспелльсхейм, страна огня.  
18. Нифльхейм, страна холода и мрака.  
19. Подземный корень Иггдрасиля.  
20. Дракон Нидхегг, грызущий подземный корень Иггдрасиля.  
21. Хвергельмир, родник под подземным коренм Иггдрасиля.  
22. Двенадцать подземных рек (Эливагар), вытекающих из Хвергельмира и выходящих на поверхность Земли в Нифльхейме.  
23. Злой Локи, привязанный кишками своего сына Нари к трем камням.  
24. Ядовитая змея, чей яд капает на лицо Локи, от чего он содрогается, вызывая землетрясение.  
25. Волк Фенрир, сын Локи закованный цепью Глейпнир; в его разверстую пасть вставлен меч (см. прил.).

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА

 

В мифах древних скандинавов  о происхождении мира сего прослеживались некие противоречия.

Вначале всего был  Всеотец; он жил вне времени и  пространства и имел полную власть над своим царством. Он создал человеческий род и всё окружающее его пространство.

«При всем сходстве Всеотца  и христианского Бога Отца, ряд современных ученых отождествляет этого верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом по имени *Djevs («сияющий»), которому поклонялись около 3500 лет назад».

В истоке всего была Мировая Бездна – Гинунгагап. Внутри ее на севере лежала холодная покрытая туманом пустынная страна под названием Нифльхейм (темный мир); в южной её части – жаркая страна Муспелльсхейм (огненная страна), где правил Сурт, огненный великан вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма било великое начало всех рек Хвергельмир. Самая северная часть Нифльхейма, скованная страшным холодом, представляла собой ледяные поля и горы. Возникла она из вод ядовитой реки Эливагара протекавшей там с незапамятных времен. Когда она застыла, яд инеем выступил на поверхность. Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитыми льдами Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком - Имир.

«Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина; одна нога зачала с другою сына: так появилось племя инистых великанов».

Выжил Имир благодаря  молоку первозданной коровы Аудумла, также возникшей из инея реки.

Аудумла лизала солёные ледяные глыбы, из которых появился Бури: к концу первого дня в том месте, которое она лизала, выросли человеческие волосы; на второй день – возникла голова; к исходу третьего дня возник человек. Это был Бури, красивый собою, высокий, могучий. Его сын - Бор, женился на великанше Бестле, дочери Бёльторна. В результате брака, у них родились трое сыновей: Один, Вили и Be.

Возмужав, трое братьев  сильно поссорились с древним  великаном Имиром, и в схватке  убили его. Из раны Имира, нанесенной Одином хлынул такой поток крови, что в нем утонули все остальные инистые великаны. Спастись удалось только Бергельмиру и его жене. Братья сбросили тело в самую глубь Гинунгагап и сотворили из него землю: из крови великана – море и все воды; из плоти – саму землю, из костей и зубов – горы, валуны и камни. Из черепа сыновья Бора сотворили небосвод. По углам его держали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана. Берега океана братья доверили великанам (Ётунхейм, «страна великанов»), а остальной мир в глубине суши оградили «вековой» стенной из век Имира и нарекли крепостью Мидгард («средняя земля»).

Вариант, изложенный в  обеих Эддах, сообщает, о человеке по имени Мундильфари  у которого было двое детей, настолько светлых  и прекрасных, что сами боги прогневались на него за его гордыню. Он назвал сына Месяцем, а дочку – Солнцем. В гневе боги водворили детей на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца, сотворив его из языков пламени, что вылетали из Муспелльсхейма. Прекрасный юноша, сын Мундильфари управлял луной, ее ростом и убыванием.

Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено  в мифе так: «За небесными светилами  гонятся два чудовищных волка; тот, что преследует Солнце, зовется Обман, а тот, что жаждет проглотить Месяца, носит имя Ненавистник сын  Хродвитнира. Младшая Эдда упоминает и о сильнейшем из волков – Лунном Псе: «Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц».

О сотворении человеческого  рода в Младшей Эдде сказано: «Шли сыновья Бора (Один, Вили и Be) берегом  моря и увидели два дерева. Взяли  они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу; второй – разум и движенье; третий – облик и речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину – Ивой. И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда».

Старшая Эдда в песни «Прорицание вёльвы» по содержанию повторяет тот же рассказ о сотворении человечества. Но она не упоминает о деревьях и об одежде. Главное отличие в том, что сыновей Бора зовутся не Один, Вили и Be, а Один, Хёнир и Лодур: «...душу дал Один, разум дал Хёнир, кровь же дал Лодур и цвет живого...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТРОЙСТВО  МИРА

 

Мировое древо – Иггдрасиль играло ключевую роль в устройстве мира в эпоху викингов. Ни один из источников ни Младшая, ни Старшая Эдды не информирует о происхождении Иггдрасиля, хотя существует миф о названии дерева. Иггдрасиль означает «конь Игга», а Игг – одно из имен Одина.

Ветви ясеня Иггдрасиля простерты над всеми мирами и  поднимаются выше неба. Из трех его  корней один – в мире богов, второй – в мире инистых великанов, третий – в Нифльхейме. Под последним корнем находится исток всех рек, Хвергельмир, а дракон Нидхёгг подгрызает этот корень снизу.

Под корнем направленным  к инистым  великанам, течёт источник Мимира, охраняемый могучим стражем, сверхъестественным существом Мимиром.

Под тем корнем ясеня  направленного к богам в небеса, протекает самый священный источник – Урд. Рядом с ним живут  богини судьбы, три сестры-норны.

На ясене обитает несколько  животных. Белка по имени Рататоск, четыре оленя – Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор. От ран, наносимых оленями, драконом и змеями, ясень излечивают норны. Они черпают воду из святейшего источника, смешанную с грязью, и поливают ею ясень, чтобы ветви его и корни не засохли и не зачахли.

«Девять земель» – это миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сыновей Муспелля, мертвых и карликов-цвергов.

Иггдрасиль следует  рассматривать как структурную  основу материи Вселенной. Когда  Иггдрасиль содрогнется – грянет светопреставление, Рагнарёк. По мифу, Иггдрасиль есть опора девяти миров, аналог различных столпов и колонн.

Асгард - жилище богов. Это высокая цитадель в середине Мидгарда, стены и башни которой достигают туч, цитадель, защищенная от великанов высокими бастионами и отвесными скалами, но корни ее все же в земле. Она была создана последней.

Все боги ежедневно съезжались на суд к источнику Урд. Исключение составлял только бог Тор. Дорога их пролегала через радужный мост Биврёст, который иногда называют Мостом Асов.

«В Асгарде множество дивных палат, но самый знаменитый чертог зовется Вальгалла, т.е. «чертог убитых» – мужей, что героически погибли на поле брани. Доступ в Вальгаллу преграждают ревущая река Тунд и запертые ворота Вальгринд. Сам чертог огромен, в нем 540 дверей, в каждую из которых плечом к плечу могут пройти 800 героев. Убитые воины без труда узнают эти палаты, ибо стропила их – копья, крыша – из шлемов и щитов, а скамьи покрыты кольчугами».

Хель. Северо-западное население Европы обозначали подземный мир, царство мертвых, словом Hel, которое понималось как «место тайного убежища», т.е. предположительно «могила».

Согласно преданиям  эпохи викингов, те, кто не избран для Вальгаллы, уходят в Хель, где влачат жалкое существование до самого Рагнарёка; в этот день легионы мертвых выйдут из Хеля и под водительством Локи выступят против богов.

Описания Хеля немногословны. Известно, что вход в  Хель – это  мрачная пещера среди скал и пропастей. По некоторым малоизвестным легендам, охраняет эту пещеру огромный чудовищный пес по имени Гарм. Далее встречается река Гьёлль («ужасная») мост через которую охраняет дева Модгуд. За мостом – врата Хеля. Властвует там – отродье Локи – так же именуемое Хель.

В некоторых легендах фигурируют Берега Мёртвых, иногда именуемые  Чертоги Мёртвых. Там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи, которым за свои деяния приходится преодолеть вброд реку Слид, где вместо воды – кинжалы и острые мечи.

Хель – при обобщении  выступает как темница для  тех, кто вырвется на волю в Рагнарёк. Главой «войска смерти» будет главный зачинщик всяческого обмана – Локи.

Ётунхейм, страну великанов, разные источники помещают в разные места. В эпоху викингов доминируют два варианта: либо «на востоке», либо на берегах окружающего землю океана. Не случайно Ётунхейм называется еще Утгард, («внешний предел»), т.е. земли по берегам океана, отведенные великанам сыновьями Бора. Исходя из этого, следует считать, что Ётунхейм находиться на берегах океана.

Ётунхейм считался страной  огромных размеров, где всё поражало своей массивностью, как и сами великаны. Она состояла из: «высоких лесов, могучих рек, огромных пещер, исполинских гор и гигантских расстояний – иными словами, все там было как в Скандинавии, только много больше».

Мидгард – это мир людей, расположенный между Асгардом и Хелем, среди океана, в котором обитает Мировой Змей. Путь из Мидгарда в Асгард лежит через радужный мост Биврёст.

Свартальвхейм – страна чёрных эльфов (гномов). Она находится в недрах земли. Гномы искуснейшие мастера. Никто лучше их не умеет обрабатывать драгоценные камни и металлы.

Льёсальвхейм – страна светлых эльфов. Находится в воздухе между землёй и Асгардом. Светлые эльфы выращивают самые красивые и ароматные цветы.

Ванахейм – мир, в котором живут ваны.

 

 

 

 

 

 

 

 

АСЫ И ВАНЫ

 

«В эпоху переселения  народов древние северяне называли своих богов асами (слово «ас» – означает «бог»). В Прологе к Младшей Эдде, Снорри Стурлусон пытается возвести слово «асы» к «Азии», возможно, основываясь на традиции, согласно которой культ некоторых богов пришел в Скандинавию с юга, точнее – из Малой Азии.

Информация о работе Скандинавская мифология