Северное Возрождение. Основные идеи Реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

С эпохи Возрождения начинается становление современной науки, прежде развитие естественнонаучного знания. Были своеобразные источниками научного процесса эпохи Возрождения. Во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов - натурфилософов, а во-вторых, восточная, в частности арабский, философия, наука, которая в XII-XVIII вв. обогатила Западную Европу знаниями в естественной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1 Северное возрождение и реформация…..…………………………………..3
2 Архитектура, живопись, скульптура Северного Возрождения……………5
3 Гуманизм Северного Возрождения………………………………………….8
4 Реформация. Основные социальные, политические и религиозные идеи реформационного движения…………………………………………………...11
Выводы…………………………………………………………………………..18
Литература………………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Грандиозная работа Слейдена «Комментарии о состоянии религии  и государства во времена императора Карла V» 1556 знаменует следующий  и заключительный этап развития гуманизма  Северного Возрождения, который  можно назвать «ерудитским». Реформация утвердила распространение национальных языков в теологии, так и в другой разнообразной литературе.

Различия итальянского ренессансного гуманизма и гуманизма  Северного Возрождения. Гуманистов Северного Возрождения отличает от итальянских интерес к Средневековью - это было признаком не средневекового мировоззрения, а проявлением трезвого патриотизма. Заметная разница также в отношении гуманистов  университеты. В то время как в Италии гуманистические академии процветали вне университетов, гуманисты Северного Возрождения вели борьбу за университеты. В Италии гораздо раньше произошло разграничение сферы гуманизма и естественных наук. Главное различие между итальянским и северным гуманизмом заключается в интересе гуманистов Северного Возрождения к математике и естественным наукам.

На определенном этапе  развития, особенно накануне Реформации, в северном гуманизме проявляется  отчетливый интерес к «светской  теологии" - даже больше, чем это  имело место в итальянском  гуманизме. В Италии эти вопросы связаны с проблемами патриотизма и проектами реформ общественной системы.

4. Реформация. Основные социальные, политические  и религиозные     идеи реформационного движения

В реформационном движении переплелись социальные и политические элементы, которые изменили облик  Европы. Лютер подчеркивал необходимость религиозного обновления и возрождения к новой жизни. Все высказывалось в духе Возрождения: с этой точки зрения протестантской Реформу можно рассматривать как результат большого и разнообразного ренессансного движения. Лютер обратился к принципу «возвращения к истокам». Все, что традиционное христианство создавало веками, ему казалось накипью, искусственной конструкцией, тяжелым бременем.

Учение Лютера содержит три основных положения:

1) учение об оправдании  человека с помощью веры;

2) учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины;

3) учение о свободе  самостоятельного толкования Священного  Писания. 

Традиционное учение церкви заключается в том, что  человек спасается с помощью  веры и добрых деяний. Лютер отверг ценность деяний. Вера, по его мнению, «оправдывает без всяких деяний». Человек после грехопадения Адама настолько обеднела, что само по себе уже не способна ни на что. Все, что человек вырабатывает для себя, - это жажда - термин, которым Лютер обозначил все, что связано с эгоизмом и себялюбием. Поэтому спасение человека зависит только от божественной любви, которая дается бескорыстно. Вера состоит в том, чтобы это понимать и довериться Господу.

Лютер считал, что все  знания о Боге и взаимосвязи «человек - Бог» представлены Господом в Священном Писании. Писание надо понимать в соответствии с написанным, оно не нуждается ни доводов рассудка, ни богословских комментариев. Только Писание имеет непогрешимый авторитет, а папы, епископы, собор и вся традиция препятствуют пониманию священного текста. Отсюда и призыв Лютера до отказа от церковных таинств и церковной иерархии. Любой человек, по утверждению Лютера, может проповедовать слово Божие.

Ядром лютеранском учения является решительный отказ от любых  ценностей, гуманистической литературы и философии. Человеческий разум - ничто перед Богом, потому тайна спасения целиком принадлежит вере. Никакое усилие не спасет человека, кроме Божьей благодати и Божьего сострадания. Убеждение в этом, по мнению Лютера, дарует мир. В этом аспекте Лютеровская позиция антигуманистической, поскольку гуманизм как способ опирается в первую очередь на свободу воли и человеческий разум.

Последователи и сторонники лютеранского учения. Убежденным сторонником лютеровской идей был Ульрих Цвингли (1484-1531). По его мнению, Писание является единственным источником истины. Римский папа и соборы не имеют власти, которая шла дальше того, что обозначено в Писании. Спасение достигается только верой, а не действиями. Человеческая судьба есть предопределенной.

Другой последователь Лютера - Жан Кальвин - был по сути теократическим правителем Женевы с 1541 до 1564 г. Его правление было слишком суровым относительно религиозной жизни и к нравственности граждан, и особенно - к инакомыслящим.

Так же, как Лютер, Кальвин  был убежден, что спасение возможно только с помощью Слова Божьего. Любое представление о Боге, что происходит не от Библии, а от человеческого разума, есть пустой продукт фантазии, просто идол. Разум и человеческое желание были неисправимой и рискованной ошибкой, грехом Адама, поскольку ум искажает истину и свободу, склоняет их к злу. Именно первородный грех, по мнению Кальвина, уменьшил и ослабил природные дары человека и полностью исключил в ней сверхъестественное. В вопросе определенного заранее Кальвин даже превзошел Лютера. Он считал, что Божьей воле необходимо полностью подчинять человеческую волю и намерения.

Еще один из последователей Лютера - Филипп Меланхтон (1497-1560) - сумел  мастерски обойти резкость своего учителя. Он пытался согласовать лютеранскую позицию и традиционную католическую теологию. Меланхтон стремился исправить Лютера в трех ключевых пунктах:

1) поддерживая тезис,  что в деле спасения главная  роль принадлежит вере, он уточнял,  что человек своими действиями  «сотрудничает» с ней, и это становится причиной его спасения;

2) с целью положить  конец теологическим спорам, вызвало  лютеровское учение о свободе  выбора, Меланхтон стремился возродить  значение традиции, которую отбрасывал  Лютер;

3) он обвинял Лютера  в деспотической суровости и  воинственности.

Однако искусный план примирения христиан расстроился в 1541 г. в Ратисбони. Лютеране, кальвинисты и католики, которые собрались в этом городе, не приняли предложенную Меланхтоном основу соглашения. По Западной Европе прокатилась волна восстаний и кровавых войн между протестантами и католиками.

Распространение реформационных идей в Италии. Прошло 20 лет с момента открытого выступления Лютера, и этот пример вызвал появление сотни религиозных реформаторов. Престол римского первосвященника заколебался. От папского престола отпали Англия, Голландия, Северная Германия, Швеция, Швейцария, Дания и Норвегия. Идея превращения католицизма начала находить последователей в Пьемонте, Савойе, в долинах Альпийских гор, на берегах Рейна, во Франции и даже в Польше. Идеи реформации распространились и в самой Италии: Феррарскому герцогиня Рене училась богословию в Кальвина. Положение папы стало крайне опасным.

Реформация  -  христианский церковно-религиозный, духовно-общественное и политическое движение обновления в странах Западной и Центральной Европы в 16 веке, направленный на возвращение к библейски первоисточниками христианства, который приняли форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

Реформация связывают  с именами Мартина Лютера, Жана Кальвина и Ульриха Цвингли - и соответственно называют протестантских, лютеранской или Евангелическое.

Предпосылкой к Реформации был кризис папства в 14-15 вв. - Западная схизма. Движение с церковного, постепенно перерастало в общественный через  невтиленны надежды на церковную реформу после решений Констанцского собора 1414-1418 (папа Мартин V), и особенно Базельской-Флорентийском собора 1431-1449 (папа Евгений IV), а также Венский конкордата (условия) 1448 по Германии между римско-германским кайзером Фридрихом III-им и папой Николаем V.

Непосредственным началом  Реформации считается распространение  Лютером персональных писем-обращений, в которых доказывалось, что спасение и милость Божия достигаются  благодаря Вере, а не исповеди в  грехах. Общим общественным толчком стала публикация латинской 25 октября 1517 в городе Виттенберге призыва к теологической дискуссии в виде 95 тезисов, в которых говорилось о грехе и наказание, и особенно критиковалась торговля индульгенциях.

Помимо экономического и национального гнета предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменено интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристиянства и современной церкви. Люди с пробужденным разумом и мирскими мировоззрением становились критически настроеннымы к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Реформация в Шотландии. В Шотландии начальное проявление идей Лютера жестоко подавляемое: парламент  попытался запретить распространение  его книг. Однако эта попытка была в Значительной степени Неудачная. И только решающее влияние политического фактора (Шотландские лорды путем поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформации.

Реформация в Нидерландах. Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных изменений с растущий в различных слоях общества недовольство католической церковью - ее привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводимой правительством, жестоко преследовавшим инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически  совпадает с проповедью Лютера, однако ни лютеранство, Которые проповедовали  верность сюзерену (Которым для Нидерландов  Был испанский король), ни анабаптизм не получили в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм, так что до 1560 в большинство населения ни были реформатами. Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейся нидерландской революции, кроме религиозного недовольства вызвавшего экономическая и национальная политика короля Филиппа II.

Реформация во Франции. Как и во многих других странах, Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическим идеями, проповедовали  здесь Ж. Лефевр дьЕтаплем и Г. Брисон (епископом в Мо). В 20-30-х гг. XVI в. среды богатых горожан и плебейский масс распространение получили лютеранство и анабаптизм. Новый подъем реформационном движении, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-х гг. «Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшего королевского абсолютизма; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформирование, а католицизм, утверждая в тоже время независимость французской католической церкви от папского престола (Королевское галликанство). Оппозиция различных слоев абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны, закончились победой королевского абсолютизма и католицизма.

Реформация в Англии. Реформация в Англии проводилась  в отличие от другой страны «сверху», по воле монарха Генриха VIII, Который  таким образом пытался порвать  с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. При Елизавете I была Составлена ​​Окончательная редакция англиканским символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдание верой, о Священном Писании как единственно источнике веры и католический догмат о единой силы церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала Национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, ее возглавлявшего король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитания икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причастие, была сохранена церковная иерархия, а также Литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. Как и раньше взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Россия и Реформация. Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, Учитывая тесные контакты с государствами Центральной Европы, равно как и военные столкновения, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было разрешено исповедовать свою веру.

Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны, во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви.

В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничаем с руководством общины в наказании ересей (например, казнь проповедника Квирина Кульман в конце XVII в.).

Богословское осмысление Реформации в России начинается уже  вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима  Грека, причем тот, отвергая положительную  программу Лютера, согласен с ним  по поводу оценки папства. До 1640-х годов  относится сатирический стихотворный «Перевод на Лютор» московского книжника Ивана Наседкы, опиравшийся на опыт полемических сочинений украинской Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинение церкви светской власти, ограничения на монашество).

Впрочем, к лютеранам  в России периодически относили весьма экзотических личностей.

Реформация, как церковно-религиозная  и политически социальная течение, началась в конце 14 века и продолжалась несколько веков в Западной Европе (откуда распространилась и на Украину), пробудила национальное сознание и развитие культуры отдельных народов и создала ряд протестантских церквей. Реформация была направлена ​​одинаково против догм и устройства, как и против экономического и политического положения католической церкви (секуляризация церковных земель и т.п.). В отличие от национального характера католической церкви, принимала в Богослужбу латинский язык, деятели Реформации вводили живые языки в церкви, а тем самым и в литературе многих народов, укрепляя их национальное сознание и культурное развитие. Реформация охватила различные социальные слои и Целые государства, а также повлекла между ними острые столкновения в длительных войнах.

 

 

 

Вывод

Сплав итальянских настроений с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного  Возрождения, которое длилось один век. Поэтому в искусстве Германии, Франции, Нидерландов больше внутренних противоречий, скованности, напряженности, виды искусства развивались неодновременно; однако очень рано начались реалистические искания (хотя и не систематизированы, как в Италии), интерес к индивидуальности человека, его окружения, интерьера, натюрморта, пейзажа. Здесь ренессанс начался позже и переплелось с Реформацией, существенно отличили искусства двух регионов. Философской основой Северного Возрождения был пантеизм, который растворял образ Бога в природе. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая красота (прежде красота обнаженного мужского и женского тела), то в северном - этическая. Художники Северных стран считали, что духовная красота важнее, чем телесная. Так искусство этого региона было связано с благочестием и общественной благотворительностью. Оно стремилось к научному исследованию Библии, было менее блестящим и впечатляющим, но более основательным, чем итальянское. Влияние античности на культуру Северного Возрождения незначителено. У большинства представителей здесь легче обнаружить следы готики, чем античные мотивы.

Информация о работе Северное Возрождение. Основные идеи Реформа