Связь речи с неречевыми системами как условие формирования коммуникативных качеств речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:47, реферат

Краткое описание

Среди различных подходов к оценке речи наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности. Коммуникативная ситуация и ее составляющие оказались тем самым тесно связанными с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………………………...….3
1. СИСТЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ……………………………………………..……4
2.КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ. ПОНЯТИЯ О КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВАХ РЕЧИ. СИТЕМА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ…………………………………….8
2. 1. СТРУКТУРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА………………...9
2. 1. 1.Правильность речи. ……………………………………………………….9
2. 1. 2. Богатство речи. ………………………………………………….………10
2. 1. 3. Чистота речи. ……………………………………………………………16
2. 2.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА………...22
2. 2. 1. Точность речи. Наиболее частые ошибки. ………………………….…22
2. 2. 2. Логичность речи. Наиболее частые ошибки……………………..…….24
2. 2. 3. Выразительность и действенность речи. ………...……………….……27
2. 2. 4. Уместность речи. ……………………………………………………..…30
2. 2. 5. Доступность речи…………………………………………………..……37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

русс.docx

— 64.97 Кб (Скачать файл)

Слова, словосочетания повторяются  из выступления в выступление, из газеты в газету, часть из них  настолько утрачивают значение, что  употребляются ошибочно. Так, часто  смешивают обороты играть роль и  иметь значение (говорят: играть значение).

Штампами, шаблонами люди говорят  по инерции, совершенно не испытывая  внешне выражаемых чувств. Такая “канцелярская”, “бюрократическая” речь отлично  приспособлена для сокрытия истины. Об этом очень верно говорил Лев  Кассиль: “Такие тирады, как “в обстановке неслыханного подъема”, “с огромным энтузиазмом” и др., часто механически и не в меру повторяемые, уже стираются  в звучании, теряют свой смысл, становятся недопустимо ходовыми: для них  уже у стенографисток имеются  заготовленные знаки…”. [Новый мир, 1958, № 4]

Безусловно, портят язык, мешают его  выразительности широко употребляемые наряду с канцеляризмами “профессиональные” слова. “Вход осуществляется через калитку” – так называется сердитое письмо в “Литературную газету”, в которой автор утверждает: “Примеров, когда техническая литература коверкает русский язык, можно привести сотни”.

В свое время об этом с горечью  писал Константин Паустовский. Он справедливо  требовал “добиваться полного уничтожения  тех нескольких скудных и паразитических языков, которые крепко въелись в  жизнь, существуют рядом с подлинным  русским языком и пытаются вытеснить  его и заменить собой”.

Кандидат филологических наук Г.Я. Солганик в своих “Заметках о языке научно-технических журналов” [Русская речь, № 5, 1967] отмечает, что “по мере развития научного стиля постепенно появился фонд терминов, специальных оборотов профессионального характера, речевых формул (клише), например: “Тракторист должен убедиться в отсутствии просачивания электролита из банок”; “Ударная волна может повредить остекление зданий”; “Квартиры имеют сквозное проветривание”; “Развитие сельской телефонной сети ведется на основе применения автоматизированного оборудования…”

6. Многие считают, что второй (после канцелярита) “болезнью” русского языка является чрезмерное употребление заимствованных слов. Употребление иноязычных слов (конформизм, дискретность, доминанта и под.), словосочетаний (методологическая концепция эстетического прогресса, реальные потенции аналитического метода и т.п.) стало чуть ли не самым хорошим тоном. В заметке “Монолог о слове” [Известия, 1982] В. Васильев пишет: “В самом деле, какая необходимость в замене “обслуживания” – “сервисом”, “руководителя” – “боссом”, “учреждения” – “офисом”, “поля” – “плантацией”, “обозрения” – “ревю”, “увлечения” – “хобби”?”.

За последние годы заимствованные слова активно вошли в русский язык. Однако отношение к ним во все времена было разное. Так, В. Даль был убежден, что почти всегда найдется русское слово, равносильное по смыслу и по точности иностранному. Даль в увлечении переступал границу, говорил о праве “составлять и переиначивать слова, чтобы они выходили русскими”, предлагал вместо климат – погодье, вместо адрес – насыл, вместо атмосфера – колоземица или микроколица, вместо гимнастика – ловкосилие (а гимнаст - ловкосил), вместо автомат – самодвига, живуля, живыш. Подобные слова не прижились, но следует напомнить, что инстранные слова должны употребляться только при необходимости.

2. 2.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ  КАЧЕСТВА.

2. 2. 1. Точность речи. Наиболее частые  ошибки.

Под точностью обычно понимают и  знание предмета высказывания, темы речи (так называемая, предметная точность), и четкое соответствие между употребляемыми в речи словами и теми значениями, которые закреплены за ними в языке (точность понятийная).

Нарушение предметной точности происходит относительно нечасто. В быту мы обычно говорим о таком человеке, что  он сам не знает, что говорит. Пример из сочинения: Чапаев со своим отрядом  остановился в одном из близлежащих  колхозов. Налицо нарушение предметной точности: во времена гражданской  войны колхозов еще не было. Или  сочинение, которое буквально сразило  всех наповал именно своей, мягко  говоря, неточностью. Девочка писала в сочинении о Пушкине следующее: В Царскосельском лицее Пушкин знакомится с Анной Ахматовой, которая оказала  на него большое влияние как на поэта. И далее: Пушкин очень любил  свою жену, но, к сожалению, редко  виделся с ней, но зато часто разговаривал с ней по телефону. (Это в девятнадцатом-то веке!). Еще раз следует подчеркнуть, что такие нарушения относительно редки.

Ошибок на уровне понятийной точности, к сожалению, гораздо больше:

  1. Во-первых, это незнание значений слов. Ох, как часто нам хочется блеснуть интеллектом, ввернуть красивое, чаще всего, импортное словечко, а в результате - ляпсус, потому что слово-то мы знаем, а вот его значение - нет. Например, До чего же может снизойти человек! Слово "снизойти" имеет значение "благосклонно, свысока обратить внимание на что-либо или кого-либо", а в приведенном предложении необходимо было употребить слово "дойти". Чаще всего такого рода ошибки касаются употребления в речи заимствованных слов. Учитывая то, что в последнее время они хлынули к нам волной, можно сказать, что мы, как носители языка, просто не справляемся с этим потоком. Например, Часто перед родителями стоит дилемма: какую книгу купить ребенку. Слово "дилемма" предполагает глобальный выбор между двумя противоположными возможностями. Ну а какую книгу купить ребенку (да еще и при таком многообразии) - это, конечно же, никакая не дилемма, а просто трудность выбора. Бывает, что желание красиво выразиться заводит человека так далеко, что он "вплетает" иностранные словечки в такие контексты, в которых они просто не могут существовать.
  2. Еще более часто мы в целом представляем себе значение слова, но не различаем тонкие смысловые оттенки этого значения. Например, В рассказе Чехова "Ионыч" показано преобразование человека. Действительно, преобразование - это крупное изменение, но изменение к лучшему, а чеховский Старцев деградировал как личность, где же здесь изменение к лучшему.
  3. Третья ошибка касается употребления паронимов - слов, близких по звучанию, но разных по значению. Ошибка возникает потому, что мы думаем, что раз звучит почти одинаково, значит и обозначает одно и то же. Например, командированный человек и командировочные деньги; сытый человек и сытный суп; изморось (дождь) и изморозь (иней). Наша ледяная дружина показала на хоккейном поле прекрасные результаты (ледяная вместо ледовая).
  4. Часто встречается и такая ошибка, как нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость - это способность слов стоять рядом друг с другом. Конечно, некоторые слова имеют достаточно широкую лексическую сочетаемость. Достаточно назвать, например, слово "хороший". И что у нас только не может быть хорошим! А вот грецким может быть только орех, а карими - только глаза, а закадычным - только друг. Это и есть ограниченная лексическая сочетаемость. Поэтому так часто можно услышать имеет роль или играет значение вместо имеет значение и играет роль. Часто мы хотим поднять тост вместо того, чтобы его предложить. Тоже можно сказать о сочетаниях оплатить проезд и заплатить за проезд, которые тоже постоянно путают. Я уже не говорю о сочетаниях типа раздеть пальто (вместо снять), я кушаю (вместо я ем) и других.
  5. Мы можем не учитывать стилистическую окраску слов. Особенно это проявляется в нашей письменной речи. К нашему стыду, мы привыкли к тому, что если пишем, то обязательно в официально-деловом стиле, и начинаем переносить этот стиль во все формы письменной речи: Ввиду сложившихся обстоятельств мы не сможем прийти к вам в гости.
  6. И последняя ошибка, о которой хочется упомянуть, это нарушения, связанные с употреблением фразеологизмов. Фразеологизмы - это устойчивые, неделимые сочетания с образным значением. Уже посмотрев на это определение, можно сказать, что правил употребления фразеологизмов должно быть, как минимум три:

- знание образного значения;

- нельзя заменять слова, входящие  в состав фразеологизма;

- нельзя изменять грамматику  фразеологизма.

 

2. 2. 2. Логичность речи. Наиболее  частые ошибки.

Логичностью называют коммуникативное  качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Здесь действует ряд правил, нарушение которых приводит к тому, что наше высказывание выглядит нелогичным.

  1. Соблюдайте закон тождества: предмет Вашего высказывания должен оставаться неизменным! Всегда помните, о чем Вы говорите и не "скачите" с одного на другое. На первый взгляд, это правило может показаться Вам излишним, но практика показывает, что это не так. Часто случается, что мы, заговорившись и вспоминая один пример за другим, настолько отдаляемся от темы высказывания, что даже забываем, к чему мы это все говорим. Особенно этим "грешат", так называемые, доки: они чувствуют себя в предмете высказывания как рыба в воде, и их, как говорится, "несет". Они хотят поведать миру обо всем сразу, и в результате дослушающих долетают лишь обрывки их великой мысли. Если это преподаватель, то записи его лекции у студентов похожи на собрание ничем не связанных между собой кусочков текста. Если это начальник, то подчиненные никак не могут взять в толк: что же он конкретно от них хочет. Если это ваш собеседник в бытовых ситуациях, то, скорее всего, это тип человека, о котором говорят словами старенькой песни: "Тихо сам с собою я веду беседу". Итак, постоянно помните, о чем Вы говорите и к чему Вы все это говорите!
  2. Соблюдайте закон противоречия, который гласит, что два противоположных по смыслу высказывания не могут быть одновременно истинными! Иными словами, не противоречьте сами себе. К счастью, такое встречается достаточно редко, поэтому я не буду подробно на этом останавливаться.
  3. Самый важный закон, который Вам предстоит соблюдать, чтобы Ваша речь выглядела логичной, это закон достаточного основания. Попросту говоря, всегда приводите достаточное количество аргументов в пользу того, о чем говорите, иначе Ваша речь будет не речью, а обыкновенным пустословием, или, если хотите, словоблудием. Необходимо сказать несколько слов о том, какими могут быть аргументы. Традиционно их делят на два вида: аргументы к существу дела и аргументы к человеку. Внутри второго выделяют аргументы к авторитету ("так сказал Иван Иваныч" или "я все расскажу Иван Иванычу"); к слушающему ("Вы ведь тоже так думаете"); к жалости ("Я сегодня болею, поэтому могу ошибаться"). Практика показывает, что для слушающего самыми вескими и единственно вескими аргументами являются аргументы первого вида. Аргументы к человеку не достигают сердца и ума слушателя, а иногда могут даже раздражать, особенно в тех случаях, когда ситуация официальная. Итак, речь должна быть доказательной и аргументированной, а аргументы должны приводиться только по существу дела!

А теперь поговорим о тех ошибках, которые мы допускаем на уровне          логичности речи.

  1. Ошибки на уровне однородных членов предложения. Таких ошибок может быть два вида. Во-первых, часто мы ставим в однородный ряд неоднородные понятия. Они, как правило, требуют от главного слова разных значений. Мой любимый пример: «Шел дождь и два студента, один - в университет, другой в галошах.» Здесь все слова требуют от глагола идти разных значений: выпадение атмосферных осадков, движение, направление движения и значение быть обутым во что-либо. А во-вторых, слова могут располагаться так, возникает двусмысленность. Например, Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (ликвидация ремонта?); Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (истребление ответственных лиц?). То же самое происходит в том случае, когда мы строим сложное предложение, используя местоимение, которое может заменять несколько имен в предыдущем предложении. Например, Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась (что кончилось: старушка, подушка или гроза?); На двух трассах состязались слаломистки, одна из них длиной пять метров с перепадами полтора-два метра (что: трасса или слаломистка?).
  2. Нечеткая дифференциация понятия. Эта ошибка возможна, когда Вы не проводите четкого разграничения между двумя понятиями, относящимися к одному и тому же явлению. Например, Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Как видим, говорящий не различает понятия название фильма и сам фильм. В результате восприятие смысла фразы затруднено. Итак, логичность, помогает сделать нашу речь ясной, точной и понятной для собеседника.

 

2. 2. 3. Выразительность и действенность  речи.

Рассмотрение таких коммуникативных  качеств, как выразительность и  действенность речи я решил объединить в единый пункт, так как эти  понятия очень близки в системе  коммуникативных качеств речи. Действенность  речи невозможна без ее выразительности, которая в свою очередь, базируется на знаниях техники речи. Однако без использования правил техники речи невозможно говорить о каком либо воздействии такой речи на слушателя, аудиторию. Таким образом, выразительность речи можно рассматривать как основную составляющую действенной речи.

Выразительная речь – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному).

Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора или  дипломата, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, однако любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.

Отчего зависит выразительность  речи?

Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным  голосом, нечетко произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это  фундамент культуры речи.

Составные части техники речи –  дикция, дыхание, голос.

Каждое слово, а в слове каждый звук должны произноситься четко  – таково главное требование дикции.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень  образно говорил выдающийся деятель  театра К.С.Станиславский: “Слово с  подмененными буквами представляется мне… человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем  вместо носа. Слово со скомканным началом  подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с  ампутированными ногами.… Когда  слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед”. [К.С. Станиславский.Работа актера над собой, 1955]

Нечеткая, неряшливая, неграмотная  речь неприятна в быту. Она оскорбляет наш слух, наше эстетическое чувство. Но уже совершенно недопустима она  для лектора.

Недостатки дикции (если только они  не связаны с какими-то недостатками речевого аппарата) – это результат  укоренившейся с детства дурной привычки говорить “лениво”, небрежно, вяло произносить слова. Поэтому, чтобы устранить эти недостатки, нужно контролировать, как говоришь, читая лекции, выступая на собрании, в быту (не комкаешь ли слова, не “глотаешь” ли окончания, не цедишь ли слова сквозь зубы и т.д.).

Для оратора важен голос, его  тембр, оттенки. Сила голоса не имеет  решающего значения, но следует иметь  в виду, что аудиторию (слушающих) утомляет, усыпляет как очень тихий, так и громкий голос. Важен тон речи. Речь не должна быть высокомерной, поучительной.

Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа речи. Определяя  восприятие как встречный процесс  мышления, мы обязаны учесть два  момента: слушателю нужно успеть осознать поступающую информацию и  запомнить основные положения того, о чем говорят.

По экспериментальным данным, оптимальное  условие легко воспринимаемой речи – средний темп произношения. Изложение  сложного материала диктует замедленный  темп речи, обращение же к фактам, явлениям, связанным с чувственным  опытом, жизненными ассоциациями, требует  сравнительно убыстренного темпа. Плохо  воспринимается слишком медленный  темп речи. Текст звучит не фразами, а отдельными словами.

Информация о работе Связь речи с неречевыми системами как условие формирования коммуникативных качеств речи