Своеобразие индо-буддийской духовности и характер художественной культуры Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, поэтизирующим мир во всей гамме красок, изобилии форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во многих других культурах, мы встречаемся в индийской мифологии и с обожествлением сил природы, и с деяниями богов и героев, но только в Индии мифология столь сильно окрашена эмоционально, содержит столько необычных сюжетных ходов, что в ней довольно затруднительно выделить рациональное начало.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 104.23 Кб (Скачать файл)

Сикхизм появился в XVI—XVII веках (первоначально как секта в индуизме) и несет в себе оттенки не только индуистских религий, но и мусульманства. Не вникая в подробности этого вероучения, скажем лишь, что оно не предполагает особого аскетизма, наоборот, допускает активное существование человека в мире, выполнение им долга домохозяина, отца в соединении со служением единому Богу, не имеющему имени, но триединому (Создателю, Хранителю и Разрушителю). В сикхизме также велика роль учителя — гуру, некоторые из них создали священные книги сикхизма. Самым значительным моментом в этом учении была идея равенства всех людей перед Богом независимо от варны и касты.

Рассмотрение духовной культуры Индии  было бы неполным, если не добавить нескольких слов и о нерелигиозных взглядах. Это близкие к материализму учения локаята и чарвака.

Локаята (др.-инд. Loka “мир, свет”), основанная приблизительно в середине                                 I тысячелетия до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати, признавала существующим лишь то, что можно воспринимать при помощи органов чувств, и поэтому нет никакого другого мира, ни бога, ни мировой души; когда умирает человек, он умирает полностью, не переселяясь ни в какое другое существо. Последователи этого учения считали, что у каждой вещи мира своя природа, которая определяет ее строение и судьбу, внешние воздействия не могут изменить способ ее существования и течение ее бытия. Цель жизни в этом учении — забота о благополучии настоящего. В средние века чарвака продолжает и развивает материализм локаяты. Чарвака признавала основанием мира четыре субстанции — землю, воду, огонь и воздух, случайные и внезапные сочетания которых образуют все, что существует, в том числе жизнь и сознание. В лучших традициях индийской духовной культуры, проявляющей повышенный интерес к поведению человека, чарвака разрабатывает этику, в которой считается, что добро и зло — иллюзии, созданные воображением людей. Только страдание и наслаждение реальны. Поэтому главная цель человечества — достижение наслаждения, и страдание не должно останавливать людей в стремлении к этой цели. Чарвака — единственная школа в Индии, последовательно проповедовавшая теорию наслаждения (которую можно назвать греческим термином гедонизм от hedone “наслаждение”), предписывающую людям стремление к земным радостям в противоположность аскетизму10.

Таким образом, специфика духовной культуры Индии состоит в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию  человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале. Как и всякая культура, культура Индии противоречива. Здесь были и жесткое регулирование  места человека в обществе, и чувство  безысходности, связанное с невозможностью что-либо изменить в этом мире, и  человеческие жертвоприношения, поскольку  жизнь человека — всего лишь момент в бесконечном “дне Брахмы”, поэтому не имеет никакой ценности или значимости. Категоричность и страстность, приводившие к кровавым столкновениям и войнам, уживалась с терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению, с тем, что сейчас называют толерантностью (лат. tolerantia “терпение”). Все эти противоречия легли в основу образа жизни и менталитета, характерных для Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 Индийская культура — одна  из первых культур Востока,  которая не прекратила своего  существования, а остается живой  культурой с глубокой древности  до наших дней. В ней удивительным  образом переплетаются древнейшие  традиции и современные взгляды.  Это предполагает возможности  не только дальнейшего изучения  ее особенностей, но и переосмысления  их с позиции современности.

 Индийская культура, представляющая  собой соединение культуры древних  аборигенов, живших в долине реки  Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга, совершенно уникальна даже в тех своих сторонах, которые обнаруживают сходство с другими народами, вышедшими “из единой праиндоевропейской общины”.

 Духовная культура Индии  соединяет в себе представления  о космической первооснове всего  сущего со стремлением человека  к самосовершенствованию, позволяющему  ему преодолеть объективную причину  его существования. Во многих  религиозных системах Индии соединяются  фатализм (лат. fatum “рок, судьба”) и представления о возможности преодоления фатальной необходимости. При этом практически всегда главная роль отводится сознательному поведению и образу жизни самого человека.

 Индийские мыслители создали  первую в истории Востока сравнительно  цельную систему философских  взглядов, выработали ее основные  категории и понятия. Впервые  в истории культуры в Индии  встречаются как идеалистические,  так и материалистические взгляды  на мир.

 В центр множества учений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путь самосознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека как предмета для анализа. Поэтому в Индии, как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона жизни человека и общества, такое большое значение имеют традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Быстрова А. Н. «Мир культуры (Основы культурологии)». Учебное пособие. М.: Издательство Фёдора Конюхова; 2002. 712 с.
  2. Д. А. Чекалов, В. А. Кондрашов «История мировой культуры». Ростов – на – Дону: Феникс, 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЫРГЫЗСКО-РОСИЙСКИЙ  СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Б.Н. ЕЛЬЦИНА

 

Факультет заочного обучения

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:

Культурология

 

Тема №2: «Своеобразие индо-буддийской духовности и характер художественной культуры Индии»

 

 

                                 Выполнил: Студент гр. ФК-3-1-09 Билак  М.

                                  Проверила: профессор Харченко Н. А.

 

 

 

 

Бишкек 2010 г.

1 Поэзия и проза Древнего Востока / Общ. ред. И. Брагинский. — М.: Художественная литература, 1973.

2 Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.

3 Упанишады. — М., 1967. С. 71

4 Поэзия и проза Древнего Востока / Общ. ред. И. Брагинский. — М.: Художественная литература, 1973.

5 Антология мировой философии. В 4 т.— М., 1969. 13 Арабская поэзия средних веков.— М.: ИХЛ, 1975.

6 Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994.

7 Поэзия и проза Древнего Востока / Общ. ред. И. Брагинский. — М.: Художественная литература, 1973.

8 Медитация (лат. meditatio “размышление”) — умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

9 Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994.

10 Аскетизм (греч. asketes “упражняющийся в чем-нибудь”) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.д.).


Информация о работе Своеобразие индо-буддийской духовности и характер художественной культуры Индии