Свадебные обряды, принятые на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

С древнейших времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и запоминающихся. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции присущие каждому народу. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи. Свадьба, одно из немногих событий, которое останется в памяти очень и очень надолго.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. «Время играть свадьбы» ------------------------------------------ 4
Глава 2. «Досвадебные обряды. Сватовство». ----------------------------- 6
Глава 3. «Невеста». -------------------------------------------------------------- 7
Глава 4. «Предсвадебные обряды. Пропой и сговор». -------------------- 8
Глава 5. «Девичник». -------------------------------------------------------------
Глава 6. «Накануне свадьбы». -------------------------------------------------
Глава 7. «Венчание». -----------------------------------------------------------
Глава 8. «Первая брачная ночь». -----------------------------------------
Глава 9. «Послесвадебные обряды. Второй день. Третий день». ----

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Свадебные обряды. Теория.docx

— 61.03 Кб (Скачать файл)

Потом жених брал невесту за руку и вместе с ней и родными, следующими за ним, шел на паперть, где их встречали  с сосудами и чашами, наполненными медом и вином. Сперва жених брал полную чарку или небольшую чашку и выпивал ее за здоровье невесты, а за ним это делала невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к своим губам.

 

После венчания.

От  венца ехали в дом жениха. Там  новобрачных встречали родители жениха, благословляли, осыпали снова  хмелем и зерном. В доме жениха уже были накрыты столы. Пока все рассаживались, в отдельной комнате свахи переплетали невесту. Вместо одной девической заплетали две косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали женским головным убором. Молодую сажали очень близко к мужу — так, «чтоб даже кошка не пробежала», и пели величальные песни.

Иногда  после свадьбы поступали иначе. По возвращении из церкви жених шел  не к себе домой, а в дом к  своему отцу, а невеста отправлялась к своим. И оба угощали порознь своих родственников. При входе в дом на того и другого бросали из окон зерновой хлеб в знак будущего изобилия и плодородия.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, где она и проводила  ночь, все еще не снимая покрывала  с головы. Всю эту ночь она не должна была произносить ни одного слова, чтобы жених не мог ни слышать, ни видеть ее до другого дня после заключения брака. В течение трех последующих дней она говорила мало — всего лишь несколько определенных слов за столом, но с особенной важностью и почтительностью. В ином случае ее поведение считалось весьма предосудительным.

По  прошествии трех дней супруги отправлялись в свой дом и давали общий пир своим родным с обеих сторон.

На самом свадебном пире молодым  предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога. Во время свадебного пира величали не только молодых, но и устроителей свадьбы — сватов, родителей, гостей.

 

 

Вывод. Перед венчанием происходил обряд прощания с девичьей красотой. Выкуп совершал дружка (а не сам жених, как принято на современных свадьбах). 

В день, назначенный для совершения брака, голову невесты покрывали  покрывалом и опускали его до пояса. После этого невеста и жених, в сопровождении своих родственников, отправлялись в церковь на свадебном поезде, даже если церковь находилась около самого дома.

На венчании жених и невеста  давали клятвы любви и обещания поддерживать друг друга. Невеста одевала кольцо, и после этого две семьи  соединялись. Теперь уже муж и  жена становились неразлучны. С этого пошло выражение «Пока смерть не разлучит нас», т.к. разводов не существовало и вступить в новый брак можно было лишь вдовцом или вдовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8. «Первая брачная ночь».

 

 

Когда веселье было уже в полном разгаре, молодых уводили. Свою первую брачную ночь они проводили чаще всего в холодной, нежилой части  избы. Постель обычно стелили из снопов (символ плодородия). Укладывание  молодых часто сопровождалось различными обрядовыми действиями. Прежде чем положить молодых, дружка и свашка ложились в приготовленную постель и требовали выкуп.

Кое-где было принято класть под  постель палку, катать жениха, чтобы  постель была крепче, и требовать  также выкуп. Иногда под постель  клали перья из хвоста петуха и курицы — чтобы молодые больше слюбились.

Новобрачным, изрядно проголодавшимся, приносили  жареную курицу, яйца, вино. Курицу полагалось съесть, не пользуясь ножом.

 

Обряд разувания.

 Перед  тем как новобрачные отправятся  спать, жених клал в один  из своих сапог деньги, золотые  и серебряные. Невеста должна  была снять один сапог по  своему выбору. Если ей удавалось снять сапог, в котором, находись деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не обязана была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только теряла деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа.

 

Утро после свадьбы.

Утром родные шли «поднимать молодых», но в спальню молодых входила  только одна сваха. Родня же стояла в этот момент у дверей горницы, била горшки, кринки, тарелки. При выходе новобрачных их поздравляли и со стуком били посуду.

Существовало  множество способов демонстрации невинности невесты. Выставлялись, например, на обозрение простыни и т.д. Таким образом, свашка или крестная мать невесты демонстрировала доказательства невинности новобрачной. В противном случае отцу невесты подносили, в случае утраты ею целомудрия до свадьбы, «ущербный стакан», а матери — кусок ржаного пирога, в котором пальцем делали дырку. Или же на второй день свадьбы родня невесты получала дырявые пряники. Когда на второй день после свадьбы молодой муж отправлялся к теще, по цвету косынки, привязанной к дуге упряжки, можно было определить, едет ли он с поклоном или с обидой: красный цвет символизировал невинность молодой жены, голубой цвет или отсутствие косынки свидетельствовали об обратном.

Нередко этот обряд носил символический  характер: молодому мужу утром подносили  две рюмки — с красным и  белым вином (водкой). Выпитая рюмка  с красным вином служила доказательством  невинности. Впрочем, обычно молодой муж не шел на открытый скандал, предпочитая выместить недовольство женой впоследствии. Выпитая рюмка в обязательном порядке разбивалась. А благонравная невеста утром раздавала подарки молодому мужу, свекру, свекрови и их родственникам.

 

 

 

 

Вывод. Перед брачной ночью так же проводили разные обряды. И только будучи уведенными на первую ночь, новобрачные могли поесть, опять же соблюдая нормы обычаев.

На сговоре, если невеста прежде не была замужем, отец удостоверял жениха и его  родню о непорочности невесты. Заявление  о невинности, или же об её отсутствии, могло быть выражено в разных действиях, тут и рюмка с напитком и  цвет повязки на упряжке и выставление простыней на всеобщее обозрение.

Обычно, даже если невеста оказывалась подпорченной, открыто на скандал молодой муж  не шел, вымещая обиду впоследствии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 9. «Послесвадебные обряды. Второй день. Третий день».

 

 

Второй день.

На  следующий день после свадебного торжества во время обеда молодая  жена одаривала своих новых родственников. С подноса, который держал новобрачный, она брала подарки и поочередно подносила их сначала свекру и свекрови, затем золовкам и деверьям, а потом уже всем остальным. Она дарила шелковые и шерстяные отрезы ткани, большие шелковые и кашемировые головные платки, бисерные кисеты, табакерки.

На  второй день свадьбы начинались шутки  над молодой: ее заставляли носить воду, переворачивая при этом ведра  или закрывая колодец, насыпали мусор  и просили мести пол, требовали подоить корову, выгнать овец, телят, то есть в шутливой форме проверяли умение новобрачной выполнять домашнюю работу. Молодая жена должна была вымести пол. Присутствующие мешали ей, бросали на пол принесенную со двора солому, черепки битой посуды, но, по обычаю, бросали и деньги. Только поднеся каждому гостю чарку вина, молодая получала наконец возможность навести чистоту. Иногда откупались иначе: молодой муж — водкой, молодая жена — поясами своей работы.

В этот же день молодой с дружками шли  приглашать в гости тестя и  тещу. По распространенной традиции, теща (иногда крестная мать невесты) приносила  с собой украшенные домашним рукоделием полотенца, скатерти, набожники. В некоторых местах это делали в первый день свадьбы.

Перед обедом второго дня молодая жена должна была печь блины. Эта процедура в большинстве случаев носила комический характер. Участие молодой в ней часто ограничивалось выкупом (пояс, полотенце) стряпухе или традиционным подарком свекрови, который она клала на дежу с тестом. Присутствующих угощали специально испорченным блином, в тесто для которого подмешивали угли, овес, мякину. Тем не менее все хвалили молодую как умелую стряпуху и давали ей деньги за хлопоты.

Обычно  дальние родственники бывали ряжеными. Наряжались, как правило, медведями, баранами, надевали одежду противоположного пола, рядились горбунами, врачами, попами, цыганами.

Последующие три дня гости проводили в  попойках. И в течение этих дней молодой муж назывался князем, а молодая жена — княгиней, даже если они были самые бедные люди.

На  второй день на свадебном пиршестве  исполнялись «топотушки», танец, не имеющий определенных правил и заключающийся в ритмичном притопывании под музыку.

Чаще  всего на третий день молодые ехали  в родительский дом жены, к теще на блины, чем и заканчивался свадебный  цикл.

 

Княжий стол.

 Княжий стол накрывался у невесты на второй день после свадьбы.

Новобрачные входили, умывшись и одевшись, в избу, и их сажали за «княжий» стол, а за новобрачными усаживались все остальные.

По  окончании завтрака новобрачных  снаряжали в путь к тестю и  теще и прочим родственникам новобрачной, чтобы позвать их на княжий стол.

У тестя  молодых угощали чаем и закусками, приглашая вместе с ними и всю  родню за княжий стол. Новобрачные, пригласив тестя и тещу с новой  родней на княжий стол, возвращались домой, а за ними тотчас же приезжали и  званые гости.

Новобрачные усаживались посреди стола, а  новая родня садилась около новобрачных, занимая лучшие места в переднем углу. Если не было священника с матушкой, то отец и мать новобрачной должны были сидеть в переднем углу.

Отец  и мать жениха не сидели за столом, а  угощали гостей, а другие родные жениха помогали — подавали на столы  кушанья и напитки. При каждом кушанье, поданном на стол, обслуживающие застолье говорили: «Покушайте, гости хорошие, дорогие!»

За  княжим столом новобрачные тоже ничего не пили и не ели, а только, если им подносили вино и пиво, пригубливали его. Новобрачных перед первым столом после брака и перед княжим кормили отдельно в другой избе.

Гости очень часто кричали: «Горько, очень  горько!». Называя новобрачных по имени и отчеству, просили: «Нельзя  ли подсластить?» Новобрачные должны были встать, поклониться, поцеловаться «крест на крест», сказать: «Покушайте теперь сладко!». Гость допивал из стакана или рюмки и говорил: «Вот теперь очень сладко», а потом подходил к новобрачным и целовал их. Гости-супруги, не довольствуясь «подслащиванием» новобрачных, обращались со словом «горько»: муж — к жене, жена — к мужу и тоже целовались.

Когда подавали жаркое, каждый из гостей вставал из-за стола и с кусочком мяса на вилке шел к новобрачным, целовался, а затем подходил к своей жене или сватье, с которыми тоже целовался.

По окончании столования подгулявшие  гости пели и плясали до полуночи.

 

Третий день

Из  поезжан и новой родни на третий день оставались очень немногие. Утром  молодицу проверяли: умеет ли она  выпекать блины.

После обеда, к вечеру, у новобрачных  собирались девицы, молодые женщины  и парни. Они пели песни, играли и  плясали.

Молодая жена знакомилась с соседями и  потчевала их блинами, пирогами, пряниками и орехами.

 

 

 

 

Вывод. После торжества вновь следовало одаривание подарками невестой новых родственников.

Второй день носил уже не официальный характер. Гости веселились: плясали, играли, шутили над невестой, ближе знакомились друг с другом. День был весьма веселый.

До третьего дня свадьбы доходили не многие из гостей. В этот день в дом к  новобрачным собирались соседи и  молодая знакомилась с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Свадебные обряды, принятые на Руси