Самуэл Хантингтон «теория Сталкновения Цивилизаций»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:24, статья

Краткое описание

В своей статье Хантингтон изучает не только общие тезисы цивилизаций, но и «модель грядущего конфликта».
После окончания «холодной войны» и распада Советского Союза закончилось политическое разделение мира на три блока:
-коммунистический (социалистический),
-противостоящий ему западный (антикоммунистический)
- и неприсоединившихся (нейтральных) стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Сэмуэл Хантингтон столкновение цивилизаций.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

Самуэл  Хантингтон «теория Сталкновения Цивилизаций»

Сэмуэл Хантингтон - профессор Гарвардского университета и директор Института стратегических исследований им. Дж. Олина Гарвардского университета. Автор множества работ, включая: «Солдат и государство» (The Soldier and the State /1957/), «Третья волна: демократизация в конце двадцатого века» (The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century /1991/) и, конечно же «Столкновение цивилизаций». Сегодняшняя ситуация в Европе придает актуальность этой давней статье, впервые представленной в марте 1995 года как доклад на конференции по военно-гражданским отношениям, организованной Международным форумом демократических исследований и Европейским центром исследований в области безопасности имени Джорджа Маршалла.

 

В своей статье Хантингтон изучает не только общие тезисы цивилизаций, но и «модель грядущего конфликта».

После окончания «холодной  войны» и распада Советского Союза  закончилось политическое разделение мира на три блока:

-коммунистический (социалистический),

-противостоящий ему западный (антикоммунистический)

- и неприсоединившихся (нейтральных)  стран.

Хантингтон полагает, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация- государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Грядущий конфликт между цивилизациями - завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире.

Профессор Сэмуэл Хантингтон указывает на то, что после «холодной войны» политический и культурный мир становится все более многополярным и включает восемь главных цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латиноамериканскую. В последнее время, согласно этой теории, в мире и мировой экономике уменьшается роль Запада, возрастает значение азиатских цивилизаций; связи усиливаются прежде всего внутри разных цивилизаций, тяготея к ключевым, главным странам этих цивилизаций. В результате будущий мир, по Хантингтону, - это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но немало и различий, которые не стираются.

Могу перечислить какие  страны входят в такое разделение на цивилизации :

  • Западная цивилизация, Западная Европа (Евросоюз) и Северная Америка, но также включая Австралию и Новую Зеландию.
  • Православная, ортодоксная цивилизация России, Белоруссии, Армении, Кипра, Греции, Молдовы, Македонии, Румынии, Сербии, Грузии и Украины.
  • Латинская Америка. Это гибрид между западным миром и местными народностями. Можно считать что это часть Западной цивилизации, но здесь все же другие социальные и политические структуры, отличные от Европы и Северной Америки.
  • Исламский мир Ближнего Востока, Центральной Азии, Юго-Западной Азии, Афганистана, Албании, Азербайджана, Бангладеша, Индонезии, Малайзии, Мальдив, Пакистана, и отдельных частей Индии.
  • Индуистская цивилизация. Прежде всего Индия, Непал, а также обширные диаспоры индусов в разных частях мира.
  • Дальневосточная цивилизация Китая, Кореи, Сингапура, Тайваня, и Вьетнама. Также обширные китайские диаспоры во всем мире и особенно в Юго-Восточной Азии.
  • Япония. Считается гибридом Китайской цивилизации и Алтайских народов.
  • Цивилизация Африки южнее Сахары считается Хантингтоном возможной восьмой цивилизацией.
  • Древняя будистская цивилизация Бутана, Комбоджи, Лаоса, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Калмыкии, регионов Непала, регионов Сибири, и Тибетское правительство в изгнании. Хотя Хантингтон считает что эта цивилизация имеет малый вес на международной арене.
  • Хантингтон также выделяет микро-цивилизации, которые не принадлежат ни к одной большой группе цивилизаций. Он называет их "странами-одиночками". Эфиопия, Турция, Израиль, и другие. Израиль хотя и может быть назван отдельной цивилизацией, имеет много общего с Западной цивилизацией. Хантингтон также считает что бывшие британские колонии в океане могут быть выделены в отдельную микро-цивилизацию.
  • В некоторых случаях китайская, японская и буддистская цивилизации могут быть выделены в одну цивилизацию, называемую Восточным миром.

Что такое вообще цивилизация?

Цивилизация представляет собой  некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные  общины- все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности.

Цивилизации определяются наличием общих черт  таких как язык, история, религия, обычаи.

Цивилизация- это самый широкий уровень общности, с которой себя соотносит человек.

С цивилизацией может происходить ряд изменений и обладает некоторыми признаками:

*Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.

* Цивилизация может охватывать большую массу людей, но она может быть и малочисленной. *Цивилизация может включать в себя несколько наций- государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно- как в случае с Японией. *Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую.

* Цивилизации представляют собой определённые целостности. Границы между ними редко бывают чёткими, но они реальны.

*Цивилизации динамичны: у них бывает подъём и упадок, они распадаются и сливаются, и исчезают.

Самые значительные конфликты  будущего развернуться вдоль линий  разлома между цивилизациями. Так  как:

1) различия между цивилизациями наиболее существенны

Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что  самое важное - религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят  на отношения между Богом и  человеком, гражданином и государством и т.п., имеют разные представления  о соотносительности значимости прав и обязанностей, свободы и  принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями, и они не исчезнут в необозримом  будущем.

2) мир становится более тесным

Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это  ведёт к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациям. Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационное самосознание, а это обостряет воспринимаемые таким образом разногласия и враждебность.

Т.е чем больше понимаешь какие отличия у цивилизаций, тем больше возрастает враждебность.

3)рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада

С одной стороны, Запад на вершине  своего могущества, а с другой, среди  незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно ресурсов, чтобы придать миру незападный облик.

4) культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить

Таким образом, конфликт цивилизаций  разворачивается на двух уровнях.

1) На микроуровне :группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу за земли и власть друг над другом.

2)На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сферах, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.

Конфликты и насилие возможны и между странами, принадлежащими к одной цивилизации, а также  внутри этих стран. Но они, как правило, не столь интенсивны и всеобъемлющи, как конфликты между цивилизациями.

По Хантингтону, нации будут биться за цивилизационные связи и верность цивилизации. Но Дж. Аджами утверждает, что они скорее будут драться за свою долю на рынке, учиться конкурировать в рамках мировой экономики, бороться за занятость и ликвидацию нищеты.

И в  Заключение хочу сказать : 
Своей концепцией «столкновение цивилизаций» Хантингтон бросил вызов многим устоявшимся представлениям о характере происходящих и потенциальных глобальных и региональных противостояний, а также предложил новую парадигму для теоретического исследования и прогнозирования миропорядка на рубеже 20- 21-х веков.

Сделано для того ,чтобы понять состояние и перспективы мировой политики.

На взгляд Хантингтона, «нереальной является парадигма единого мира, где существует или в ближайшие годы возникнет универсальная цивилизация. Очевидно, что сегодня люди обладают, как и обладали в течение тысячелетий, общими чертами, которые отличают их от других существ. Эти черты всегда были совместимы с существованием множества очень разных культур. Довод о том, что сейчас появляется универсальная культура или цивилизация, принимает разнообразные формы, но ни одна из них не выдерживает даже беглого анализа», хотя бы потому, что «только всемирная власть способна создать всемирную цивилизацию».

 


Информация о работе Самуэл Хантингтон «теория Сталкновения Цивилизаций»