Рыцарство как феномен культуры средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:02, реферат

Краткое описание

Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХ/ века, в той далекой и мрачно эпохе? Ответ на этот вопрос дан в названии моего реферата - это рыцарство, особое сословие людей, которое ассоциируется у нас самыми высокими нравственными понятиями.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Характерные черты рыцарства 4
1.1.Рыцарское сословие 4
1.2.Рыцарское воспитание 6
1.3.Обряд посвящения в рыцари 7
ГЛАВА 2. Рыцарские турниры 11
ГЛАВА 3. Рыцарский этикет 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культорологии.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

«И не было бесчестья  страшнее, чем нарушить долг чести  или предать идеалы рыцарского братства. И не было почёта выше, чем слыть «рыцарем без страха и упрека», прославившим имя бессчетными подвигами и высокими достоинствами».

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Рыцарские турниры

 

Образ жизни рыцаря – это образ  жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI – началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное – его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в  рыцарских турнирах, которые впервые  стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы – за две-три недели (в особо торжественных случаях – за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных  схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой – она составляла 30–50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила – StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней  войны – «Битва тридцати» –  очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д'арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, – рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую  популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем – боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5–6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

 

Типы турнирных боев

Тип боя

Время распространения

Виды оружия

Задача участников

Копейный поединок

XIV–XVI вв. (XII–XIII вв. – редкость)

Копье (лэнс)

Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм

Групповая схватка (меле)

XII–XVI вв.

Копье, меч

Выбить наибольшее количество противников  из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

Бой на булавах

XV в. – первая четверть XVI в.

Булава и тупой меч

Сбить нашлемник

Пеший бой

XIII–XVI в. (наибольшая популярность в XV–XVI вв.).

Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и  боевые цепы

Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

Потешная осада (шармютцель)

XIV–XVI вв.

Самое разное – начиная от мечей  и копий и заканчивая цветами  и пустотелыми ядрами

Захватить крепость или удержать ее


 

 

 

ГЛАВА 3. Рыцарский этикет

 

Рыцарская честь, рыцарская  любовь, рыцарское поведение – все эти понятия, сегодня уже нарицательные, изначально вовсе не были присущи рыцарству. Принципы, положенные в основу европейского этикета, действительно получили распространение от европейского благородного воинства. Однако оно, в свою очередь, переняло их у «неверных» – на «языческом» Востоке в ходе завоевательных крестовых походов.

Именно в это время  – в XII веке – былая простота и  даже грубость рыцарских нравов сменились  строгими и утонченными нормами куртуазного поведения.

«Куртуазия – своеобразный свод правил рыцарского этикета – сложилась на юге Франции, в Провансе. Провансальские поэты-певцы трубадуры и труверы первыми стали применять в своих произведениях изысканные и образные приемы восточной поэзии, ранее не принятые в сумрачной Европе. Их героические и лирические песни прославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам – верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви». В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.

Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему. Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже. Баллада в то время обозначала плясовую песню. Пасторела – песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки. Плач – песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека. Тенсона – стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь. Сирвентес – песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви – учтивый простолюдин или бесславный барон?

Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи, постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.

Вслед за провансальскими  трубадурами эти нормы популяризовались в произведениях певцов других французских  областей, германских миннезингеров, в рыцарских романах более позднего времени, тоже, кстати, поначалу стихотворных.

Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры – по мере усвоения европейским рыцарством правил куртуазного поведения. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме.

Идеал куртуазной любви  – возвышенный и недоступный. Не могло быть приличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал свои подвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви и верности, прославлять которую заставлял поверженного противника. Но не могло быть и речи о соединении с предметом своей страсти.

Цепь рыцарской любви  – в служении, в страдании, а  не обладании. Поэтому в дамы сердца избиралась, как правило, замужняя женщина  – так обеспечивалась гарантия ее недоступности. Не случайно и Тристан, и Ланселот изнывают от любви к замужним женщинам – иное было бы недостойно романа.

Тем не менее, рыцарю было чего добиваться в любви. Он проходил несколько ступеней служения. На первой стадии – таящегося – рыцарю полагалось лишь вздыхать, не имея права открыться своей избраннице. Только когда сама дама замечала безутешного воздыхателя, он мог молить ее о внимании и снисхождении. Это уже следующая ступень – молящего. И лишь затем ему улыбалось счастье стать официально признанным влюбленным – поклонником. В этом статусе он имел право открыто заявлять о своей любви и преданности. А если прекрасная дама выделяла его среди всех добивавшихся ее благосклонности мужчин – одаривала всяческими знаками внимания вроде мелких памятных вещичек, – счастливый поклонник переходил в ранг возлюбленного. Порой он мог удостоиться даже поцелуя. О большем истинно куртуазный рыцарь не смел и мечтать.

Информация о работе Рыцарство как феномен культуры средневековой Европы