Рыбинские кружевницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – возрождение памяти о старинном и оригинальном виде декоративно-прикладного искусства как кружевоплетение и, в особенности ,о вологодском кружевоплетении.
В ходе работы я поставила следующие задачи:
-проследить историю вологодского кружевоплетения;
- отметить его отличительные особенности;
-познакомиться с деятельностью рыбинского кружка «Звонкие коклюшки»;
-отметить современное состояние кружевоплетения;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………
1.История вологодского кружева…………………………………………………………………………
1.1 История появления кружевоплетения в России………………………………………………………
1.2 Отличительные особенности вологодского кружка…………………………………………………
2.Рыбинский кружок «Звонкие коклюшку» и его мастерицы…………………………………………….
3.Современные состояние кружевоплетения ……………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Литература, источники…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Настя!.docx

— 32.21 Кб (Скачать файл)

 

ХХIV  муниципальный конкурс исследовательских работ обучающихся-участников туристского-краеведческого движения РФ «Отечество» - Золотарёвские краеведческие чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинские кружевницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы

Коргина Анастасия Александровна

Учащаяся 10а класса

Научный руководитель

Байдакова Людмила Михайловна,учитель литературы,МХК

МОУ СОШ №36 г.Рыбинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск,2013

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………

1.История вологодского  кружева…………………………………………………………………………

1.1 История появления кружевоплетения  в России………………………………………………………

1.2 Отличительные особенности  вологодского кружка…………………………………………………

2.Рыбинский кружок «Звонкие  коклюшку» и его мастерицы…………………………………………….

3.Современные состояние кружевоплетения ……………………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………………………………….

Литература, источники…………………………………………………………………………………..........

Приложение…………………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Недавно в нашей школе  проходил краеведческий конкурс  «Находка года», и одна ученица принесла красивую черную шаль, принадлежавшую когда-то ее бабушке. Эта шаль поразила всех своим изяществом ,тонкой искусной, оригинальной работой. Как оказалось, изделию уже 100 лет. (Приложение 1) Учитель краеведения рассказала нам, что это- знаменитое вологодское кружево, сплетенное при помощи специальных деревянных палочек-коклюшек. Я заинтересовалась этой находкой. И мне захотелось подробнее узнать об истории вологодского кружевоплетения. Также я узнала , что ученица 10 класса нашей школы Свиридова Елизавета вместе со своей мамой Соллогубовой Натальей Валерьевной , посещают в городе кружок по кружевоплетению «Звонкие коклюшки».

Кружев - выдающееся явление  народной культуры. Русское кружево  по праву получило мировое признание. В России 18-19вв широкое развитие получило кружево, плетенное на коклюшках. Кружевоплетением занимались в семнадцати губерниях России. И каждому из центров кружевоплетения были присуще  свой стиль и свои особенности. Но именно вологодское кружево снискало себе широкую известность и стало  символом всего русского кружева.

Цель моей работы – возрождение  памяти о старинном и оригинальном виде декоративно-прикладного искусства  как кружевоплетение и, в особенности ,о вологодском кружевоплетении.

В  ходе работы я поставила  следующие задачи:

-проследить историю вологодского  кружевоплетения;

- отметить его отличительные особенности;

-познакомиться с деятельностью  рыбинского кружка «Звонкие коклюшки»;

-отметить современное состояние кружевоплетения;

-выступить со своей  исследовательской работой на  уроках технологии с целью  рекламы и пропаганды редкого и самобытного вида декоративно-прикладного искусства, как кружевоплетение;

Я использовала следующие  методы исследования, как: поиск и  изучение специальной литературы, посещение  кружка, встречи с кружевницами, интервьюирование, работа с семейным архивом, наблюдение за работой кружевниц. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История вологодского  кружева

1.1История появления кружевоплетения  в России

Кружевоплетение исстари  было одним из видов женского рукоделия. В Россию этот вид рукоделия проник в конце  17 века из Италии и Бельгии, наиболее древних центром кружевоплетения. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие кружевницы указали на «драбанскую (т.е. брабанскую) нитку».

Первоначально кружево являлось украшением одежды высшей знати, поражало своей вычурностью, блеском. Основным материалом для изготовления кружева  в то время служила тонкая золотая  и серебристая ниткой. Само слово  «кружево» происходит от слова «окружать», украшать  нарядной отделкой края одежды и других предметов из ткани.

Кружево плели без заранее  приготовленного рисунка, по числу  переплетенных нитей, орнамент был  геометрическим, несложным. Из-за тяжести  и ценности материала, выплетенные  вещи были большими по объему.

Плели мерное кружево, широкие  шарфы, небольшие косынки. Мерное кружево  использовалось для украшения одежды священнослужителей и светского платья.

В середине XVIII века в кружево начинает вводиться шёлковая или льняная нитка. Металлическая нитка остаётся лишь украшением кружева, основным материалом становится шёлк и лён. В Россию кружево уже ввозится из Германии, Бельгии и Франции. В помещичьих имениях кружевницы осваивают сложную технику плетения западного кружева, дополняя её своими находками. Выполняют кружево из тончайшего льна и шёлка.

В конце XVIII начале XIX возникают крепостные мануфактуры по производству кружев. Из тончайшей льняной нити выплетались кружева типа французских (малин, блонды, шантильи).

Русское народное кружево  выплеталось из более толстых  суровых или отбелённых льняных  ниток, начинает появляться кружево  из хлопчатобумажных ниток.

Кружевной промысел широко распространился по деревням.

В 1883 году по инициативе С. А. Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге для наиболее способных мастериц из разных губерний.

Впервые русское кружево  участвовало в международной  выставке в Вене в 1873 году и получило золотую медаль.

« Ни один центр кружевной  промышленности в России, а их было 17, не пользовался столь громкой  известностью, как город Вологда  и его скромны обитатель»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и  российские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском  крае возникло искусство плетения кружев, потому что на Севере именно на вологодских  землях оказалось столь любимым  и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились  развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь  с севера на юг и приносили влияние  иноземной моды, обретавшей на русской  земле свои национальные формы.

Художественные особенности  вологодского кружева сложились  уже в XVII- в XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушке- кружевниц. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. (Приложение 2) Со временем из помещечьих мастерских плетение кружев переметсилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. Это отражено в картине русского художника В.И. Тропанина «Кружевница».

В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязоведского уездов. В каждлом из них сложились особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий ,но отличить их может только знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг рассвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году было почти сорок тысяч. Известность Вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него отхватила многие страны Европы.

Немного позднее в Вологде  развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозёрского» манера с плетешковыми решётками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер».Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А так же обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

Вологодский промысел получил  широкое признание как России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены и международных и отечественных выставках. В 1937году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена  высшая награда – Гран-при, на брюссельской выставке 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны. (Приложение 4)

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают  индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота  образов отличают панно «Олени», созданное в 1968 году.

Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в  совершенстве знает все  секреты кружевоплетения, что позволяет  ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья».

Свое название вологодское  объединение получило  в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одно выдающейся кружевница – В.Н. Ельфиной, её творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

 

 

1.2 Отличительные особенности  вологодского кружева

Отличительной особенностью вологодского парного кружева является четкое деление «строение» кружева  на узор и фон. Вследствие этого крупны и плавные формы орнамента  очень выразительно выделяются непрерывной  линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались  стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные  мотивы, характерные для более  древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево  отличает разнообразие орнамента, монументальности форм и преобладание цветочных мотивов.

●Скань(виток из ниток другой толщины, чем нитки кружева) толстая, чаще цветная.

●Полотнянка широкая и плотная.

●Плетешковые решетки встречаются редко, а на старинных вещах отсутствуют вовсе.

●Главный принцип вологодского плетения- откуда начали плетение, там и закончили.

Чтобы стать кружевницей, надо сначала  освоить основные приемы плетения, с помощью которых выполняется  отдельные элементы. А уже из этих элементов можно в дальнейшем создавать сложные и прекрасные изделия в которых будут сочетаться несколько простых образцов.

Плетут кружева одновременно только двумя парами коклюшек: одну, пару берут  в правую руку, а другую - в левую. Приемы плетения кружева основаны на перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Коклюшки навешивают парами на булавки, вколотые в сколок, прикрепленные к подушке.

Простейшие приемы переплетения ниток, на которых основан весь процесс  кружевоплетения, называется следующим  термином: перевить, проплести одну пару коклюшек через другую.

Коклюшечное кружево состоит из четырех основных элементов переплетения нитей: плетешок, полотнянка, сетка, насновка. Эта основа основ во всем коклюшечном кружевоплетении.

Приемы плетения этих элементов  одинаковы и в парном и в  сцепном кружеве. Изменяются только формы, образующие кружевные узоры, которые заполняются основными  элементами. Дополнением к основным элементам являются такие виды переплетения, как «паучка» и решетки.

При плетении кружева требуется  большая аккуратность и осторожность. Коклюшки при работе нужно постоянно  выравнивать и утягивать, но не слишком  сильно, во избежание обрывов ниток.

Но самое главное, это то, что  каждая кружевница должна уметь владеть  коклюшками. Это большое мастерство, которое оттачивалось годами. Не зря в старину говорили «языком плетет, что коклюшками», сплетничать – значит «коклюшничать», болтать вздор- «перебирать коклюшки» , придумать хитрость или обман- «подпустить коклюшку». Эти русские народные поговорки подчеркивали, что коклюшечное кружевоплетение было широко распространенно в народе.   

 

 

 

2.Рыбинский кружок «Звонкие  коклюшки», и его мастерицы.

О существовании кружка по кружевоплетению  в городе Рыбинска, как было указано  вначале, я узнала от ученицы  10 класса нашей школы Свиридовой Елизаветы.

Кружок собирается регулярно в  культурно - досуговом комплексе «Вымпел»(Северный микрорайон города).Мы с научным руководителем посетили его.  Нас приветливо встретила организатор и бессменный руководитель кружка Семенникова Людмила Анатольевна. (Приложение 5) Из беседы с ней мы узнали, что в начале 90х и прошлого века супруги Захаровы организовали в Рыбинске центр народного творчества, который располагался  на  улице Бородулина в доме № 47. При центре было создано много различных кружков декоративного – прикладного характер, так же были привлечены мастерицы и любительницы русского кружевоплетения.

Информация о работе Рыбинские кружевницы