Русское религиозное разномыслие: «отреченные» книги и русские ереси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:41, тест

Краткое описание

Основной вопрос, с которым исследователь обращается к историческому изучению книжной культуры, – это вопрос о тематике и типах книг, общем их количестве и среде их распространения в изучаемый период. Как материальный носитель духовных ценностей книга заключает в себе достижения науки, литературы, искусства своего времени. Древнерусская рукописная книга демонстрирует нам уровень развития, достигнутый древнерусским обществом, позволяет сравнить его достижения с успехами науки и литературы в европейском регионе в это же время. По тому, книги какой тематики были распространены в то время, мы можем судить об интересах людей той эпохи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
1. «Отречённые» книги................................................................................ 4
1.1. Апокрифические произведения.......................... ........................ 5
2. Русские ереси........................................................................................... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт дистанционного образования

Направление «Управление  персоналом»

 

 

 

 

 

Русское религиозное  разномыслие:

«отреченные»  книги и русские ереси

 

 

Реферат

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка  1 курса

Д-11И21 группы _______________ Л.Д. Камалдинова

(Подпись, дата)

 

Преподаватель

доцент, к. филос. н. _______________ В.Н. Скворцова

(Подпись, дата)

 

 

 

Томск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3

1. «Отречённые» книги................................................................................  4

    1. 1.1. Апокрифические произведения.......................... ........................ 5

2. Русские ереси........................................................................................... 8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 18

 

Введение.

Основной вопрос, с которым исследователь  обращается к историческому изучению книжной культуры, – это вопрос о тематике и типах книг, общем  их количестве и среде их распространения  в изучаемый период. Как материальный носитель духовных ценностей книга  заключает в себе достижения науки, литературы, искусства своего времени. Древнерусская рукописная книга  демонстрирует нам уровень развития, достигнутый древнерусским обществом, позволяет сравнить его достижения с успехами науки и литературы в европейском регионе в это  же время. По тому, книги какой тематики были распространены в то время, мы можем судить об интересах людей той эпохи

Мы увидим как, гадательные и астрологические книги были весьма распространены и популярны на Руси, как и в Византии, бывшей их основным источником для православных славян. К сожалению, далеко не все они сохранились до настоящего времени, но мы можем утверждать, что в свое время воздействие их на народное мировоззрение было весьма существенным. Не забудем и про обычное средневековое уважение к писаному слову. Под прямым воздействием отреченной книжности появлялись произведения народной книжности, духовные стихи (часто целиком или в деталях восходящие к апокрифам), иконы, выполненные в апокрифическом духе, и т.п. Переплетаясь с народными легендами и поверьями, отреченная книжность пережила Древнюю Русь; списки апокрифических произведений бытовали в народе еще в начале XX в. Изучение отреченных книг немало добавляет к постижению особенностей русской народной духовной культуры.

 

  1. "Отреченные" книги

В старину "Отреченными" книгами называли, признанные церковью ложными, вредными и изымавшиеся из церковного употребления. Их еще называют апокрифическими, апокрифами (греч. "сокровенный"), но это слово имеет более узкое значение: апокрифические книги создавались на те же темы, что и канонические (вошедшие в Писание), но отличались сюжетом, трактовками, деталями, подробностями. Отличить апокриф от канонического текста было зачастую очень трудно, в народном обиходе они бытовали параллельно, дополняя и развивая друг друга. Апокрифическая письменность существовала уже у древних иудеев и ранних христиан. Зачастую "отреченные" книги столь же древние, как и признанная, каноническая литература: просто с течением времени некоторые из древнееврейских и раннехристианских памятников были признаны ложными, а другие вошли в состав канонического текста Библии. С другой стороны, апокрифы могли создаваться и позже, заполняя "пробелы", существующие в Писании, где многое недосказано (например, почти ничего не известно о жизни Адама и Евы после изгнания их из рая, нет известий о жизни Христа до 30 лет и т.д.). Существовали апокрифические книги Ветхого Завета, подписанные именами иудейских пророков, а также немало апокрифических евангелий, сверх четырех канонических (Иакова, Никодима, Фомы и др.). Эсхатологические ожидания породили апокрифические откровения о втором пришествии Христа и явлении перед Страшным Судом Антихриста. Эти тексты были распространены во всем христианском мире, на Западе и Востоке, откуда с христианизацией пришли на Русь. Распространялись они как письменным, так и устным путем - в пересказе. Несли с собой книги возвращавшиеся домой паломники, затем их переписывали. Апокрифические сочинения зачастую имели благочестивый христианский вид, сопровождались нравоучениями, на них стояли имена патриархов, пророков, апостолов, потому неискушенный читатель, очевидно, не сомневался в их истинно церковном характере.

Для борьбы с распространением апокрифов церковь издавала индексы  рекомендованных и запрещенных  книг, являющиеся для нас сейчас иногда единственным свидетельством существования  того или иного текста. На славянский язык они были переведены едва ли не раньше, чем сами апокрифы. Во всяком случае, первый такой индекс находится  в составе "Изборника" 1073 г., переписанного в Киеве для князя Святослава Ярославича Черниговского. В нем приводится список книг разрешенных, почти совпадающий с принятым в настоящее время объемом Библии (хотя книги иногда идут в иной последовательности, недостает двух ветхозаветных книг и Откровения Иоанна Богослова), а затем перечень запрещенных книг: "Адам, Енох, Ламех, патриархи, молитва Иосифова, завет Мусин (Моисея), Исход Мусин, Псалмы Соломона, Ильино откровение, Иосино видение, Софрония откровение, Захарьино явление, Иакова повесть, Петрово откровение, учения апостольские Варнавы, Посылание, деяния Паула, Наумове откровение, учение Климентово, Игнатове учение, Поликарпове учение, Евангелие от Варнавы, Евангелия от Матвея" (последнее неясно - каноническое Евангелие от Матфея уже упоминалось в списке "разрешенном"). В этом перечне мы видим только церковные апокрифы: в XI в. в индексы еще не включали сочинений, не имеющих церковного (богослужебного или богословского) характера. Добавим, что среди. 33 рукописей, дошедших до наших дней из XI в. (все - второй его половины), присутствует апокрифическое житие Феклы.

1.1 Апокрифические произведения

 

Апокрифические произведения традиционно делят на ветхо- и  новозаветные; выделяются апокрифы о  рае, сотворении мира и человека, апокрифические жития, эсхатологические и другие "ложные" книги.

Новозаветные апокрифы - кроме неканонических евангелий - передавали легенды, связанные с пребыванием  на земле Сына Божьего. Например, "Сказание Афродитиана о чуде в Персидской земле" рассказывает, как идолы  в персидском языческом святилище  предвестили рождество Иисуса Христа, что подтвердили посланные царем  на поклонение волхвы, поставившие  потом образ Богородицы и Иисуса в своем святилище. Известный  апокриф "Хождение Богородицы по мукам", изображающий мучения грешников  в аду, сообщал подробности народных представлений о загробных муках. В нем, кстати, встречается языческий  мотив огненной реки в потустороннем  мире. Сжалившаяся над грешниками Богородица просит провожающего ее по аду архангела Михаила о том, чтобы ей было позволено тоже находиться в аду и мучиться с христианами, поскольку они называются чадами ее сына. Архангел ответил, что ей должно находиться в раю. Тогда Богородица обращается с мольбой к престолу Божию, и после долгих молений  ее и всех святых и ангелов Спаситель  облегчает муки грешников: им дается покой от Великого четверга до Пятидесятницы.

К кругу вопросоответных  апокрифов, восходящих к древнейшим мифологическим текстам, сохраненным  народной памятью (ср. "Стих о Голубиной  книге"), принадлежит и "Беседа трех святителей": Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Такие тексты, ложно приписанные  ветхозаветным пророкам, апостолам  или отцам церкви, называются псевдоэпиграфами. Вопросы и ответы беседующих святителей носили космогонический характер, ключевая проблема, интересовавшая народную традицию, - кто (что) от чего происходит, сотворен(о): от скольких и каких частей сотворен Адам, от чего сотворены ангелы и  т.п.; а также чего на свете сколько (великих островов - 72, столько же и языков, а костей в человеке и суставов - по 295). Некоторые вопросы  напоминают народные загадки, служившие, как мы помним, эффективным способом усвоения традиционной модели мира.

Среди новозаветных апокрифов  существовали и эсхатологические, например "Слово Мефодия, епископа Патарского о царствии язык последних времен, известном сказании от первого человека до последнего", где изложена подробная  история "последних времен".

Среди отреченных книг (включенных в запрещающие списки-индексы) было немало и не связанных непосредственно  с христианством, т.е. не являющихся апокрифами. Перечислим некоторые из них.

Мартолой, или, согласно объяснению индекса, "астролог", "астрономия": собрание примет, основанных на астрологических  данных и касающихся рождения человека, его болезней и т.д.

Чаровник - книга, содержавшая, согласно индексу, в своих 12 главах "лица" звериные и птичьи; в  ней шла речь об обращении человека зверем или птицей.

Громник и молнияник - сборники примет по грому на разные числа  месяца, касающиеся худобы новорожденного, обилия плодов и т.д.

Колядник - также небольшой  сборник примет, касающихся урожая и погоды в зависимости от того, на какой день недели пришлось Рождество.

Метание - гадание по книге, в частности - Псалтыри, или особым книжкам, где подобраны цитаты, приписываемые  различным святым.

Сносудец, сонник - не требует  объяснения. Все перечисленные выше книги являются южнославянскими  переводами с греческого, занесенными  на Русь в XIV - XV вв. Сносудец тоже принадлежит  к их числу, а вот сонник переведен  с польского и представляет собой  пример западного влияния.

Волховник - вероятно, еще  один сборник примет. В него входил трепетник, содержащий гадания по нервным  подергиваниям ("трепетанию") различных  частей тела. А.Н. Пыпин, исследовав его  текст, пришел к выводу, что он восходит к среднегреческой рукописи, приписываемой  мифическому мудрецу Гермесу  Трисмегисту,

Лунник - гадательная книга  о погоде, судьбе человека, его жизни  и здоровье в связи с днями  месяца и фазами луны, о добрых и  злых днях, средствах лечения в  связи с приметами (тексты до XV в., греческого происхождения).

Звездочетцы - содержали  приметы по знакам Зодиака - памятник западного происхождения.

Рафли - вероятно, книга гаданий  астрологического характера западного  происхождения.

Альманах - также западный астрологический календарь и  сборник.

  1. Русские ереси

 

Отреченная книжность  сыграла, возможно, определенную роль в  формировании идейных оснований  немногочисленных, в общем, русских  ересей. Ересь (от греч. airesis - особое вероучение) - религиозное течение, отклоняющиеся  от вероучения данной церкви и являющиеся в период господства религиозной  идеологии специфичной формой социального  протеста. Происхождение названия ереси  точно не выяснено. Вероятно, от глагола "стричь"– потому, что основатель ереси Карп стриг новообращенных, или потому, что еретики сами себя поставляли, "постригали" в священники (постричь, впрочем, можно только в  монахи; но для причетников - членов причта, т.е. церковнослужителей и певчих, в том числе и дьяконов, которые  были основателями ереси, - характерна особая стрижка, потому высказывалось мнение, что термин служил для обозначения причетника или же мирского человека, присвоившего себе роль "священника", "самопоставившегося" и начавшего проповедовать). О. Иоанн Кологривов предположил, что "стригольник" должно означать "стриженый", "человек, посвященный через обряд "стрижения"", который он отождествил с обрезанием в подтверждение мнения о близости стригольничества к богомильству (у богомилов был принят обряд обрезания). Предположение это, впрочем, едва ли можно доказать.

В допетровской России мы встречаем  еретические выступления первого  толка, особо существенным моментом, которых была критика церковных порядков и иерархии.

В период до монголо-татарского нашествия находим только отдельные  свидетельства о каком-то религиозном  разномыслии.

О втором еретике, явившемся  в 1123 г., мы знаем еще меньше. Летопись говорит: "Того же лета просвященный Никита митрополит Киевский и всея Руси в своем граде в Синелице затвори в темнице злато еретика  Дмитра". Непонятно, был ли он вообще еретиком или вольнодумцем, - слово "еретик" могло означать и просто преступника. Подозрения вызывает и  явное сходство отрывка с сообщением про Адриана. Больше никаких сведений о ересях в домонгольской Руси.

Современной стригольникам (последняя треть XIV в.) была ересь  в Ростове. Житие Иакова Ростовского (в Ростове был в 1386 - 1389 гг.) говорит: "При сем святителе был в  Ростове еретик Маркиан, армяновер, который учил иконам святым не поклоняться, называя их идолами, и разсеевал  много других зловредных мыслей, так  что поколебал князя, бояр и народ, бяже бо зело хитр в словесах и в  писании книжном коварен". Свт. Иаков, соболезнуя о погибели душ, плененных учением Маркиана, умолил князя бояр произвесть с этим еретиком прение в собрании духовных и светских лиц. В результате этого публичного диспута, как сказано в службе св. Иакову, "мерзкий низложен бысть твоими священными словесы Маркиан и изгнан бысть ради всякого безместия, отрыгаяй скверны смрадныя, Иакове преславный. Иже по образу соблюл невредимо, преподобие отче, о Христове образе противустал еси мужески, не убоявся гноеименитаго прещения, но духовней мечем того убил еси". (Заметим, что в заслугу святому ставится "безместие", т.е. исполнение евангельских заветов непротивления злу силой, неосуждения: несмотря на расправы с еретиками, в церкви всегда жила и противоположная, "нестяжательская", "заволжская" тенденция, о которой мы говорили выше.) Маркиан предстает здесь иконоборцем, наподобие сторонников одноименного учения, бывшего в VIII - первой половине IX в. даже государственным в Византии. "Армяноверие", очевидно, означает, что Маркиан выступал сторонником так называемого монофиситского учения о единой природе Христа, поглощении человеческого в Нем божественным, осужденного как ересь, но воспринятого некоторыми церквами, в том числе армянской. Едва ли он действительно придерживался армянской веры - просто его учение было как бы подведено под уже известный образец. Больше никаких известий о судьбе Маркиана нет.

Первой массовой ересью, о которой до нас дошли известия, является ересь так называемых стригольников. Ряд данных позволяет отнести  ее возникновение к середине XIV в., в качестве места называют, по свидетельству  Иосифа Волоцкого, Псков, а также  Новгород. Первый давно находился  в религиозной оппозиции Новгороду, пытаясь получить собственного духовного  владыку вместо подчинения новгородскому  архиепископу. Второй был известен стихийными выступлениями против церковной  иерархии. Сообщается, что ересь возникла во Пскове и затем была занесена в Новгород учителем еретиков дьяконом Карпом. Вот как это описывается:

Информация о работе Русское религиозное разномыслие: «отреченные» книги и русские ереси