Русский Символизм 19-20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности. Это - совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его членов.

Содержание

Введение
Начало « Серебряного века».
Русский символизм на рубеже XIX и XX вв.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология (реферат).docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

1912 год стал началом нового революционного  подъема в общественно-политической  жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.- это группа «старших» символистов, которые  явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа «младших» символистов - А. Белый, С. Соловьев, В. Иванов, А. Блок и др.

В основе платформы «младших» символистов  лежит идеалистическая философия  В. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. В. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства - «...создание вселенского  духовного организма», что художественное произведение это - изображение предмета и явления «в свете будущего мира», с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению  А. Белого, «соединение вершин символизма как искусства с мистикой».

Признание, что существуют «миры иные», что  искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены  в работе Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной  русской литературы». Это - «...мистическое  содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Исходя  из идеалистической посылки о  первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность - это создание художника:

Моя мечта - и все пространства,

И все чреды,

Весь  мир - одно мое убранство,

Мои следы

(Ф.  Сологуб)

«Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой», - призывает Бальмонт. Призвание  поэта - связать мир реальный с  миром запредельным.

Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении В. Иванова «Средь гор глухих»:

И думал я: «О гений! Как сей рог,

Петь  песнь земли ты должен, чтоб в  сердцах

Будить  иную песнь. Блажен, кто слышит».

.А  из-за гор звучал ответный глас:

«Природа - символ, как сей рог. Она

Звучит  для отзвука. И отзвук - бог.

Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук».

Поэзия  символистов - это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Символ - это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символисты  стремятся к созданию сложной, ассоциативной  метафоры, абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у  В. Брюсова, «И светлых глаз темна  мятежность» у В. Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и  у него же: «День - жемчуг матовый - слеза - течет с восхода до заката». Весьма точно эта техника раскрыта в  стихотворении 3. Гиппиус «Швея».

На  всех явлениях лежит печать.

Одно  с другим как будто слито.

Приняв  одно - стараюсь угадать

За  ним другое, - то, что скрыто.

Очень большое значение в поэзии символистов  приобрела звуковая выразительность  стиха, например, у Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из  тонко-звонкого стекла

Ты  к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила,

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла.

Белей, лилей, алее дала

Бела  была ты и ала...

Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление  в творчестве символистов.

С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им «грядущего хама». Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.

После революционных событий 1905 года в  рядах символистов еще более  усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к кризису.

К десятым годам ХХ века символизм  нуждался в обновлении. «В недрах самого символизма,- писал В. Брюсов в статье «Смысл современной поэзии»,- возникали  новые течения, пытавшиеся влить  новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным».

Нельзя, однако, не отметить, что русские  символисты внесли существенный вклад  в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое место  в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного  осмысления мира. Им принадлежат серьезные  открытия в области поэтики, ритмической  реорганизации стиха, усиления в  нем музыкального начала.

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском  искусстве. Происходившая в 1910 г. в  среде художественной интеллигенции  полемика вокруг символизма выявила  его кризис. Как выразился в  одной из своих статей Н. С. Гумилев, «символизм закончил свой круг развития и теперь падает».

 

Заключение:

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Изучая  эту тему, я поняла насколько важно  её изучение. С полной уверенностью, я могу сказать, что конец XIX - начало ХХ вв. ознаменовался бурным расцветом  русской культуры. Недаром это  время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие  на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.

Да, все  новшества и открытия дались России тяжело. Многие великие люди так  и не были услышаны, но мы не можем  умалять достоинства Серебряного  века, не можем не говорить о его  величии. Мне кажется, что на пороге ХХI века мы должны больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её, и тогда нам будет легче создавать свою, новую культуру.


Информация о работе Русский Символизм 19-20 веков