Русская национальная идентичность в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:29, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения национального самосознания и национальной идентичности. На протяжении последних десятилетий во всем мире все больше возрастает интерес к концепциям идентификации и идентичности. Идентичность становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни[1]. В данном случае речь пойдет о русской национальной идентичности.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ НАЦ.ЭДЕНТИЧНОСТИ.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

На индивидуальном уровне самосознания  молодые авторы сочинений идентифицируют себя в основном по языку («русский язык — самая большая ценность русского народа. Быть русским сегодня значит иметь главное — русский язык» Арина А., г. Красноярск). Но тут же отмечают серьезные проблемы в области сохранения чистоты русского языка:

 

«Променяв язык столь ценный,

Низким, тесным стал обмен.

  Слов запас таким стал бедным,

                               Лучше был бы глух и нем» (Андрей М., Литва).

 

Далее следует общность исторической судьбы («Россия жива своими воспоминаниями, своим величественным прошлым. Только зная весь путь, пройденный родным народом, все испытания, ошибки, победы, можно построить будущее русской нации…» Елена О., Республика Коми).

Православие, вера в Бога признаются важными более чем для половины ребят («Вера в Бога дает силы» Максим Г., г. Самара; «Если человек живет вне религии, то его жизнь просто неполноценна…» Руслан К., г. Черкесск; «Вера в Бога, в торжество высшей нравственности придает мужество жить» Оксана З., Республика Калмыкия, г. Элиста).

Один из центров национальной идентичности в молодом поколении составляет русская культура. Ее понимание представлено в таких типичных высказываниях: «Только духовное может сейчас спасти русского человека. Постигая в комплексе  литературу, историю, искусство, дорожа исконно русской культурой, можно считать себя в полной мере русским человеком сегодня» Оксана З., Республика Калмыкия; «Каждый из нас родился в России и с молоком матери впитал в себя традиции и обычаи ее народов» Гузель К., Республика Татарстан; «Русский человек испытывает уважение к ремеслам, бересте, валенкам, расписным изделиям» Ирина О., Вологодская область; и т. п. В сочинениях отразилась преклонение пред великими людьми, прославившими свою страну, —  писателями, поэтами, скульпторами.

Сильны мотивы любви к природе. Быть русским сегодня значит любить свою землю, «ее богатства, недра, природные  ресурсы, бережно относится к  природе», «не превращать Россию в  полигон для западных отходов» (Тарас  Л., Республика Татарстан).

Национальный характер русских: трактовка молодежи. С системой стереотипов связан такой феномен этничности, как национальный характер — совокупность специфических психологических черт, которые проявляются в способе поведения, образе мыслей, складе ума. Каким же видится участникам конкурса национальный характер «идеального русского человека»? За образец мы взяли классификацию, сделанную З. И. Сикевич[20].

Положительные черты русского человека, какими они выявлены в сочинениях путем контент-анализа, составляют следующие группы  (качества расположены по мере убывания количества ответов).

Общий стиль поведения: доброта, простодушие, прямота (бесхитростность).  

Общий стиль деятельности: трудолюбие, выносливость, работоспособность, изобретательность.

Отношение к людям: отзывчивость (милосердие, великодушие, внимание к людям, сочувствие, сострадание); взаимопомощь, взаимовыручка; гостеприимство; бескорыстие; добродушие; душевность, сердечность.

Отношение к себе: гордость, уверенность  в себе, достоинство, честь, совестливость, честолюбие.

Качества воли: уравновешенность, выдержка, сдержанность, сила воли; отвага, смелость, храбрость, мужество; терпение; стойкость, упорство, твердость.

Качества ума: талантливость; ум; смекалка, любознательность.

Эмоциональные качества: чувствительность (мечтательность); чувство юмора; печальность.

Социальные характеристики: патриотизм; интернационализм; коллективизм; преданность  высоким нравственным идеалам; национальная гордость.

Интегральные характеристики: широта души, гуманность, вера в сильную личность, непредсказуемость.

Портрет русского человека получается почти целиком положительным, так  как отрицательные черты представлены очень слабо. На первом месте нерешительность, мягкотелость, покорность. Затем следует  пьянство. Равнодушие (безразличие) удивительным образом контрастирует с самым популярным положительным качеством русского человека — отзывчивостью!  Среди остальных качеств: безделье (лень), расточительность, самобичевание, неприхотливость, разухабистость, развязность, хамство; медлительность; эгоизм, глупость, алчность, прижимистость.

Считают себя патриотами около 90% молодежи — авторов сочинений. Но что для  них значит быть патриотом? Для большинства  — «любить свою страну», «работать  на благо своей страны», «ради  ее процветания». Реже в это понятие вкладывают смысл «защищать свою страну от нападок и обвинений». Но практически в каждом сочинении быть патриотом — значит стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону: «современная жизнь хороша и может быть еще лучше, но только за это надо бороться, а не впадать в отчаяние и цинизм… нужно работать и работать…» Светлана П., Чувашская Республика; «…русский человек не должен сидеть сложа руки и ждать, пока кто-то, ему поможет улучшить его жизнь…» Илона З., г. Анапа. Именно на свое поколение, на себя они возлагают надежды на возрождение России: «надо помнить, что мы будущее России…» Евгения М., Калужская обл., г. Людиново; «только грамотная, профессиональная молодежь, талантливая, высоконравственная, спасет Россию» Вера Я., Республика Башкортостан, г. Бирск; «потенциальные возможности у молодежи велики, и она должна справится со всеми задачами, возложенными на нее. Ярлыки, которые вешают на молодежь взрослые, устарели... В нас много хорошего!» Анна П., Республика Татарстан, г. Казань.

Что касается межнациональных отношений, то русские люди сегодня это «не  только чистокровные русские, но и люди разных национальностей… среди которых  украинцы и евреи, татары и представители  других национальностей, которые знают  русскую культуру, русский язык…» Оксана З., г. Элиста; «русский — это не национальность, это призвание. И грузин, и татарин, и казах, и армянин, проживающие в России и любящие эту землю, могут и будут всегда в душе считать себя русским людьми…» Лаура А., Кемеровская область. Практически большинство авторов сочинений считают, что Россия — многонациональная страна и нужно быть терпимым по отношению к другим народам.

Обратной стороной патриотизма  является «мнимый патриотизм — очерняющий прошлое и настоящее своего народа… это национализм, ксенофобия» Оксана А., Новосибирская область;  «нельзя допускать пропаганды радикальных идей, которые возвышают одну нацию над другой…» Анна П., Республика Татарстан. Но есть работы, авторы которых считают, что «родившимся русскими не просто опасно ходить по Земле…предков, а смертельно опасно, ибо русскость стала нынче приговором, вынесенным силами Зла… Об этом пишут газеты, журналы, об этом вещает радио….которые настойчиво вдалбливают в головы молодых: русским конец!» Ирина С., Московская область. О роли СМИ и влиянии Запада много написано в сочинениях: «Следует поменьше равняться на Запад, на его ценности, где главное деньги» Тарас Л., с. Шуган; «…вместе с хорошими образцами мы перенимаем у Запада плохое», «Телевидение — сплошное насилие, наркотики, оружие. Дети учат рекламные слоганы» Анна П., Республика Татарстан, г. Казань; «агрессивное  наступление голубого экрана» Вера Я., г. Бирск. Но тут же замечают: «сложным вопросом является: формируем ли мы содержание статей, репортажей СМИ, или наоборот, они нам что-то навязывают, заставляя изменить себя… СМИ в первую очередь ориентируются на наши национальные особенности, вместе с тем они настойчиво обращают внимание русских на европейские мерки и стандарты» Дарья С., Республика Адыгея, г. Майкоп. Как видно из сочинений СМИ, Запад играют большую роль в формировании национальной идентичности молодых русских. Но ребята не дают данному явлению ни одной положительной оценки.

Молодежь России, как свидетельствует  анализ сочинений, присланных на конкурс, не потеряла оптимизм, веру в будущее. Она любит свою Родину Россию и верит, что Россия «станет цивилизованной, культурной державой, опирающейся на высокообразованных своих граждан, и мир узнает своих новых Достоевских, Толстых, Ломоносовых и Менделеевых. Настоящий русский и сегодня, и навечно…тот, кто болеет болью своей Родины и здоров ее процветанием. Без разницы, какой бы он ни был национальности, потому что Россия — наш общий дом» (Эльвира А., Пермская область).

Издание части сочинений, присланных на конкурс «Что значит быть русским сегодня?»[21], имело резонанс в политических, общественных, научных кругах. Издание благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И. М. Ильинский, один из организаторов конкурса и редактор этого издания, в своей вводной статье подчеркивает: «При всех различиях во взглядах, которые по Русскому вопросу существуют в нашем обществе и отразились в материалах конкурса, очень важно не потерять друг друга. Терпимость, культура диалога, умение слушать и слышать друг друга, не быть упертыми крайне важны. Если нам хватит на это ума и воли, то, в общем, мы можем кое-что сделать для самосохранения русского народа и, стало быть, для наших детей и внуков»[22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] См.: Бауман З. Индивидуализированное  общество. М., 2002.

 

[2] См.: Гумилев Л. Н. Этносфера:  история людей и история природы.  М., 2002. С. 225.

 

[3] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез  и биосфера Земли. Л., 1989.

 

[4] См.: Гумилев Л. Н. От Руси  к России. М., 1992.

 

[5] См.: Арутюнян Ю. В., Дробижева  Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1999.

 

[6] См.: Бромлей Ю. В. Очерки  теории этноса. М., 1983.

 

[7] См.: Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. №4. С. 14.

 

[8] См.: Тишков В. А. О феномене  этничности: Доклад, прочитанный на общем собрании Института этнологии и антропологии РАН. М., 1997.

 

[9] См.: Тишков В. А. О феномене  этничности // Этнографическое обозрение. 1997. №3. С. 3–21.

 

[10] См.: Здравомыслов А. Г. Межнациональные  конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. С. 15.

 

[11] См.: Сикевич З. В. Национальное  самосознание русских. М., 1996.

 

[12] См.: Мнацаканян М. О. Нации  и национализм. М., 2004.

 

[13] См.: Бромлей Ю. В. Указ. соч.  С. 176.

 

[14] См.: Русские: этносоциологические  очерки / Под ред. Ю. В. Арутюняна. М., 1992. С. 370.

 

[15] См.: Хотинец В. Ю. Этническое  самосознание. СПб., 2000.

 

[16] См.: Бромлей Ю. В. Указ. соч.

 

[17] См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996. С. 28.

 

[18] См.: Сикевич З. В. Указ. соч. С. 96.

 

[19] См.: Дробижева Л. М. Российская  и этническая идентичность: противостояние  или совместимость // Россия реформирующаяся.  М., 2002. С. 213–244.

 

[20] См.: Сикевич З. В. Указ. соч.  С.  108–109.

 

[21] См.: Что значит быть русским  сегодня? Сочинения старшеклассников – участников конкурса, проведенного в марте–июле 2003 г. / Под ред. И. М. Ильинского. М., 2005.

 

[22] Ильинский И. М. Юность русского  народа // Там же. С.12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это был первый вариант или то что ниже,это второй вариант, какой лучше?

 

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ И РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Некоторые аспекты концепта идентичности

 

Данная статья не претендует на сколько-нибудь исчерпывающий анализ понятия идентичности, ее цель состоит прежде всего в  том, чтобы обосновать актуальность и значимость проблемы поиска новой национально-цивилизационной идентичности в современном российском обществе. Тем не менее, прежде чем приступить к этой главной задаче, необходимо, хотя бы в самой краткой форме, остановиться на наиболее важных аспектах концепта идентичности как такового. Сделать это необходимо в том числе и потому, что в научном и практически-политическом дискурсе в понятие идентичности часто вкладывается самое различное содержание либо же оно используется как “само собой разумеющееся”. И в том, и в другом случае часто остается не вполне ясным, какие именно аспекты, измерения и составляющие идентичности конкретно имеет в виду тот или иной автор. Поэтому необходимо сказать несколько слов о некоторых, наиболее важных аспектах понятия идентичности.

Если говорить в самом общем  виде, то с позиций социологии и  социальной психологии, формирование идентичности предполагает такую степень  субъективной интериоризации традиций, обычаев и норм, когда действующий  индивид в некотором отношении  не отделяет себя от той или иной социальной группы или общности, воспринимая что-либо происходящее как имеющее отношение не только к нему лично, но прежде всего к определенной социальной группе или общности, к определенному “мы”. Соответственно, основные усилия социологов направлены на то, чтобы установить и описать структуру ценностных представлений и установок, образующих это “мы”, определить интенсивность подобных связей между индивидом и группой, ситуации возникновения или распада “мы”, формы и механизмы институционализации и воспроизводства “мы” и т.п.

Современное понимание идентичности как особого социально-культурного  феномена связано в первую очередь  с работами Э.Эриксона и М.Кастельса . Эриксон выделил по крайней мере три основные аспекта рассмотрения концепта идентичности: 1) чувство идентичности; 2) процесс формирования идентичности и 3) идентичность как конфигурация, результат этого процесса. При этом, согласно Эриксону, речь должна идти как о личностной, так и о коллективной идентичности (но также имеющей индивидуальный характер - социальное “Я”).

Информация о работе Русская национальная идентичность в молодежной среде