Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из летописаний, где рассказывается, главным образом, о войнах и походах, общественной и культурной жизнях; и писали летописи сами казаки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. .. 3
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………... 5
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания……………….......................................................................... 7
Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9
Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10
Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14
Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского народа....16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………… 20

Вложенные файлы: 1 файл

titul.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

               МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                      

 

                       

 

 

 

Реферат на тему:

Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                                                                                                              Работу подготовила :

                                                                                                          студентка 2 курса 
                                                                                                      группы  ИС-11

                                                                                                      Хасьянова А.Д

                                                                                               Проверила:

                                                                                                        Доцент кафедры

                                                                                                               соц.-гум. дисциплин

                                                                                                   Узунова Л.  

 

 Симферополь 2013 
 
 
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. .. 3 
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………... 5

Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания……………….......................................................................... 7

Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9

Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10

Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14

Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского народа....16 
Заключение…………………………………………………………………….19 
Список литературы…………………………………………………………… 20

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

Введение

 
Актуальность темы.

Усиление  феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать  из барских имений в степи южной  Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники  конца XV—начала XVI в.

Обживая земли на Нижнем Поднепровье, казаки занимались там земледелием, скотоводством, ремеслами и промыслами, "торговали  продуктами своего труда, основывали хутора и села. Между казаками с самого начала их существования не было равенства. Они делились на бедноту (сероту, голоту) и богачей (старшин, зажиточных людей), которые переселялись на новые земли, закладывали хозяйства, эксплуатировали  бедноту.  
     
       Однако на казачьей земле не существовало обременительного феодального угнетения и крепостного права. Это привлекало к казакам все новые и новые массы беглецов из угнетенных крестьян и мещан. Значительная часть казачества сосредоточилась в южных степях за порогами Днепра.  
           
Эта большая территория Украины получила название Запорожье. Днепром и его многими притоками казаки пользовались для связи с Киевом и всей Украиной.На юг Украины прибывали переселенцы из России, Белоруссии, Польши, Литвы и Молдавии. Это способствовало хозяйственному освоению южных украинских земель и защите их от вражеских вторжений. Казачьи вооруженные силы формировались из беглецов. Их жизнь была нелёгкой, полной тревог и опасностей. По свидетельству современника, казаки были «хорошо закалены, легко переносили зной и холод, жажду и голод, неутомимы в битвах, отважны, смелы, или, скорее, отчаянны, собственной жизнью не дорожили». Они умело оборонялись от врагов, искусно стреляли из ружей и пушек, на челнах-чайках воевали на море.

   Практическое значение реферата, является оценивание роста культурной значимости на територии Украины в период Запорожской Сечи.

Задачи реферата: 
1.Расскрыть понятие появления культурного феномена Запорожская Сечь; 
2. Его влияние на культуру украинского народа; 
3. Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа ; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Казачество как культурный феномен

 

Нижнее  течение Днепра между его притоками  Самарой и Конкой издавна пересекали каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский, Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий, Вовнижский, Будило и другие. Дальше на юг в могучий Днепр впадали  многие речки, в долинах и устьях которых раскинулись богатые  луга и плавни. На Днепре образовалось много больших и малых островов. На них казаки и сооружали, небольшие  укрепления — городки или сечи (из рубленных деревянных бревен). Такие  же укрепления они строили и вдоль  притоков Днепра — в местах, где  занимались промыслами (охотой, рыболовством), земледелием и скотоводством. Но разрозненные городки-сечи не могли  сдержать вражеские нашествия —  натиск литовских и польских феодалов с севера, турецких и татарских  с юга.

Где-то в 30-40-х годах XVI в. казаки объединили свои силы и создали могущественную по тому времени крепость — Запорожскую  Сечь, которая сперва стояла на днепровском  острове Томаковка, а потом —  на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи нынешнего села Капулевка Днепропетровской области. Австрийский посол Эрих Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал: «Прибыли на остров, называемый Базавлук, лежащий вблизи одного из днепровских  рукавов — Чертомлыка... Тут была тогда казачья Сечь». О доблести запорожских казаков уже тогда  знали далеко за пределами Украины. Потому и не удивительно, что в  Сечь прибыл посол от императора Австрии, чтобы попросить казаков выступить  против султанской Турции.

Запорожская Сечь имела своеобразную военно-административную организацию, которая корнями своими уходила к вековым традициям  Киевской Руси. Вокруг Сечи казаки выкапывали глубокие рвы и насыпали земляные валы. На этих довольно высоких сооружениях  устанавливались пушки, строились  оборонительные башни с бойницами. Там постоянно дежурили вооруженные  казаки. В центре крепости находилась просторная площадь, где проходили военные советы и решались все вопросы казачьей жизни. Площадь окружали казачьи жилища — курени, построенные из лозы или деревянных бревен и крытые камышом, канцелярия, пушечные мастерские, церковь, дома старшины. Казацкое войско (Кош, или сечевое товарищество), насчитывавшее несколько тысяч вооруженных воинов, делилось на войсковые единицы — курени, возглавляемые выборными атаманами. На общих военных советах (радах) казаки избирали старшину — кошевого атамана, писаря (ведал канцелярией), есаулов (следили за порядком), обозного (командовал артиллерией), судью. Кошевому атаману вручалась булава как знак наивысшей власти в Запорожской Сечи. Старшине вручались клейноды (знаки): бунчук (медный либо золоченный шар на деревянном держаке, к шару прикреплялся пучок волос из конского хвоста), хоругви (разноцветные флаги с изображениями святых, крестов, оружия и т. п.), печать для заверения документов.

В руках  казачьей старшины, избранной из зажиточных казаков, сосредоточивались богатства  и власть. Старшина эксплуатировала  бедноту (серому) и вершила все  дела на Запорожье. В основном Запорожская  Сечь состояла из украинцев, но в товарищество без ограничений принимались  русские, белорусы, поляки, литовцы, молдаване, армяне, татары и представители других национальностей. Женщин в Запорожскую  Сечь не допускали.

На запорожских  землях старшина основывала свои имения — зимовники, где работали казаки-батраки. Они занимались тут земледелием, присматривали за скотом, трудились  на промыслах.

Все же организация  казачества на Запорожье характеризовалась  определенным демократизмом. Тут признавали право казаков на землю, на участие  в управлении Запорожьем, на выборы старшины и т. п. Хотя в полной мере этими правами пользовалось, конечно  же, зажиточное казачество, но порядки  на Запорожье очень отличались от феодальных.

 
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания.

 

Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота  родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это  стихийное народное образование  и накопленные знания стали основой  и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению  школ грамоты в далекие времена  средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и  научных знаний, духовном прогрессе  на Украине.

Первая  украинская школа возникла в 1550 г. в  местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались  тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли  обеспечить массу людей даже начальной  грамотой.

Значительным  центром школьного образования  и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая  поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались  грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим  Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование  Петр Сагайдачный.

Острожская  школа существовала до 1640 г. и оказала  заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила  определенные условия для появления  братских школ (т. е. школ, открываемых  братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).

С начала XVII в. центр просвещения на Украине  переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария  Копистенский, Тарас Земка, Мелетий  Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской  лавре основал гимназию. В 1632 г. обе  школы объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В  коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения  на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.

Преподаватели тогдашних школ создавали учебные  пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались  учащиеся русских, украинских и белорусских  школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов  называл ее «вратами учености».

В центрах  просвещения — Остроге, Львове, Киеве  развивалась наука, создавались  книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.

Острожская  школа, Киевский коллегиум, братские школы  одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма  и униатства.

 

 

Глава 3. Книгопечатание

На Украину  книги длительное время привозились  из других стран, поскольку собственного книгопечатания не было. В учебнике по истории СССР рассказывалось о  деятельности в Москве первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника  белоруса Петра Мстиславца. Гонимые  в период царствования Ивана Грозного печатники переехали в Литву. Они открыли типографию в городе Заблудове (Белоруссия), а затем Мстиславец занимался печатным делом в Вильно, а Федоров — во Львове.

На средства, пожертвованные мещанами, Иван Федоров  основал первую на Украине типографию во Львове (1573), а в следующем году увидели свет и первые книги —  «Апостол» и «Букварь» для  обучения детей грамоте. Начало книгопечатания — знаменательное событие в культурной жизни на Украине. Но из-за материальных трудностей Иван Федоров вынужден был  продать свою типографию и переехать  в Острог, где на средства магната  Константина Острожского основал  другую типографию и издал «Букварь» (1578), «Острожскую библию» (1581), «Хронологию» белорусского поэта Андрея Римши  и другие книги.

После смерти Ивана Федорова (1583) печатное дело на Украине продолжалось. В Львове его  типографию выкупило братство и продолжало издание книг. Длительное время действовала  и типография в Остроге.

В конце XVI — начале XVII в. в городах Украины  действовали около 40 типографий, в  частности в Львове, Остроге, Киеве, Почаеве, Луцке, Кременце, Чернигове. Известными последователями Ивана Федорова стали печатники Василий Суражский, Демьян Наливайко, Михаил Слёзка, Тимофей  Вербицкий, Памво Беринда, Тарас  Земка и др. Значительным центром  книгопечатания на Украине стал Киев, где в начале

XVII в.  типографию основал (при Печерском  монастыре) Елисей Плетенецкий.  Первой книгой был «Часослов» (1617). Украинские печатники издали  немало книг антикатолического  и антиуниатского направления.[5,с.105-107]

Информация о работе Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры