Роль античной цивилизации в истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВА РАСПЕЧАТАТЬ 1 богачук.docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

Роль  античной цивилизации в истории  культуры.

Античная  культура — уникальное  явление,  давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

Культура  Древнего  Рима,  которая  во  многом  продолжила  античные  традиции  Греции, отличается религиозной  сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм  римлян  нашел  достойное  выражение  в  градостроительстве,  политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому  зародился средневековый Запад.  Варварские  нашествия V века  можно рассматривать  как  события,  ускорившие  преобразование,  придавшее  ему  разбег  и  глубоко изменившее облик этого мира.

Понятие «цивилизация» возникло в XVIII в. в  связи с понятием «культура». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» -  исторически определенному уровню развития общества и человека. Понятие «цивилизация» употребляется для характеристики материального и духовного уровней развития определенных исторических эпох, которые, в свою очередь, можно назвать цивилизациями. 
 
Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» взаимно дополняют друг друга. 

Под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности.

Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти  следующие:

дикость - "период преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс);

варварство - эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности);

цивилизация - эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

В истории  человечества принято различать  следующие основные типы цивилизации:

1) древневосточные  (Древний Египет, Месопотамия, Древний  Китай, Древняя Индия и др.);

2) античная;

3) средневековая; 

4) индустриальная;

5) современные  восточные; 

6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить  преемственные связи, приводящие, в  конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.

Следовательно цивилизация античности один из периодов развития культуры, которое происходило  в границах Древней Греции и Древнего Рима. 

Культура Древней Греции и ее достижения. В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, росписные сосуды. На рубеже III – II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской цивилизации становится остров Крит. Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов - лабиринтов, украшенных настенной росписью – фресками. В жизни минойцев огромную роль играли религия и теократия – особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

Около 1700 г. до н. э. в Арголиде центре власти микенских правителей стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.

Все это нашло свое отражение как  в монументальной архитектуре, так  и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны  и охоты. Символами могущества местных  царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными  стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении  огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что  эти стены воздвигли циклопы  одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч  людей, свободных и рабов, которых  ахейцы захватывали в своих далеких  военных походах. До 1953 г. микенская  цивилизация разговаривала с  нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка  англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма А (XVII XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV XIII вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое население Крита.

К середине XIV в. до н. э.  остров Крит был завоеван греками – ахейцами. Ахейская (микенская) культура переняла у своей предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену шахтным гробницам пришел толос – купольная гробница. Крито-микенская цивилизация прекратила свое существование в XIII в. до н. э., когда начался железный век. 

Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются  Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось  существование женских соответствий: Посейдону богине Посидеи, и Зевсу богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.

Следующий период в истории Древней Греции – Гомеровский период: великий Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном,  вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает  VIII - VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация, в результате которой греческий мир перестал быть в изоляции. Греки начали активно взаимодействовать  с другими цивилизациями. В греческой культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо – у финикийцев, чеканка монет – у лидийцев. В этот период происходит Великое разделение труда, то есть отделение умственного труда от физического, которое стало возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых и эффективных железных орудий. Создавшиеся экономические условия позволили части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

На  зарождение и развитие древнегреческой  науки оказали большое влияние  науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор).

Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей). Возникает первая философская система – натурфилософия. 
На древнегреческое  искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и архитектура.  Элементы этих и других чужих культур были творчески переработаны греками и органично вошли в древнегреческую культуру. В литературе эпохи архаики ведущая роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт); к концу 6 в. до н.э.  как особый жанр оформляется басня (Эзоп). 
В VIII в. до н.э.  появился первый театр, из хора было выделено действующее лицо – актер.

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях. 
Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве  этого периода появляются одиночные  скульптуры двух типов: куроса – обнаженного юноши и коры  - задрапированной женщины. Для этого периода  характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Основным памятником является древнегреческая керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г.  до н.э. возникли Олимпийские игры.

В 449 г. до н.э.  начинается новый период в развитии греческой культуры – классический, сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации. 
В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший софистскую школу); влитературе основными жанрами становятся  трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан). Повсеместно становятся распространенными образовательные учреждения: школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).  

Достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в.  до н.э. отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей.

Среди живописцев того времени следует  отметить Полигната и Аполлодора, открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась. 
Основной памятник того времени – вазовая роспись. 
В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много храмов и сооружений (храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид). 
В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) – в период упадка общественной жизни – в  Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом этого периода был и  Платон, основавший собственную школу – Академию, просуществовавшую почти тысячу лет. Получили развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика – наука об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен).

В архитектуре  начинают преобладать декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель – «Афродита Книдская», Скопас – «Геракл» и «Вакханка», Лисипп – «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм. В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина). В этот период были созданы библиотеки, самые известные из которых – Александрийская и Пергамская. 
Наиболее  яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре – идиллическом, впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию. 
Широкое распространение в эпоху эллинизма получили мимы – краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом  особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью. Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы – Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее  интересными памятниками того времени  являются Фаросский маяк, Башня ветров,  рельефы пергамского алтаря Зевса,  Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

В Древней  Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и  множество других, что свидетельствовало  о высоком развитии их науки и  культуры.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли  в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.

Информация о работе Роль античной цивилизации в истории культуры