Религия как форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:18, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата – показать, какую роль религия играет в культуре, является ли она основой культуры.
Для достижения моих целей необходимо раскрыть следующие задачи:
определить понятие «религия» и ее взаимосвязь с культурой;
определить связь между религией и наукой;
определить связь между религией и моралью;
определить связь между религией и искусством.

Содержание

1 Введение
2 Понятия религии и культуры
3 Религия и наука
3.1 Религия и наука. Общие черты и различия
3.2 Религиозная вера в жизни ученых
4 Религия и мораль
5 Религия и искусство
5.1 Религия и литература
5.2 Религия и музыка
5.3 Религия и архитектура
5.4 Религия и живопись
6 Заключение
7 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

религия как форма культуры 1.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Введение

2 Понятия религии и культуры

3 Религия и наука

3.1 Религия и наука. Общие черты и различия

3.2 Религиозная вера в жизни ученых

4 Религия и мораль

5 Религия и искусство

5.1 Религия и литература

5.2 Религия и музыка

5.3 Религия и архитектура

5.4 Религия и живопись

6 Заключение

7 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Роль религии  в культуре – актуальная тема наших  дней. Ведь религия составляет сущность культуры. Религия на протяжении всей жизни сопровождает человека. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием отношений природы и человека, космоса и общества друг с другом. Чувство религиозности можно назвать врожденным свойством человека. Религиозность природно необходима, как например инстинкт самосохранения и размножения.

Проблема данной темы заключается в том, что мы не знаем, что нас ждет впереди. Каков  же будет мир – религиозным  или безбожным? Если в будущем  нас ожидает полнейшее неверие  в Бога, то возможно, что произойдет кризис человеческой личности, и множество проблем культурологического содержания.

Цель моего  реферата – показать, какую роль религия играет в культуре, является ли она основой культуры.

Для достижения моих целей необходимо раскрыть следующие  задачи:

  1. определить понятие «религия» и ее взаимосвязь с культурой;
  2. определить связь между религией и наукой;
  3. определить связь между религией и моралью;
  4. определить связь между религией и искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятия религии  и культуры

 

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

    • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения;
    • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Немецкий социолог и историк Макс Вебер считал, что основой религии становится поиск смысла многих явлений действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания нравственный выбор и др. По его мнению, всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается сверхъестественный смысл. Одновременно появляется и идея спасения человека от бед и несчастий, идея воздания и создания, которая пронизывает повседневную жизнь людей, придавая ей смысл и значение.

С самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. У человека рождается вера в то, что вся природа – живая. Люди наблюдают за происходящим вокруг, замечал свое различие с другими природными созданиями. Человек задается вопросом, кто же заботится о создании всего вокруг, да и наконец, кто же произвел на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный человек древнейших времен просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависело существование всего окружающего и самого человека.

А что такое культура? Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека. Культура понимается как:

    • «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» (Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: СПбГУ. — С.66);
    • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
    • «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);
    • «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
    • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
    • «вся совокупность внебиологических проявлений человека»  (Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система);
    • «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие ее проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды»(Э.О. Уилсон);
    • Набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении.

Существует  несколько подходов к пониманию  места религии в культуре:

1) Религия –  одна из сфер культуры, имеющая  самостоятельную ценность наряду  с такими ее формами, как  искусство, мораль, философия. Религия – результат человеческого творчества.

2) Духовный первоисток  всякой деятельности человека – отношение к Высшему, поэтому культура порождается религией и предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения – в нравственности, в искусстве, в общественных идеалах, в мировоззрении и теологии и пр. Николай Бердяев считал, что человек может оправдаться перед Богом своим творческим деланием, направленным на духовное преображение, очищение мира. «Люди, - писал Гете, - дотоле бывают продуктивны в поэзии и искусстве, пока они остаются религиозными; а потом они начинают только повторять и подражать».

3) В концепции  русского религиозного философа  Павла Флоренского (1882-1937) свое  отношение к Высшему человек  выражает в форме правильно  осуществляемого культа, следовательно, культ и культура - неразрывны, культ – это «бутон культуры» и всякая автономная творческая деятельность за пределами религии - внетеургична и преступна.

С разной степенью интенсивности религия окрашивает все содержательные элементы духовной жизни общества – обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания. Чрезвычайно древний компонент культуры, религия в то же время наиболее удалена от переменчивого земного и особенно тяготеет к традиционному и вечному. В ней наиболее выражено устойчивое начало культуры. Едва ли не каждому, очевидно, что религия составляет одно из важнейших звеньев культуры, один из ее конструктивных устоев. В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Религия – явление культуры, отразилось в многочисленных произведениях искусств, оказала огромное влияние на архитектуру, живопись, музыку, область морали и многое другое. Рассмотрим некоторое взаимодействие религии с наукой, моралью и искусством.

 

3 Религия и наука

 

3.1 Религия и наука. Общие черты и различия

 

Наука в системе  духовной культуры выполняет познавательную функцию. Анализ взаимоотношений религии и науки должен осуществляться, очевидно, не в плане сопоставления высказываний (истинных или ложных) о мире и человеческом бытии, а как элементов духовной культуры, которые обслуживают различные объективно исторические потребности общества.

В деятельности современного человека объективно включаются, в большей или меньшей степени, научные знания, вытесняющие традиционные, донаучные представления об окружающей среде действительности. К тому же на протяжении всей жизнедеятельности современный человек вынужден, несколько раз менять сферу приложения творческих дарований. В такой ситуации религия выполняет своего рода компенсаторную функцию, за которой закрепляется сохранение традиционных, вековых традиционных, вековечных начал в человеческой деятельности и отношениях. И если ускоренное развитие науки захватывает деятельное начало в освоении человеком законов бытия, то религия обращена в прошлое, сохраняет это прошлое в настоящем.

Наука на определенном этапе исторического развития становится производительной силой, овеществленной в орудиях и продуктах труда. В этом качестве наука выступает элементом знания, навыков и организации человеческого труда и производственного коллектива. Наука пронизывает, таким образом, все сферы человеческой деятельности, общественной жизни на основе достоверного теоретического знания. Религия также претендует на подчинение себе этих сфер, но в более узком плане – идеологическом. Поэтому постоянная конфронтация науки и религии является следствием их намерений на подчинение себе различных форм культуры, в том числе и «жизненного мира» человека. Религия претендует на решение познавательных задач, тогда как наука, опираясь на рационалистический метод, претендует на «практически-духовное» освоение природы и человеческого бытия, что изначально было подвластно искусству, морали, религии. Таким образом, признавая право на существование каждого из видов духовной культуры, необходимо учитывать их познавательное и идеологическое назначение, сферы взаимодействия в современном мире.

 

3.2 Религиозная вера в жизни ученых

 

Традиционная  схема, в которой научное знание вытесняет предшествующее ему религиозное, не объясняет, почему учёные, чей вклад в мировую науку очевиден, продолжали оставаться верующими людьми. Протоиерей Александр Мень приводит длинный перечень этих имён. И. Кеплер, И. Ньютон, Б. Пастернак не видели противоречий между религией и естествознанием. А. Эйнштейн подчёркивал значение веры для учёного. М. Планк, Н. Бор, Э. Шрезингер неоднократно говорили о связи науки и религии. Интуитивист А. Бергсон, томист Ж. Маритен, органицист А. Уайтхед, экзистенциалисты К. Ясперс и Н. Бердяев считали религию высшей духовной ценностью. Политики М. Ганди и М.Л. Кинг также исходили из религиозных принципов. Верующими были Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, В.И. Вернадский, А.Д. Сахаров...

Макс Планк  считал, что “...история всех времён и народов весьма убедительно свидетельствует о том, что из непосредственной, незамутнённой веры, которую религия внушает своим последователям, живущим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и значительные творческие достижения, причём в области социальной не меньше, чем в области искусства и науки”.

 

 

4 Религия и  мораль

 

Мораль представляет собой систему правил, понятий  и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу. На уровне норм морали осуществляется регулятивная (нормативная) функция культуры.

Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы  культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях. Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.

В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами. Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец.

В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие — злобы. В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами. Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.

Буддийский «путь спасения»  заключается не столько в культовой  деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).

Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Вместе с тем Бог ислама — воплощение добра. Все суры Корана(кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.

Информация о работе Религия как форма культуры