Религия и нравственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы взаимодействия религии и нравственности.
В соответствии с данной целью необходимо выделить следующие задачи:
- рассмотрение сущности понятий «религия» и «нравственность» и проблемы их взаимодействия с различных точек зрения;
- изучение основы нравственного воспитания и возможности отделимости религии от нравственности в советском обществе;

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1. Понятие религии и нравственности и проблема их взаимодействия........................................................................................................5
2. Проблема отделимости нравственности от религии при социалистическом устройстве общества и нравственное воспитание.............10
3. Современное общество и нравственность............................................15
Заключение..................................................................................................19
Список литературы.....................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

религия и нравственность контр. работа.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Содержание работы

 

Введение.........................................................................................................3

 

1. Понятие религии и нравственности  и проблема их взаимодействия........................................................................................................5

2. Проблема отделимости  нравственности от религии при  социалистическом устройстве общества  и нравственное воспитание.............10

3. Современное  общество и нравственность............................................15

 

Заключение..................................................................................................19

Список литературы.....................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху  верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек  понял, что его окружает упорядоченное  мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог.

Мы живём в  начале третьего тысячелетия, и все  шесть миллиардов живущих на земле  верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет. Поэтому  религия является одной из важнейших  вещей в жизни человека, его  жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).

На практике религия всегда была основой личной морали, семейной и общественной этики

Наверное, главной  целью любой религии является нравственное совершенствование каждого человека и общества в целом (хотя различные религии могут по-разному представлять себе этот путь духовного роста).

В настоящее время  проблема нравственности и религии  является одной из наиболее актуальных в современном обществе, большей  частью определяющей его дальнейшее развитие.

Кризисные и переломный моменты в развитии нашей страны последние 18-20 лет, явный падение  нравственности в обществе, еще более  остро определяют важное значение этого  явления.

Существую множество  различных взглядов, точек зрений на проблему религии и нравственности. И, если с религиозной позиции все очевидно, то другие мнения характеризуются различными трактовками.

Основу развития личности, прежде всего, составляет нравственное воспитание. Конечно нравственное учение или знание нравственных правил само собою не порождает нравственности. Можно хорошо знать нравственное учение, а согласно ему не поступать. Однако, на каких принципах будет основано нравственное воспитание, так и будет складываться отношение человека ко всему окружающему миру.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы взаимодействия религии и нравственности.

В соответствии с данной целью необходимо выделить следующие задачи:

- рассмотрение  сущности понятий «религия» и  «нравственность» и проблемы их взаимодействия с различных точек зрения;

- изучение основы  нравственного воспитания и возможности  отделимости религии от нравственности  в советском обществе;

- анализ современного  состояния общества с позиции  взаимоотношения нравственности и религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие религии и нравственности и проблема их взаимодействия

 

Существуют различные подходы  к определению понятия «религия». Основные различия основаны на отношении  к данному явлению. Естественно, что с религиозной точки зрения, его смысл исходит изнутри, как данность веры. Если же рассматривать религию с религиоведческой точки зрения, то здесь указанная проблема понимается более объективно, но в то же также напрямую зависит от субъективных взглядов.

Можно привести определение религии, которое было дано Л. Толстым, но в переключении его смысла на современное общество вполне не потеряло своего значения.

Так, он рассматривает религию с  трех разных точек зрения:

- религия - есть известное, данное богом людям истинное откровение и вытекающее из этого откровения богопочитание. Такое значение приписывают религии люди, верующие в какую-нибудь одну из существующих религий и считающие поэтому эту одну религию истинною;

  - религия - есть свод известных суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание. Такое значение приписывается религии людьми неверующими вообще или не верующими в ту религию, которую они определяют.

   - религия - есть свод придуманных умными людьми положений и законов, необходимых грубым народным массам как для их утешения, так и для сдерживания их страстей и для управления ими. Такое значение приписывают религии люди равнодушные к религии, как религии, но считающие ее полезным орудием государственности.

   Религия по первому определению  есть несомненная, непререкаемая истина, которую желательно и даже обязательно для блага людей распространять между ними всеми возможными средствами.

   По второму определению  религия есть собрание суеверий, от которых желательно и даже  обязательно для блага человечества  всеми возможными средствами избавлять людей.

   По третьему определению  религия есть известное полезное  для людей приспособление, хотя  и не нужное для людей высшего  развития, необходимое, однако, для  утешения грубого народа и  для управления им, и которое  поэтому необходимо поддерживать.

Несомненно, ни одно из данных определений  не отражает всю полноту понятия  «религия». Скорее всего, они носят  субъективный характер, базирующийся на вере людей в то, что они  считают религией. Каждый человек непременно как-нибудь представляет себе свое отношение к миру.

Таким образом, исходя из этого, религию  можно определить как установленное  отношение человека к миру, определяющее его смысл жизни.

Соответственно, на основе этого Л. Толстым нравственность определяется как указание и разъяснение той деятельности человека, которая сама собой вытекает из того или другого отношения человека к миру.

Именно на данном положении базируются основы определения взаимодействия религии и нравственности в современный  период у религиозных деятелей.

Слово "нравственность" одного корня  с словами "нрав" и "нравиться". "Нрав" -- есть нечто постоянное, присущее человеческому духу, проявляющееся  и во внешней жизни. Глагол же "нравиться" указывает на приятные чувствования, внутреннюю удовлетворенность. Внутреннюю же удовлетворенность и приятность чувств вносит в душу добро, осуществление добра в жизни.

Исходя из этого с богословской точки зрения нравственность рассматривается как неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния (т.е. мысли, чувства и желания) человека, на основании врожденной человеческому духу идеи добра, выразительницею которой является совесть.

По другому определению "нравственность есть определенный, устойчивый образ  внешнего поведения и внутреннего настроения человека, вырабатываемый им самим при помощи собственного свободного самоопределения во имя чувства долга и направленный к осуществлению внешнего блага-добра".

Можно сказать, что вся религия  есть ответ на вопрос: «Какой смысл  моей жизни?». Отсюда, если рассматривать данную проблему с религиозной точки зрения, то нравственность не может быть отделима от религии. Нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни.

Так, преподаватель Нравственного  Богословия Киевской Духовной семинарии Г. Шиманский отмечает, что религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Истинная вера не может быть без добрых дел. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии – подобна срубленной смоковнице.

Тесная и неразрывная взаимосвязь  религии и нравственности вовсе, однако, не означает их тождества.

Для того чтобы понять различие между  религиозным и нравственным чувством, следует обратить внимание на психологию этих переживаний и на различие объектов их. Нравственное чувство характеризуется стремлением к нравственно-доброму; религиозное же чувство – к бесконечному, совершенному во всех отношениях, к абсолютному. Цель первого – удовлетворение требования нравственного долга и стремление к нравственному совершенству, цель второго – единение с Богом. Так, христианство категорически утверждает, что без помощи Божией невозможно ничего делать и даже просто жить.

Таким образом, с религиозной точки  зрения между религией и нравственностью существует такое же отношение, какое существует между жизнью и деятельностью. Никакая деятельность невозможна без жизни. Религия дает жизнь. И только при условии этой жизни возможна нравственная деятельность.

В данном случае целесообразно представить  и другую точку зрения, опирающуюся на то, что как и иные формы внешнего понуждения, такие как мораль, право, в качестве регулятора поведения церковь использует страх. Страх, как важнейший элемент животной составляющей человеческой личности. Пока в человеке живет страх, он мало того не может быть свободным, он и не совсем человек еще… Он на полпути от животного к человеку.

В противоположность животной, нравственная сторона личности основана на гуманизме  и знании. Вся диалектика, логика развития исторического процесса свидетельствует о медленном, но неумолимом увеличении нравственной составляющей человеческой личности и сокращении ее животной половины, несмотря на вроде бы многочисленные примеры обратного. Никакая нравственность не может быть основана на страхе, поскольку страх перед законом ли, перед гневом ли господнем не есть черта человека. В это сейчас невозможно поверить, но человек будущего не будет знать этого чувства. Но, коль скоро человек современный не лишен страха, степень его нравственной зрелости характеризуется способностью преодолевать его во имя достижения высших целей, в интересах всего человечества.

На примере развития нашего государства, выделяется период, когда понятие нравственности вовсе не связывалось с религией. Это, конечно же, относится к советскому периоду, к командно-административной экономике.

Здесь, когда, большая часть общества являлась атеистами в понимании  того времени, ключевым становится вопрос – если религия от нравственности неотделима, то отделима ли нравственность от религии при определенных условиях развития общества?

Несомненно, стоит рассмотреть  данную проблему более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема отделимости нравственности  от религии при социалистическом  устройстве общества и нравственное воспитание

 

Как было рассмотрено, с религиозной точки зрения именно религия является фундаментом нравственности. Однако, например, если человек не верит в Бога, можно ли считать его нравственным? Безусловно, здесь, во многом зависит от сформированных ценностей и ориентиров. Наша страна является ярким примером того, когда большинство населения не являлись верующими относительно отношения себя к той или иной религии.

Здесь, наверное, страны СНГ, входящие ранее в СССР более сохранили  религиозность общества, чем Россия за период существования советского государства. Многими культоролагами, религиоведами это объясняется большей отсталостью этих стран, проживанием значительного числа населения в сельских районах, а также относительно мусульманских государств, более сильными традициями, передающимися из поколения в поколение.

Однако, нельзя сказать, что в советском обществе совсем не было религии. Как отмечает А. Бузгалин, чаще всего то, что люди считали религиозностью, было не более чем обрядностью, традицией. Главный акцент делался на внешнюю атрибутику отправления культа. Общество было глубоко атеистично не только снаружи, но и изнутри.

Он достаточно подробно рассматривает те категории людей, которые относили себя к верующим.

Самая большая категория, конечно, это пожилые люди, малообразованные, прожившие нелегкую жизнь, обделенные вниманием как близких, так и общества, часто одинокие и беззащитные. В церкви они находили общение, слышали те слова, которые хотели услышать, вспоминали свою молодость, венчание, крещение своих детей. Церковь для них часть их жизни, она воскрешала в памяти незабываемые, дорогие каждому человеку мгновения. Большая часть такой паствы, конечно, неверующие, для которых церковь не религия, но, скорее, традиция.

Информация о работе Религия и нравственность