Религия в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Тема религии сегодня особенно актуальна, так как возрастает роль религии в современном обществе. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но в экономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалось влияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введении в российских школах нового предмета «Православная культура», в армии существует должность армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательно исповедовать какую-либо религию, главное знать о ней. Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
1. Определение религии ………………………………………………………………. 3
2. Возникновение религии. Методы ее изучения ……..……………………………. 5
3. Функции религии ………………………………………..………………………….. 10
4. Секуляризация ………………………………………………………………………. 11
5. Роль религии в современном обществе ……………………………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………………… 12
Список используемых источников и литературы …………………………………. 13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Тема религии сегодня особенно актуальна, так как возрастает роль религии в современном обществе. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но в экономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалось влияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введении в российских школах нового предмета «Православная культура», в армии существует должность армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательно исповедовать какую-либо религию, главное знать о ней. Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели. Хотя многие считают, что именно религия является тем спасательным кругом, способным вывести современное общество из бездуховности, агрессивности по отношению друг к другу на путь милосердия и толерантности.

Религия во все времена  и для всех народов имела огромное значение. В своей работе я описала краткую историю возникновения и эволюцию религии, а так же мной была сделана попытка определения основных функций религии в обществе, ее необходимость в современном мире.

 

1. Определение религии

 

На протяжении многих тысячелетий  религиозный феномен в силу своей  универсальности и поразительного разнообразия, питал человеческую мысль  и побуждал человека ставить основополагающие вопросы о происхождении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о свободе воли и т.п.

Люди хотят найти в  различных религиях ответ на связанные  с загадкой человеческого существования  тайны, которые сегодня, как и  всегда, продолжают тревожить сердца людей. Что такое человек? Что  есть добро и что есть зло? В  чем истоки и причина страданий? Как достичь истинного счастья? Что такое смерть? Стремление к  познанию тайны человеческого существования  запечатлено в человеческом подсознание. От каменного века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения, стремление к познанию тайны бытия продолжает существовать в неразрывной связи с мировой культурой.

Слово “религия” встречается  очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может  показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом  деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.

Дать точное и однозначное  определение понятия религия  невозможно. В науке таких определений  существует множество. Они зависят  от мировоззрения тех ученых, которые  их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в  большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».

Слово «религия» буквально  обозначает – связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. До н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово «религия» вошло  в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Религия - это форма сознания, предполагающая веру в существование Сверхъестественных сил и возможность контакта с ними. Религия подразумевает соединение с Высшим началом, находящимся за пределами этого мира, абсолютная связь с которым была некогда утрачена, но ее можно восстановить через открытость и доверие, через готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни, то что исходит от Высшего начала либо в форме откровения, либо в форме медитативного общения. Исходящее от высшего начала наставляет человека на его жизненном пути, является заповедями, которым необходимо следовать.

Выделим основные признаки религии:

1. Изначальным признаком всякой религии является вера. Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Религиозная вера включает в себя:

- нормы морали, которые  объявлены происходящими от Божественного  откровения; нарушение этих норм  является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

- определенные юридические  законы и нормы, которые также  объявлены или появившимися непосредственно  в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной  Богом деятельности законодателей;

- веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.;

- веру в спасительную  силу для души человека ритуальных  действий, которые совершают верующие  люди в соответствии с указаниями  Священных книг, священнослужителей  и деятельности;

- веру в богонаправленность деятельности церквей как объединения людей, считающих себя приверженцами той или иной религии;

- культовые ритуалы и  иные формы практического воплощения  веры.

2. Наряду с простой  чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не может  существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. Возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных элементов  культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. Прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

От церквей принято  отличать секты. Это слово несет  на себе негативную окраску, хотя в  буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Религии мира делятся на «религии откровения» (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм) и «религии медитации».В религиях откровения - знания, получаемого от Бога, недоступного рациональному познанию, постигаемого религиозной верой и несущего в себе истину и наставление, избранный Высшим Началом человек - пророк, воспринимает истину, исходящую свыше и обязан передать ее людям. В религиях медитации - достижения состояния углубленной сосредоточенности с помощью психических упражнений, сам человек при помощи медитативных практик, выходит на контакт с Высшим началом и получает истинное знание, которое сообщает людям.

Не довольствуясь описанием  различных религий, человеческая мысль  с давних пор стремится объяснить  феномен религии, понять его природу  и значение, понять, что составляет его сущность.

 

2. Возникновение  религии. Методы ее изучения

 

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками науки, языком у них появились элементы религиозного мировоззрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека от обезьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека современного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного периода» в истории человечества так и не обнаружено.

Не вдаваясь в детальные  споры, мы можем констатировать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.

Выделяют два подхода  к исследованию религии богословско-теологический  и материалистический (научный).

В рамках религиозного сознания - формы мышления, исходящей из существования  и возможности связи со Сверхъестественным, и присущей религиозному человеку попытки исследовать религию приводят к появлению теологии (богословия) - учения о Боге.

Религиозный человек - человек, живущий в мире, где присутствие  ВысшегоНачала подразумевается само собой, независимо от исторического контекста. Религиозный человек всегда верит, что существует Абсолютная реальность, Священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем, делает его реальным.

Многие религии, например, считают, что человек, живя в этом мире, пребывает в заблуждении  из-за незнания истины и неадекватно  воспринимает этот мир и себя в  нем (например, христианство, буддизм). Религиозный же человек считает, что жизнь имеет священные  истоки и что человеческое существование  реализует свои потенциальные возможности (таланты, способности) настолько, насколько  человек является религиозным. Будучи религиозным, человек воспроизводит в своей жизни то , что относится к Священному, религиозный человек постигает глубинное измерение бытия.

Теология появляется в  наиболее развитых религиях - иудаизме, христианстве, исламе - как попытки отдельных теологов различных вероисповеданий приблизиться к познанию Бога. Теология, как и философия, не существует как цельная наука, она состоит из многочисленных мнений, суждений, трактатов.В работах теологов религия объясняется как бы “изнутри”, с позиций религиозного человека, обладающего религиозной верой и исходящего из нее.

Религиозная вера - это убежденность человека в существовании Сверхъестественного, в возможности связи с Ним, в участии Сверхъестественного как в жизни самого человека, так и в истории мира. Теологический метод объяснения феномена религии предполагает, что объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры.

Метод объяснения феномена религии “извне”, не предполагающий заранее принятия истинности ее постулатов, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться первое научное знание, оформившееся в древности в виде философии.

Научный метод, в отличие  от теологического, пытается исследовать  религию, не предполагая заранее  существования “высшего начала”, “священного”, попытаться ответить на вопрос, почему возникают религии, что значат они  в истории мира, в какой мере основы тех или иных религиозных  верований отвечают критериям истинного  знания.

Уже на ранних стадиях развития цивилизации мы встречаем критику  религии, сомнение или прямое неверие  в существование загробного мира и бессмертия души. Царящая в мире несправедливость и необъяснимая жестокость самого мира с его стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п. заставляла людей  сомневаться во всемогуществе богов, питала богоборческие настроения, критическое  отношение к официальным культам  и жречеству (специально подготовленным служителям культа).

С появлением философии, которая  уже не удовлетворяется мифологическим объяснением мира и ищет это объяснение с помощью разума и опыта, возникает  научное мировоззрение, среди разновидностей которого имеет место и такое  явление, как атеизм - форма сознания. не предполагающая существования Сверхъестественного.

Информация о работе Религия в жизни общества