Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей.
Задачи исследования:
Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме.
Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса.
Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе.
Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4
Определение основных теоретических понятий………..………....4
Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6
Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по
детской литературе…………………………………………...……17
Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22
Потребители рекомендательной библиографической
информации о книгах для детей…………………………………………32
Потребители библиографической информации для
детей: теоретический аспект………………………………………32
Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34
Заключение…………………………………………………………………...…..43
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

рекомендательная библиография.docx

— 282.10 Кб (Скачать файл)

Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4
    1. Определение основных теоретических понятий………..………....4
    2. Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6
    3. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по

детской литературе…………………………………………...……17

    1. Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22
  1. Потребители рекомендательной библиографической

информации о книгах для детей…………………………………………32

    1. Потребители библиографической информации для

детей: теоретический аспект………………………………………32

    1. Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34

Заключение…………………………………………………………………...…..43

Список использованных источников………………………………………..….45

Приложения………………………………………………………………...……49

Приложение 1. Анкета для детей………………………………………….……49

Приложение 2. Библиографические игрушки для детей………………...……52

Приложение 3. «Мы читаем о войне» (рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне)………………………………58

 

 

 

 

 

 

Введение

          Актуальность темы. Как показывает практика, рекомендательные библиографические пособия занимают важное место в составе справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек. Это обусловлено ярко выраженной педагогической функцией рекомендательной библиографической информации и ее нацеленностью на помощь в воспитании, образовании и самообразовании, популяризацию знаний. Всё это чрезвычайно важно для подрастающего поколения и руководителей детского и юношеского чтения. В связи с названными факторами представляется интересным изучение состава рекомендательных библиографических пособий, эффективности системы пособий для детей.     Проблемы определения основных понятий описывали в своих работах Добрынина Н.Е.[18], Бавин С.П. [3; 4], Давыдова М.И. [16], Бабичева М.Е. . [2], Беспалова Э.К. [7].        Классификация рекомендательных библиографических пособий для детей стала объектом внимания в работах Добрыниной Н.Е. (18), Рыбиной Н.Ф [32; 33]., Томашовой Е.Н. [40 -42] Арзамасцевой О.Л. [1] , Барковой И.В. [6], Бондаренко Я. и Сафроновой Т. [8], Голубевй Н.Л. [14], Духановой Е.Г. [20] и других.          Потребители рекомендательной библиографической информации для детей привлекли внимание Рыбиной Н.Ф[32, 33]., Томашовой Е.Н. [40-42], Голубевой Е.И. [14] , Грузиновой Л.Б. [15].    Централизованные исследования по вопросам рекомендательной библиографии для детей проводились до начала 1990-х годов. В более позднее время это сделать было сложно, поскольку практически распалась государственная система планирования выпуска рекомендательных пособий и отчетности об их использовании. В связи с этим перед детскими библиотеками встала задача о самостоятельном локальном изучении эффективности рекомендательной библиографии.     

Объект исследования - система рекомендательных библиографических пособий.

Предмет исследования - система рекомендательных библиографических пособий для детей.

Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей.

Задачи исследования:

  1. Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме.

  1. Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса.
  2. Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе.
  1. Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России.

 

    1. Определение основных теоретических понятий

В целом, достаточно едины представления российских теоретиков о рекомендательной библиографии, как одном из видов библиографии, выполняющем важные общественные функции: пропаганда и помощь в ориентации в произведениях печати, имеющих широкую общественную значимость и относящихся к положительным ценностям культуры.   Однако Н.Е. Добрынина рассматривает рекомендательную библиографию несколько иначе, расширяя её функции: «Миссия рекомендательной библиографии заключается в формировании Человека в человеке, в стремлении развивать в нем высокую духовность, раскрывая все лучшее, что может дать книга. Эта миссия - константна, идентичная миссия книги, библиотеки, других просветительных учреждений как феноменов, сохраняющих и развивающих культуру» (18, С.28). Таким образом, она выводит рекомендательную библиографию на более высокий уровень, чем это делается другими исследователями при формулировке определения термина «рекомендательно-библиографическое обслуживание», которое трактуется исключительно, как направление деятельности библиотеки. Н.Е.Добрынина выделяет четыре основные функции рекомендательной библиографии: информационную, просветительскую, образовательную и воспитательную. Она рассматривает рекомендательную библиографию в процессе её эволюции, выделяя помимо функций, комплексы проблем, которыми заняты исследователи:

  1. Природа и социальные функции рекомендательной библиографии;
  2. Соотношение первичной и вторичной информации в рекомендательных библиографических пособиях. По её мнению эти проблемы решаются благодаря жанровому разнообразию рекомендательных библиографических пособий;  
  3. Творческая составляющая труда библиографа при составлении рекомендательных библиографических пособий (личность библиографа);       
  4. Обоснование типологии пособий рекомендательной библиографии с учетом восприятия их текстов, стимулирующих читательскую активность.

В настоящее время термин «рекомендательно-библиографическое обслуживание» практически не употребляется в профессиональной печати. Он даже не упоминается в терминологическом словаре « Библиотечное дело» 1986 года издания, не говоря уже о более поздних изданиях.

На современном этапе работы данный термин трансформировался в более размытое понятие «рекомендательно-библиографическая деятельность» библиотек, которое в широком смысле означает рекомендательное библиографирование, создание и выпуск рекомендательных библиографических пособий, а также использование рекомендательной библиографической информации в работе с фондами, во всех направлениях библиотечно-библиографической работы, в том числе в работе с читателями».            М.Е. Бабичева в статье «Рекомендательно-библиографическая деятельность как функция библиотеки» на примере РГБ отмечает: «Как функция библиотеки рекомендательно-библиографическая деятельность имеет два основных направления: с одной стороны, она обеспечивает культурные потребности читателя, с другой - представляет библиотеку именно культурным институтом» (2, С. 15). Она называет две формы рекомендательно-библиографической деятельности - использование рекомендательно-библиографической продукции в работе с читателями и её создание.             Это противоречит ранее существовавшему мнению о трех формах существования рекомендательно-библиографического обслуживания: составлении рекомендательно-библиографических пособий, их использованию в обслуживании читателей и использовании рекомендательных пособий для докомплектования фонда библиотеки (учитывая, что основной целью рекомендательной библиографии в прежние годы являлось отражение лучших документов, рекомендательные указатели могли оказать помощь в выборе книг для заполнения лакун).     На наш взгляд, сущность понятия термина «рекомендательно-библиографическое обслуживание» вытекает из понятия «рекомендательная библиография», то есть в соответствии с утверждением Э.К. Беспаловой, «рекомендательно-библиографическое обслуживание» - «это направление библиографической работы библиотеки по доведению рекомендательно-библиографической информации до читателя, которое реализуется с помощью пособий и методов рекомендательного библиографирования. Зная, какие задачи и функции выполняет рекомендательная библиография, можно будет говорить и о сущности термина «рекомендательно-библиографическое обслуживание» (7, с. 4).         Таким образом, существует дисбаланс в определении понятий «рекомендательно-библиографическое обслуживание» и «рекомендательно-библиографическая деятельность». Учитывая трактовки этих понятий, следует признать, что правомернее было бы говорить все-таки о существовании не рекомендательно-библиографического обслуживания, а о деятельности, поскольку в практике библиотек по этому направлению применяются два библиографических процесса - собственно обслуживание читателей при помощи рекомендательно-библиографических пособий и библиографирование. Следует учесть и тот момент, что в ходе библиографирования задействован еще один библиографический процесс - библиографический поиск. Приняв это к сведению, мы находим нужным в дальнейшем применять в своем исследовании термин «рекомендательно-библиографическая деятельность», а не «рекомендательно-библиографическое обслуживание».

 

    1. Информационно-библиографические пособия: виды и формы

 

Основополагающим документом информационно-библиографической деятельности является ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». Он выделяет три основных типа библиографических пособий – библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор, хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.

Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.

Основной частью библиографической записи является библиографическое описание. Библиографическая запись может включать также заголовок, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), аннотацию (реферат), шифры хранения документа, справки о добавочных библиографических записях, дату завершения обработки документа, сведения служебного характера.

Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.

Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.

Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всём, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности, как библиографа, так и пользователя библиотеки.

Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.

Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты, памятки, рекомендательные списки, флаеры, планы чтения.

 

Особенности каждого вида библиографических пособий малых форм

Библиографическая закладка – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определённой книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера, чаще узкую.Формат закладки: ширина – 5-8 см, высота – 25-30 см..  На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

Наряду с художественной литературой, закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. В закладке даётся обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.

Информационная закладка отличается от библиографическойотсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения.  Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки  или ссылка на интернет - ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

Библиографическая памятка –  предназначена для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Цель памятки, посвященной определённой личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.

Разделы памятки следуют друг за другом в определённом порядке:

- предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения  и информация об истории создания  произведений);

- обзор основных произведений;

- список основных изданий  и публикаций (если в библиотеке  одно и то же произведение  представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое  издание или издание, оснащённое  научно-справочным аппаратом);

- краткий список литературы  о жизни и творчестве (сначала  приводят библиографические описания  книг, характеризующих жизнь и  творчество в целом, а затем  литературу об отдельных периодах  и конкретных произведениях).

Этот же принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности, фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Информация о работе Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации