Разрешение конфликтов в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы разрешения конфликтов;
- разработка плана разрешения споров;
- анализ типичных ошибок возникающих в споре;
- рассмотрение способов предупреждения конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.
1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5
1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9
1.3.Регуляция межличностных конфликтов……………………...18
ГЛАВА II. СПОР.
2.1. План разрешение споров ……………………………………….21
2.2. Типичные ошибки, возникающие в споре ……………………22
2.3. Предупреждение конфликтов в споре………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Разрешение конфликтов в споре.docx

— 63.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В  СПОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.

1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5

1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9

1.3.Регуляция межличностных  конфликтов……………………...18

ГЛАВА II. СПОР.

2.1. План разрешение споров  ……………………………………….21

2.2. Типичные ошибки, возникающие  в споре  ……………………22

2.3. Предупреждение конфликтов  в споре………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликты происходят в жизни  каждого человека. Это мелочные стычки на бытовой почве, геополитические  конфликты, различные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных обязанностей, без которых порой невозможно решить поставленные задачи. Жизнь современного делового человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми.

Конфликтные ситуации возникают  во всех социальных сферах. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта.

Особенно актуальной на сегодняшний  день является проблема разрешения конфликтов в споре, т.к. они дезорганизует людей, переводят их в эмоции, а не разум. Поэтому необходимо владеть навыками предотвращения возникновения, сглаживания последствий конфликта, разрешение споров, умением подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.

Чаще всего конфликты  не сами разрушительно действуют  на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых  форм поведения в конфликтной  ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно  интенсивны и длительны, у людей  может возникнуть и закрепиться  оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру  личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Негативные последствия  страха, враждебности и чувства опасности  распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает  нечто вроде цепной реакции, которая  охватывает все более широкие  области межличностных отношений.

Актуальность проблемы разрешения конфликтов повлияла на выбор темыреферативной работы: «Разрешение конфликтов в споре».

Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.

В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:

- теоретический анализ  проблемы разрешения конфликтов;

- разработка плана разрешения  споров;

- анализ типичных ошибок  возникающих в споре;

- рассмотрение способов  предупреждения конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ.

 

1.1.ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ  КОНФЛИКТОВ.

 

Понятие «конфликт» характеризуется  исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных  значениях. Самым общим образом  конфликт можно определить как «предельный  случай обострения противоречия».

Существуют две противоположных  точки зрения о причинах конфликта:

1) конфликт является свойством  человеческого характера, стремлением  к первенству, доминированию, конфликтному  поведению — субъективные причины;

2) конфликт вызывается  объективными причинами, не зависящими  от личности.

Многие авторы придерживаются идеи о том, что конфликт возникает  из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и  внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами [1,152]. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-психологическими факторами (внутриличностные конфликты).

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения  и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов [2, 12]:

1) Информационный фактор  — это та информация, которая  приемлема для одной стороны  и неприемлема для другой. Это  может быть: неполная, неточная информация  одной из сторон; нежелательное  обнародование; недооценка фактов  при решении спорных проблем;  дезинформация, слухи и т.д.

2) Структурный фактор—  формальные и неформальные характеристики  группы (специфика законной власти  и законодательства, статуса, прав  мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных  норм и т.д.).

3) Ценностный фактор —  те принципы, которые провозглашаются  или отвергаются; которым будут  следовать все члены группы. Они  вносят в группу чувство порядка  и цель существования. Это такие  ценности как:

— личные системы верований  и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

— групповые системы верований  и поведения;

— системы верований и  поведения общества;

— ценности всего человечества;

— профессиональные ценности;

— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4) Фактор отношения —  удовлетворение от взаимодействия  двух или более сторон или  его отсутствие. Внимание на аспектах:

— основа отношений (добровольные или принудительные);

— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

— ожидания от взаимоотношений;

— важность взаимоотношений;

— ценность взаимоотношений;

— длительность взаимоотношений;

— совместимость людей  в процессе взаимоотношений;

— вклад сторон во взаимоотношения  и т.д.

5) Поведенческий фактор  — это стратегия поведения  в конфликтной ситуации: избегание,  приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).

В самом общем виде можно  определить три класса причин возникновения конфликтов [3, 36]:

  • социально-экономические - конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;
  • социально-психологические – конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;
  • социально-демографические – конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованьям.

С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов [4,49]:

1. Конфликт целей. Ситуация  характеризуется тем, что участвующие  в ней стороны по-разному видят  желаемое состояние объекта в  будущем.

2. Конфликт взглядов, когда  участвующие стороны расходятся  во взглядах, идеях и мыслях  по решаемой проблеме.

3. Конфликт чувств, когда  у участников различны чувства  и эмоции, лежащие в основе  их отношений друг с другом  как личностей. Люди просто  вызывают друг у друга раздражение  стилем своего поведения, ведения  дел, взаимодействия.

Функции конфликта – это  воздействие конфликта или его  результатов на оппонентов, их отношения  и на социальную и материальную среду. В зависимости от сферы влияния  можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие  на психические состояния и, как  следствие, на здоровье участников; воздействие  на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.

По направленности воздействия  выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В групповых  отношениях конструктивная функция  конфликта проявляется в способствовании  предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление  новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные  противоречия, существующие между членами  коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта  на уровне группы проявляется в нарушении  системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного  единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности  функционирования группы в целом [5, 84].

Таким образом, обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают  конфликт по преобладанию той или  иной функции. Основные причины конфликтов вызваны проблемами  в отношениях между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА.

 

Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически  взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему  и процесс. Имеет объективный  и субъективный уровни, противопоставление которых неправомерно. На объективном  уровне основными элементами структуры  конфликта являются: основные факторы  макроситуации (физической и социальной среды), опосредованно влияющие на конфликт; основные факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт: второстепенные участники  конфликта; основные участники конфликта, их потребности, интересы и цели, объект и предмет конфликта и др. К  основным субъективным элементам структуры  конфликта можно отнести психические  модели конфликта, имеющиеся у его  участников, их актуальные психические  состояния; динамические составляющие их индивидуально - психологических  особенностей и др.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический  процесс. Рассмотрение его в динамике предполагает выделение основных стадий. К их числу можно отнести:

  • Возникновение и осознание объективной конфликтной ситуации;
  • Переход к конфликтному поведению;
  • Разрешение конфликта.
  1. Возникновение и осознание объективной конфликтной ситуации.

 

В большинстве случаев  конфликт порождается объективной  конфликтной ситуацией, отражающей стремление одной из сторон к достижению некоторого желаемого для нее  состояния, при этом объективная  конфликтность ситуации не осознается сторонами.

Конфликт относится к  тому типу ситуаций, к которому применима  теория Томаса об определении ситуации. Ее приложение к конфликтам означает, что если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, на том значении, которое он ей придал, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая  соответствующие стратегии поведения.

«Определение ситуации»  представляет собой теоретический  конструкт, используемый нами для обозначения  результата восприятия (построения образа) ситуации и ее интерпретации («объяснения»). В возникновении конфликтов именно соответствующее определение ситуации играет решающую роль. Использование  концепта «определение ситуации» в  анализе генезиса конфликтов позволяет  ввести четкие разграничения между  часто смешиваемые понятиями  «конфликт», «конфликтная ситуация», «противоречие», «противоречивая ситуация», отведя последним статус реальной объективной  ситуации, а конфликту – содержание «определенной как конфликтной» ситуации, что, собственно, и является пусковым механизмом возникновения  конфликта с последующим развитием  конфликтного взаимодействия (в его  различных модификациях). Тем самым  «участники социального взаимодействия выступают как активные субъекты, которые не просто попадают в ситуации, но и в определенном смысле «создают» их» [6,125].

Однако нередко конфликтность  образов возникает в том случае, когда объективная основа конфликта  отсутствует. Л.А. Петровская [5, 37] отмечает следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

Адекватно понятый конфликт. Конфликтная ситуаций объективна, стороны правильно оценивают существо реального конфликта, т.е. дают объективную трактовку происходящего.

Неадекватно понятный конфликт. При неадекватности понимания происходящего конфликтная ситуация реальна, и стороны ее осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.

Информация о работе Разрешение конфликтов в споре