Развитие творческих способностей младших школьников в условиях дополонительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования
1.1 Взаимосвязь понятий «творчество» и «развитие», «способности».
1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.3 Типология и характеристика учреждений дополнительного образования.
1.4 Творческое объединение как тип полифункционального досугового объединения.
Глава 2. Практические аспекты
2.1.Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.2 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в условиях творческого объединения
2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ № 1.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ           РАБОТА

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛОНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                                                                             

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования

1.1 Взаимосвязь  понятий «творчество» и «развитие», «способности».

1.2 Особенности  развития творческих способностей  младших школьников.

1.3 Типология  и характеристика учреждений дополнительного образования.

1.4 Творческое  объединение как тип полифункционального досугового объединения.

Глава 2. Практические аспекты

2.1.Психолого-педагогические особенности развития  творческих способностей младших школьников

2.2 Диагностика  развития  творческих способностей  младших школьников в условиях  творческого объединения

2.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития  творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Заключение

Список литературы

Приложение

Глоссарий

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они  проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Вопрос о  развитии способностей в теории и  практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы в нашей стране и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

Новые социально-экономические  условия жизни вызывают необходимость  теоретических исследований по определению  условий, содержания и методов работы с детьми в системе дополнительного образования. Особую актуальность приобрела проблема развития творческой активности в условиях постоянно изменяющегося мира, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.

Таким образом, развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования, является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.

Дополнительное образование в России представляет сложный, организационно еще до конца не сложившийся, комплекс государственных муниципальных учреждений, а также различных объединений самодеятельного творчества учащихся. Система дополнительного образования, в значительной степени выросшая из внешкольных учреждений, клубов и центров самостоятельного ч технического и компьютерного творчества, дворцов и домов пионеров, обладает высоким творческим потенциалом. Интерес к ней учащихся, занимающихся творчеством, весьма велик. Особенностью системы дополнительного образования является полипрофессиональный характер занятий в объединениях учащихся, обеспечивающий формирование мотивации к познанию, творческому мышлению, исследовательской деятельности.

       Проблема заключается в том, что, с помощью каких принципов и методов обучения и воспитания при помощи дополнительного образования развивать творческие способности младших школьников в условиях полифункционального творческого объединения.

Актуальность  данной проблемы определила выбор темы курсовой работы: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛОНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 Цель курсовой работы: выявить педагогические условия развития творческих способностей в условиях дополнительного образования младших школьников.

 Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования – влияние полифункционального творческого объединения на развитие способностей младших школьников в условиях дополнительного образования.

Гипотеза – исследования основана на предположении о том, что дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития творческих способностей у детей при наличии соответствующих педагогических условий:

-   будет изучена методическая литература по данной теме;

-    будут  учтены психолого-педагогические  особенности этого возраста;

-  будут исследованы педагогические принципы и методы личностно-          ориентированного обучения и разнообразия дополнительного образования в полифункциональном  творческом объединении;

-  будет определена роль дополнительного образования в развитии творческих способностей младших школьников;

-    ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности.

На основании  данной гипотезы формулируются следующие задачи:

  1. Определить  основные  теоретические  понятия  данной  темы .
  2. Установить взаимосвязь понятий «творчество», «развитие», «способности».
  3. Выявить характер  развития творческих способностей  младших школьников.
  4. Определить роли дополнительного образования, полифункционального творческого объединения в развитии способностей младших школьников.
  5. Определить уровень  развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста
  6. Провести диагностику развития творческих способностей  младших школьников.
  7. Проанализировать статьи отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития  творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

 

Теоретическая значимость  данной работы состоит в том, что в ней сделан анализ методической, психологической и педагогической литературы по теме «Развитие творческих способностей в условиях дополнительного образования младших школьников»,  определены закономерные связи между  воображением и развитием личности, ее интересами и эмоциями, учебной деятельностью, определена  роль  полифункционального  творческого объединения в развитии способностей, разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития творческих способностей младших школьников в условиях полифункционального творческого объединения средствами дополнительного образования с учетом их возрастных особенностей.

Практическая  значимость данной работы  заключается в проведении диагностики развития творческих способностей и отражения ее результатов в данной работе. 

Методологическую  основу  данного исследования  составляют  положения,  которые являются исходными в определении теоретических основ данной курсовой работы: Л. С. Выготского, В.Н. Дружинина , В.В. Давыдова, А.В. Хуторского, Е.Б.Евладовой , Г.А. Усковой,  Н. В. Погореловой, В. С. Русановой и других психологов и педагогов, которые способствовали формированию определенных позиций, взглядов на данную проблему.

При написании  работы использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, моделирование, обобщение, изучение литературы по данной теме.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Взаимосвязь понятий «творчество»  и «развитие», «способности».

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность  творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Люди  совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых  и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

При решении  задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается  нечто новое. Вот здесь-то и требуются  особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать  находить связи и зависимости-все  то, что в совокупности и составляет способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Обычно  различают:

- общие  способности (индивидуальные свойства  личности, которые обеспечивают  относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

 

- специальные  способности (система свойств  личности, которые помогают достигнуть  высоких результатов в какой-либо  области деятельности). Специальные  способности органически связаны с общими.

Таким образом, в самом общем виде определение  творческих  способностей выглядит следующим образом.  Творческие  способности  – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность  выполнения  им творческой деятельности различного рода.   

Мы  часто говорим: «Этот человек  одаренный» «Он обладает уникальными  творческими способностями». В основе всех способностей лежат природные  задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические  особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются. При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные -  певцом, художественные задатки - живописцем и т.п.

Таким образом, природные задатки могут  остаться в первоначальной стадии, если их не развивать. На мой взгляд, способности человека можно представить  в виде дерева, где

корни — природные задатки человека,

ствол — общие способности,

ветви — специальные способности, в  том числе и творческие. (см. прил. 1)

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и  ветвистее его крона. Так мы подошли  к понятию развития творческих способностей.

В.Н. Дружинин определяет творческие способности  как индивидуальные особенности  качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление .

Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие.

Наиболее  эффективный путь развития творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны  творческие способности?

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в условиях дополонительного образования