Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:47, доклад

Краткое описание

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Вложенные файлы: 1 файл

сибирские музеи.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Кроме того, есть классификация по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Типичные исследовательские музеи в Приморском крае – Музей биологии моря Института биологии моря ДВО РАН, Геологический музей Дальневосточного геологического института ДВО РАН.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД и т.п., где есть необходимость выработки у сотрудников особых навыков). Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей. Например Музей таможни в г. Чоп (Молдова): среди экспонатов вещи-тайники – чемоданы с двойным дном, туфли с полыми каблуками, куклы и другие игрушки, служившие контейнерами, книги, в обложки которых вклеивали денежные знаки. Вряд ли такую информацию стоит делать доступной для общего пользования.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую аудиторию детские музеи. Они ориентированы на психологические и возрастные особенности детей. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре и т.п. Родина этих музеев – США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей (1899 г.). В Приморском крае пример действующего детского музея – Приморская краевая детская картинная галерея (филиал Приморской государственной картинной галереи).

Своеобразной советской интерпретацией идеи детского музея были существовавшие в 1918–1924 гг. пролетарские музеи. Они создавались в отдаленных от центра города районах Москвы. Это были художественные музеи, которые должны были стать «подготовительной школой», «музеями первой ступени», призванными привить интерес и бережное отношение к произведениям искусства представителям победившего в революции класса.

В 1960–1980-е гг. в связи с развитием сети музеев-ансамблей, музеев-заповедников создается классификация по признаку осуществления музеем своей научно-доку­ментационной функции. В соответствии с этой классификацией выделяют музеи коллекционного и ансамблевого типов. В основе музея коллекционного типа лежит коллекция предметов, соответствующая профилю музея (основные усилия направлены на ее формирование). Документирование такие музеи осуществляют посредством сохранения, комплектования, изучения фондов музея. Музеи ансамблевого типа осуществляют функцию документирования посредством сохранения недвижимых памятников, интерьеров, ландшафтов (основные усилия направлены на сохранение сложившейся природной и культурно-исторической среды) (рис. 6).

 

Рис. 6. Новгородский археолого-архитектурный и художественный

заповедник, РФ. Софийский собор

 

Развитие музейной сети ведет к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю.

Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует социальные феномены (например, Музей нового искусства относится к группе художественных музеев, но при этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное – для него, непрофильное).

Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены на более узкие подгруппы. Впоследствии эти подгруппы могут преобразоваться в новую профильную группу музеев. При всех сложностях создания полноценной классификации по профилю можно выделить следующие группы музеев:

1.     Исторические  музеи:

а) общеисторические (вся история человечества);

б) национальной истории (история отдельных стран);

в) региональной истории (история отдельных регионов);

г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.);

д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

2.     Музеи отдельных  отраслей культуры (в узком смысле  слова):

а) художественные музеи;

б) литературные музеи;

в) музыкальные музеи;

г) театральные музеи;

д) музеи физкультуры и спорта.

3.     Педагогические  музеи.

4.     Естественнонаучные  музеи.

5.     Промышленные  музеи:

а) музеи торговли, промышленности и ремесел;

б) музеи техники (музеи отдельных отраслей);

в) музеи отдельных предприятий.

6.     Сельскохозяйственные  музеи.

7.     Комплексные.

Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980–1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этногра­фических и архитектурно-этнографических музеев и т.д. Практически все профильные группы исторических музеев имеют международные объединения: Международная ассоциация музеев военной истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест (International council on monuments and sites – ICOMOS), Организация городов Всемирного наследия (Organization of world heritage cites – OWHC) и др.

Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный исторический музей (ГИМ, Москва). В его коллекции более 4 млн предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн листов различных документов. ГИМ владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства (в том числе икон), оружия, одежды и тканей (в том числе археологических – с конца XII в. до начала XIX в., насчитывает около 390 единиц хранения). Имеет филиалы «Покровский Собор», «Новодевичий монастырь», «Церковь Троицы в Никитках», «Музей декабристов», «Крутицкое подворье» (музей русских ремесел).

Уникальные музеи исторического профиля относятся к подгруппе военно-исторических музеев – музеи исторического пространства. В СССР их было 3 (в РСФСР, нынешней РФ – 2): Бородинское поле (Московская область, 124 км к юго-западу от Москвы); Куликово поле (Тульская область), поле Полтавской битвы (теперь за рубежом: Украина, 9 км от Полтавы).

Музеи под открытым небом, музеи-заповедники часто представляют собой смешанные историко-художественные музеи и в принципе должны быть отнесены к комплексным музеям (рис. 7).

 

Рис. 7. Музей-усадьба «Архангельское». Дворец. Салон Ротари (РФ)

 

Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось более 350 музеев данной группы. Выделяют музеи изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски), национального, зарубежного искусства; архитектурные музеи (музеи-памятники, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.п.); музеи слепков (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе); музеи декоративно-прикладного искусства; художественно-про­мышленные музеи и выставки, музеи народного искусства, мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи).

Наиболее крупные и известные из российских музеев этой профильной группы Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусства народов Востока, Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусского искусства им. А. Рублева (Москва) и др. Из проектов, направленных на популяризацию современных художественных тенденций, проходящих в Российской Федерации, наиболее интересны международные выставки-ярмарки «АРТ – МИФ», «Арт-Москва»5, «Арт-Манеж»6.

Литературные музеи – документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей. На начало

1990-х гг. в Российской  Федерации музеев данной профильной  группы было более 140. При ICOM с 1977 г. действует Международный комитет  литературных музеев (International committee of literature museums). Самое крупное отечественное собрание по истории литературы – Государственный литературный музей в Москве. Фонды его насчитывают более 450 тыс. единиц хранения в основном фонде и около 200 тыс. – в фонде научно-вспомогательных материалов: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры (М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.); архивы издательств, творческих объединений, фотографии, картины, собрания мемориальных вещей, фоно- и видеозаписей и т.д. Музей имеет 10 филиалов.

Музыкальные музеи – документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Деятельность таких музеев во всем мире координирует Комитет ICOM по музыкальным музеям и коллекциям музыкальных инструментов. Крупнейший из отечественных музеев в данной профильной группе – Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В основном фонде музея более 771 тыс. единиц хранения, а также свыше 2 тыс. – в научно-вспомогательном. Музейные коллекции включают личные архивы композиторов, рукописи-автографы, декорации (а также макеты, проекты и т.п.) костюмов и спектаклей, музыкальные инструменты, фонотеку записей, нотные издания и т.д. Музей имеет 5 филиалов.

Достаточно сложно провести границу между музыкальными музеями, действующими при театрах, и театральными музеями (например, Музей Парижской консерватории, Музей Государственного академического Большого театра). Скорее, их следует относить к комплексным музеям, документирующим процессы в рамках нескольких профилей – театрально-музыкальным. Крупнейший из комплексных музеев этого типа – Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Пе­тербурге. Фонды музея насчитывают около 420 тыс. единиц хранения, из них более 350 тыс. – основной фонд. Музей имеет 4 филиала, из которых 3 – мемориальные (музеи-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых).

Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек (International association of theater museums and libraries), объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира».

Крупнейший в мире и головной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Основные фонды музея насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, научно-вспомогательные – свыше 40 тыс. В музейном собрании выделяют рукописный отдел (письма, дневники, тексты ролей, записи репетиций, личные архивы актеров, драматургов, композиторов, режиссеров и т.д.); собрание декораций (эскизы декораций и костюмов, макеты, портреты театральных деятелей); архивный фонд (коллекции афиш и программ, плакатов и т.п., записи выступлений, постановок и др.); фотоотдел. Музей имеет 4 филиала (мемориальные музеи).

Свои музеи имеют многие известные театры: Большой драматический театр им. А.М. Горького в Санкт-Петербурге, Центральный театр кукол С. Образцова и др.

Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири